Бедность – как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бедность и неравенство
1.1. Измерение бедности…………………………………………………………….6
1.2.Основные показатели уровня жизни населения……………………………...15
1.3. ФЗ «О государственной социальной помощи»……………………………...28
Глава 2. Бедность в России
2.1. Социально-демографический портрет бедных………………………………32
2.2. Причины и факторы бедности………………………………………………...40
2.3. Методы борьбы с бедностью…………………..……………………………...44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы………………….……………………………………………...49

Файлы: 1 файл

едеральное агентство по образованию.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)

Уровень жизни населения  как социально-экономическая категория

представляет собой  уровень и степень удовлетворения потребностей людей в

материальных благах, бытовых и культурных услугах.     

Рост уровня жизни  создаст возможности, материальную базу для улучшения

качества жизни. Последнее  не ограничивается уровнем потреблением товаров

и услуг, а выступает  обобщающей характеристикой социально-экономических

результатов развития общества и включает среднюю продолжительность

жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность

информации, обеспечение  прав человека, и т.д. В рыночной экономике

важнейшими составляющими  уровня жизни становятся также степень

социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение

социальной среды, культурные национальные и религиозные  отношения.[6,стр.4-7]     

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные

нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных

процессов в обществе. Различаются социальные нормативы:

развития материальной базы социальной сферы,

доходов и расходов населения,

социального обеспечения  и обслуживания,

потребления населением материальных благ и платных услуг,

условий жизни, состояния  и охраны окружающей среды,

потребительского  бюджета и др.     

Условия жизни можно  укрупнено разделить на условия  труда, быта и досуга.

Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические,

эстетические и  социально-психологические условия. Условия быта - это

обеспеченность населения  жильем, его качество, развитие сети бытового

обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных  мастерских,

прокатных пунктов  и т.д.), состояние торговли и общественного  питания,

общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия  досуга

связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время -

часть внерабочего  времени, предназначенная для развития личности, более

полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее

потребностей.     

Возможны три аспекта  изучения уровня жизни: 1) применительно  ко всему

населению; 2) к его  социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной

величиной дохода.    

Непосредственное  отношение к уровню жизни имеет  потребительский бюджет, суммирующий  нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам  населения, климатическим зонам, условия  и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и  рациональный потребительские бюджеты. К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).[6,стр.9-11]     

Обязанность государства  обеспечить гражданам: минимальные  размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий  по социальному

страхованию (в том  числе по безработице, болезни, беременности и родам,

уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный

набор общедоступных  и бесплатных услуг в области  образования,

здравоохранения и  культуры. Стержень социальной политики - прожиточный

минимум, и с ним  должны увязываться все остальные  социальные стандарты и гарантии.[6,стр.12-14]      

В 1918 году были проведены  первые в советское время исследования рабочего бюджета и быта, а также  первые попытки рассчитать прожиточный  минимум. Прожиточный минимум рассчитывался  как физиологический и основной статьей расхода в нем были затраты на питание. В начале 30-х годов расчеты по исчислению прожиточного минимума были прекращены по идеологическим соображениям и возобновились лишь в 60-х годах [11,стр.40].      

До 1990 года социально-экономические  науки по идеологическим соображениям избегали употреблять термин «бедность» и вместо него

использовался термин «малообеспеченность». По мнению Н.В. Черниной, «ретроспективную, очень нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать, лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц (без учета структуры семьи). На этом уровне были установлены гарантированный уровень минимума заработной платы и минимальная пенсия».[6,стр.16]      

21 мая 1991г. Указом  Президента СССР «О минимальном  потребительском бюджете» минимальные  потребительские бюджеты официально, на государственном уровне, были  введены в практику осуществления  социальной политики. Затем Указом  Президента России № 210 от 2 марта  1992г. «О системе минимальных  потребительских бюджетов населения  Российской Федерации» предусмотрено  органам исполнительной власти  на местах определить региональные  уровни прожиточного минимума, исходя  из особенностей потребления  и ресурсных возможностей на  местах и в увязке с соответствующими  общереспубликанскими показателями.      

Соответствующая методика была создана, и до 1999г. включительно величина прожиточного минимума рассчитывалась на основе «Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации», утвержденных 10 ноября 1992г. Минтрудом России. В  соответствии с этой методикой прожиточный  минимум рассчитывался нормативно-статистическим путем.  Его величина представляла собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низко доходных групп населения. Для каждого домохозяйства величина прожиточного минимума определялась исходя из его  фактического состава как сумма соответствующих показателей по различным социально-демографическим группам населения.     

Однако методические рекомендации, утвержденные 10.11. 1992г., в  силу объективных причин, связанных  с развитием процесса социально-экономических  преобразований в стране и существенными  изменениями в уровне и структуре  потребления населения, стали все  в меньшей степени отражать действительность.      

В стране начинает усиливаться  дифференциация доходов населения, снижение реального содержания денежных доходов населения вследствие инфляции, сохраняется бедность значительной части населения, появляются региональные зоны бедности, происходит углубление территориальных диспропорций в  уровне жизни населения. Либерализация  цен с 01.01.1992г. привела к двукратному  снижению реальных доходов населения, которые в 1992г. по сравнению с 1991г. составили 52,5%. Практически в одинаковой степени обесценились все составляющие номинальных доходов населения  – заработные платы, пенсии, пособия, стипендии. Очень резкие изменения  в социально-экономической сфере  неизбежно сопровождаются ростом масштабов  бедности в стране.[11,стр.54-57]      

Выделяются три  пика увеличения бедности. Первый пик  – 1992г. связан с либерализацией цен  и переходом к новой модели экономики и общества: масштабы бедности в терминах показателей численности  и доли населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума увеличились более чем  в 8 раз и достигли 49,7 млн. чел. или 33,5% от общей численности населения. Затем на протяжении 1993-1994гг. наблюдалось  снижение уровня бедности. Второй пик  – 1995г. в значительной степени явился следствием финансового кризиса  в октябре 1994г. (так называемый «черный  вторник»). Затем в течение 1996-1997гг. опять наблюдалось небольшое  снижение уровня бедности. И, наконец, третий пик пришелся на 1999г., что  явилось следствием финансового  кризиса в августе 1998г.  Кризис привел к резкому росту потребительских цен (в сентябре 1998г. по сравнению с августом потребительские цены выросли на 38,4%), более чем к двукратному росту разрыва курсового соотношения официального курса российского рубля и доллара США по отношению к индексу потребительских цен. Следствиями явились обесценение рубля, снижение его покупательной способности, существенное (до 4-х раз) снижение реального содержания денежных доходов населения в долларовом выражении, резкий всплеск масштабов бедности, удешевление труда, снижение стоимости, и как следствие, цены рабочей силы на рынке труда. В сентябре 1998г. по сравнению с августом, по данным официальной статистики, реально располагаемые денежные доходы снизились на 18,5%, реальная заработная плата на 24%, реальный размер назначенной пенсии на 27,7%. Те, кто смог сохранить свою работу, неожиданно столкнулись с резким падением реальной зарплаты, вызванным стремительным ростом инфляции.     

Анализ поквартальной  динамики бедности в России за период 1998 – 1 кв. 2000гг. показывает, что в  результате кризиса в августе 1998г. произошел резкий рост численности  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В соответствии с существовавшей на тот момент методикой число  бедных в 1 квартале 1999г. (на который  пришелся абсолютный пик бедности), по сравнению с 3 кв. 1998г. увеличился с 36,6 млн. чел. до 55,2 млн. чел. или с 24,9% до 37,7% в общей численности населения страны.[7,стр.40]      

Академик РАЕН Н.М. Римашевская характеризуя социальные последствия данного кризиса писала, что происходит интенсивная поляризация общества по уровню материальной обеспеченности. Образовалось две России: одна – крупные собственники, которые объединяют весьма тонкий слой населения – 5%, другую Россию представляет основная масса граждан, среди которых 10 млн. фактически отвергнуты обществом. Все это в совокупности не только блокирует экономические преобразования, но и создает угрозу социальной безопасности, которая вызывается ухудшением условий и качества жизни, тревожностью настроения и несбыточностью ожиданий населения.       

В октябре 1997г. был  принят Федеральный Закон «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону была утверждена новая концепция разработки прожиточного минимума с использованием нормативного метода расчета минимальной потребительской  корзины. Статьей 6 этого закона предусмотрен учет величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах  Российской Федерации. В пункте 1 этой статьи говорится о том, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход  которого)  ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.     

Из этого следует, что в России в качестве официально установленных показателей бедности используется, прежде всего, показатели численности и доли населения  с денежными доходами ниже прожиточного минимума.[11,стр.61-63]     

Данный закон сам  по себе не вводит каких-либо новых  социальных прав. Однако в нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из которой, устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты (п. 1 ст. 5). [3,стр.11]    

Принятие в 1999 – 2000 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых  – «Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации», утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата  России в апреле 2000г., означает практическую реализацию Федерального закона «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации». Применительно к методам измерения  бедности в России это означает переход  на новую методику исчисления данного  социального норматива (в основе которой лежит нормативный метод) с получением новой, более высокой  величины прожиточного минимума. Это  привело к вводу в действие Федерального закона «О государственной  социальной помощи», принятого в  июле 1999г. (подробнее который будет  рассмотрен дальше).      

Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых  подходов к количественному измерению  бедности в рамках её абсолютной концепции. Впервые величины прожиточного минимума по всему населению и основным его социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в расчете на душу населения целом по Российской Федерации в соответствии с новой методикой опубликованы за 1 квартал 2000г. № 421 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2000г.» [11,стр.70]     

Информация о работе Бедность – как социальная проблема