Анкетирование:понятие.виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 09:57, реферат

Описание работы

Ежедневная практическая деятельность специалиста по социальной работе содействует улучшению жизни конкретного человека с помощью методов, отдельных техник, которые разрабатываются в соответствии с индивидуальными особенностями клиента и основываются на специфике трудной жизненной ситуации клиента. Социальная диагностика – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социально! окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение yen хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сфер (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1.Анкетирование:понятие.виды ……………………………………………5
2.Основы анкетирования респондентов старшей возрастной группы …..8
2.1. Особенности и сложности анкетирования респондентов старшей возрастной группы ………………………………………………………….9
2.2. Анкета …………………………………………………………………12
Заключение ………………………………………………………………..18
Список использованых источников ……………………………………..2020

Файлы: 1 файл

Диагностичесский метод.docx

— 37.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...3

1.Анкетирование:понятие.виды  ……………………………………………5

2.Основы  анкетирования респондентов старшей  возрастной группы …..8

2.1. Особенности и сложности анкетирования  респондентов старшей возрастной  группы ………………………………………………………….9

2.2. Анкета …………………………………………………………………12

Заключение ………………………………………………………………..18

Список использованых источников ……………………………………..2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обратившийся за помощью в социальную службу человек с первых минут  общения со специалистом ощущает  заботу, участие, поддержку. Социальная работа предполагает сопровождение  клиента до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и  представляет собой технологию, в  основе которой – активизация потенциала клиента и резервных возможностей его окружения. На первом этапе работы проводится социальная диагностика. Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Ежедневная практическая деятельность специалиста по социальной работе содействует  улучшению жизни конкретного  человека с помощью методов, отдельных  техник, которые разрабатываются  в соответствии с индивидуальными  особенностями клиента и основываются на специфике трудной жизненной  ситуации клиента. Социальная диагностика  – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социально! окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение yen хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сфер (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций. Потенциал социального окружения клиента способствует формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи. Рассмотрев актуальность темы, поставим цель работы: рассмотреть анкетирование как диагностический метод в социальной работе: цели, виды и способы проведения и особенности анкетирования респондентов старшей возрастной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анкетирование:понятие.виды

 

Анкетирование – письменная форма  опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного  контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое  число респондентов за относительно короткое время; б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования  для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим  глубоких размышлений, не оправдано. В  такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. [1;28]

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой  общности), гораздо чаще оно имеет  выборочный характер. Поэтому достоверность  и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая  не только из опросного листа и  «паспортички», но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т. к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. В преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Разрабатывая текст анкеты, следует  избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что  каждый из них имеет свои достоинства  и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке  анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно  выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и  обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и  дихотомий, более удобные для  обработки, но не дают гарантии учета  полноты респондентских оценок.

Метод анкетирования – психологический вербально – коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно  назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются  лишь его ответы). Анкетирование  проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей  по каким-то вопросам и охватить большое  число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных. [2;41]

Виды анкетирования:

По числу респондентов:

– индивидуальное анкетирование (один респондент);

– групповое анкетирование (несколько респондентов);

– массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);

По полноте охвата:

– сплошное (опрос всех представителей выборки);

– выборочное (опрос части выборки);

По типу контактов с респондентом:

– очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

– заочное (анкетёр отсутствует);

         С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. [1;53]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основы анкетирования  респондентов старшей возрастной  группы

 

        Данные социологического центра  «Левада» который проводит исследования  в различных сферах. В апреле 2012 года было проведено анкетирование  среди людей старшей возрастной  группы. [7]

В практике социологических исследований возраст принято считать одной  из основных детерминант, влияющих на мнения и реакции респондентов. Вместе с обществом, которое они изучают, исследователи принимают за данность суждения (а может быть - предрассудки?), что молодость - это одно, а старость - другое, что с возрастом люди меняются и пр. Бытовые понятия  о возрасте предстают в формах регулярных шкал, организующих массивы  собранных данных.

Чаще всего в социологических  исследованиях применяют такую шкалу:

Возраст (полных лет):

18–24;

25–39;

40–54;

55 лет и старше.

Заслуживает внимания вопрос о границах между возрастами - он подведет нас  к главной проблеме: где и кем  проводится граница старости.18 лет - возраст совершеннолетия. Что касается 25 - и 40-летия, то практика исследований показала, что на первом из этих рубежей, как правило, заканчивается молодость, а на втором - то, что должно, наверное, называться «второй молодостью».

Окончание учебы в вузе, брак, рождение детей - события, меняющие статус человека, его отношение к самому себе и  к миру: рубеж в 25 лет связан, прежде всего, с изменениями, происходящими  в человеке или в нуклеарной семье. Рубеж сорокалетия, конечно, тоже зависим  от внутрисемейных процессов, таких  как взросление детей. Но в сегодняшней  России в гораздо большей степени  тут проявляется роль человеческих объединений более крупного масштаба, тех, что располагаются на уровне общества в целом.

 

2.1. Особенности и сложности анкетирования респондентов старшей возрастной группы

 

Манера поведения пенсионеров  во время опроса, склонности и предпочтения, точность и аккуратность, тональность  и степень категоричности высказываний, другие проявления индивидуальной тактики  работы с анкетой довольно многообразны. Можно получить совершенно одинаковые ответы, продиктованные в одном случае небрежностью, в другом - нежеланием или неспособностью сосредоточиться, в третьем - осознанием сложности  и противоречивости обсуждаемого вопроса. С другой стороны, одинаково осмысленные  вопросы могут получать различные  ответы.

Одной из причин расхождения ответов  является индивидуально-психологические  особенности каждого из респондентов, проявляющиеся в его ответах  на анкетные вопросы и не имеющие  непосредственного отношения к  их содержанию.

Конечно, у социолога нет возможности  учесть все индивидуальные различия и дифференцированно обращаться к каждому респонденту: для этого  потребовалось бы как минимум  разработать для каждого индивидуальную версию анкеты. Но нет у социолога  в этом и необходимости, так как  интересуют его не индивидуальные различия во мнениях и отношениях, а наиболее общие тенденции в ответах, характеризующие  определенные социальные группы. В  то же время в анкете имеются определенные возможности различий в стиле  респондента. Рассмотрим эти возможности  применительно к некоторым его  проявлениям, зафиксированным в  специальных методических экспериментах.

В данном пункте речь пойдет о проблемных ситуациях, с которыми приходилось  сталкиваться при опросе пенсионеров  как отказы от участия в опросе; тенденция к выражению согласия; случайность в ответах; неявное  уклонение от ответов; категоричность суждений; неправда.

        Выбрав место для проведения анкетирования - железнодорожный вокзал, социологическая группа центра Левада в апреле  2012 года. Опрос проводился по стандартной выборке, репрезентирующей все население РФ в возрасте 18 лет и старше (1 600 человек).(исследуемая возрастную категорию от 61 года и более) разделилась по выборке на три части, так как учитывались демографические признаки.

Отказы от участия в опросе. В  нашем проведенном СИ стопроцентное  участие в опросе являлось практически  недостижимым идеалом: на пути встречались  и не ответившие - труднодоступные, не желающие, неспособные ответить. Совершенно очевидно, что они наносили существенный ущерб репрезентативности ответов, усложняли процедуру опроса.

Явно выраженный отказ отвечать приводил к тому, что между потенциальным  респондентами и нами как социологами  отношения общения не возникали.

Тенденция к выражению согласия. В нашем опросе нередко отмечалась тенденция опрашиваемых соглашаться  с предлагаемыми ответами независимо от их содержания и формы или с  ориентацией преимущественно на форму. Это так называется «да» - тенденция. Она характерна для всех людей, но в различной степени (следует  отметить, что некоторых, напротив, характеризует преимущественно  «нет» - тенденция; важна сама обусловленность  ответа не вопросом, а склонностью  человека говорить «да» или «нет»). Проявляется эта тенденция в  том, что пенсионеры гораздо легче  соглашаются с каким-либо утверждением, чем отрицают его. Для того чтобы  преодолеть или учесть эту тенденцию, в анкете обычно рекомендуется применять  развернутые формулировки типа: «  Вы больше придерживаетесь варианта «А» или больше придерживаетесь  варианта «Б»? ».

Иногда с этой же целью используются и контрольные вопросы в строгом  их значении: «Вы не придерживаетесь  варианта «А»? ». Но так как русский  язык не позволяет однозначно проинтерпретировать  положительный и отрицательный  ответы и требует дополнительных разъяснений, использование таких  вопросов довольно ограниченно.

Случайность в ответах.

Помимо специфических ошибок, сопровождающих применение элементов инструментария, существовал тот тип ошибок, которые  неспецифичны и могут возникать  в любых процедурах эмпирического  исследования; более того, общность некоторых из них выходил за пределы  опросного метода. Одним из факторов, порождающих такие неспецифичные  ошибки, являлись невнимательность, небрежность.

Информация о работе Анкетирование:понятие.виды