Бедность и нищета как проблемы 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ проблемы бедности и нищеты в РФ в 21 веке.
В соответствии поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
определить понятие и раскрыть сущность бедности и нищеты;
изучить последствия бедности:
рассмотреть основные показатели уровня жизни в России;
проанализировать законодательство РФ по социальной защите бедного населения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. Бедность и нищета как социальная проблема….……....5
1.1.Понятия и критерии определения бедности и нищеты………..5
1.2.Бедность и нищета как социальный феномен…………………10
Глава 2. Проблема бедности и нищеты в современной России.16
2.1. Уровень жизни российского общества………………………...16
2.2. Пути преодоления бедности в России………………………....21
Заключение……………………………………………………………..…30
Список использованной литературы……………………………….32

Файлы: 1 файл

vvedenie.docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

Рассматривая социальный состав бедных в России, нами выделяются следующие группы взрослого населения: более одной трети (39,0%)  - это  работающие, около одной пятой (20,6%)  - пенсионеры, 3% - безработные, 5,3 домохозяйки, включая женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком. В плане демографической типологии среди бедных семей отмечаются три группы: а) супружеские пары с детьми и другими родственниками (50,8%); б) неполные семьи, которые могут включать в свой состав других родственников (19,4%). Из этих данных отчетливо видно, что в современной России появилась так называемая « трудовая бедность».

Мировой финансовый кризис 2008 года, преодоление последствий которого в настоящее время имеет первостепенное значение, значительно изменил динамику структуры бедного населения и, соответственно, социально-демографический состав бедных.   Так, количество «трудоспособных бедняков увеличилось в России в несколько раз, что особенно заметно в регионах [23;25].

 По итогам 2008 года, численность  тех, чьи доходы были ниже 4, 593 тыс. руб., составила 13,2% о общей численности населения, или 18,6 млн. человек. При этом количество официально признанных сократилось всего на 100 тыс. человек(0,1%), между тем в 2007 году их насчитывалось 18,7 млн. человек [23;24].

 Доля населения, проживающего за чертой бедности в России выросла до 12,8%.

  Самый высокий уровень  бедности Росстат зафиксировал  в 1992 году — 33,5%, ниже 20% этот  показатель опустился лишь в  2004 году. Все 2000-ые годы доля  бедных быстро сокращалась. Потом  вмешался кризис, серьезно ударивший  по уровню зарплат и доходов  россиян. Уровень бедности вырос  в 2008 г, но уже в следующем  кризисном году ведомство опять  зафиксировало снижение — правительство  несколько раз индексировало пенсии, снизилась инфляция [16].

Численность населения России с доходами величины ниже прожиточного минимума в 2009 году составляла 24,5 миллионов человек, или 17% от всей численности россиян. [11;55].

 В 2011 году численность  населения с денежными доходами  ниже прожиточного минимума составила 20,2 (14,9% населения). В настоящее же время  она составляет 19,1 миллионов человек, или 13, 5% от всей численности населения (см. Табл.1).

Табл. 1. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

 

2011

2012

1 квартал

1 полугодие

9 месяцев

год

1 квартал

Численность населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

22,9

21,1

20,2

18,1

19,1

 в процентах от общей

16,1

14,9

14,9

12,8

13,5

   численности населения


 

[37]

         Так, в последние годы происходит  снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

       Малоимущие  домохозяйства можно классифицировать  по различным социальным признакам. Так, по официальной статистике, около 58,9% малоимущего населения России проживает в городах, а остальные 41,1% –  в сельских поселениях.

       Отличаются бедные и по демографическому составу своих домохозяйств. Здесь выше, чем у населения в целом, доля многодетных, неполных, других проблемных типов семей, в частности многопоколенных семей с пенсионерами,  инвалидами и детьми одновременно. Кроме того увеличивается доля бедных семей, в которых воспитываются 3 и более детей [11;57].

       Последние доступные данные прожиточного минимума в стране — 6287 руб. для взрослого, 6 076 руб. — для ребенка, 4 961 руб. — для пенсионера [36].

      В Чувашской  Республике величина прожиточного  минимума за 2012 год составляет  за третий квартал для всего  населения 5620 рублей, из нихдля трудоспособного населения 6050 рублей, для пенсионеров 4421 рублей и для детей 5504 рублей .

По оценочным расчетам,  номинальные денежные доходы, полученные населением, в январе-ноябре 2012 года составили 176,4 млрд. рублей и по сравнению  с соответствующим периодом 2011 года увеличились на 11,5%, в ноябре  2012 года - соответственно 17,5 млрд. рублей и на 11,8%.

         Реальные   располагаемые   денежные   доходы  (доходы   за  вычетом  обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-ноябре  2012 года по сравнению с январем-ноябрем  2011 года увеличились  на 8,4%, в ноябре  2012 года составили 107,0% к ноябрю   2011 года и 107,9% к октябрю  2012 года.

         В среднем за  месяц на одного  жителя республики, в январе-ноябре  2012 года приходится доход в размере 12859,8 рубля.

Основная  часть  денежных  доходов   населения   республики за январь-ноябрь 2012 года расходовались населением  на потребительские расходы (покупка товаров, оплата услуг,  платежи за товары (работы, услуги)  с использованием банковских карт за рубежом) - 77,9% всех денежных доходов населения. На оплату обязательных платежей и взносов приходилось 8,0% от всех денежных доходов населения, на сберегаемую часть доходов (прирост (уменьшение) вкладов на счетах граждан, приобретение ценных бумаг, изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости) – 11,8%, на приобретение иностранной валюты – 2,4% от всех денежных доходов населения. Превышение денежных расходов над доходами составило 0,1% [38].

 Реальные доходы населения России, стремительно росшие до кризиса, за весь 2011 год почти не изменились при рекордно низкой за всю историю инфляции. Даже в 2010 году увеличение доходов было более существенным, правда, во многом благодаря «усиленной» индексации пенсий. В прошлом году пенсии индексировали уже не четыре, а только два раза.

 На фоне роста бедности  немного сократился так называемый  «коэффициент фондов», с помощью которого определяют уровень неравенства в обществе (отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных). В 2011 г он коэффициент (а, значит, и неравенство) немного снизился — 16,2 против 16,5 в 2010 г. Сразу после распада СССР в 1992 г. коэффициент был равен всего 8. Если же сравнивать не доходы (это, помимо зарплат, и пенсии, и стипендии, и различные пособия), а только зарплаты самых богатых и самых бедных, разница будет «значительно выше» [36].

Таким образом, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в последние годы.

 

2.2. Пути преодоления бедности в России

 

В соответствии с Конституцией РФ 1993г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая направлена на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика осуществляется через систему мер, воздействующих на этику и мораль; на общественный и личный быт членов общества, на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т.д.

Особое место в социальной политике государства занимает механизм социальной защиты населения.

Социальная защита населения  в широком смысле слова – это  совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых  государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуация риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца [12;70].

В рыночной экономике возрастает роль социальной защищенности всех слоев населения, в особенности наиболее обеспеченных.

Так в пенсионном обеспечении  намечается переход от распределительной системы к накопительной. Повышается обоснованность, адресность  назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по безработице, различных льгот нуждающимся слоям населения.

В политике доходов и заработной платы будет сохранена бесплатная (ил страховая) система медицинского обслуживания и образования при  минимально гарантированных нормах. Должна быть развита сеть социальных учреждений, обсуживающих бедных  и бездомных граждан.

В то же время гражданам  будет предоставлена более широкая возможность выбора различных систем пенсионного обеспечения, здравоохранения.

Важную роль в программах повышения уровня и качества жизни  населения играют улучшение жилищных условий, рынок  жилья.

Особую роль приобретает  социальная защита наименее обеспеченного населения, живущего за чертой бедности [24;9].

        Преодоление бедности – одна из важнейших задач современной России. Ведь цель каждой страны в первую очередь – это сбережение населения. В основе механизма регулирования дифференциации доходов населения лежат три элемента: во-первых, разделение функций работодателей и государства; во-вторых, прогрессивное налогообложение личных доходов; в-третьих, система государственной социальной поддержки беднейших граждан и создание им равных «стартовых» возможностей [11;57].

       В России в частности преобладает так называемая текучая бедность – временная невозможность самообеспечения собственными силами, по сравнению с застойной, для которой характерна постоянная невозможность самообеспечения без внешней социальной поддержки. В настоящее время очень важно, чтобы текущие формы бедности не перерастали в застойные в условиях длительной хронической безработицы отдельных категорий на фоне углубления социальной пропасти в уровне и образе жизни [4;57].

Таким образом, проблема борьбы с бедностью во всех ее проявлениях  – сегодня задача самая приоритетная и актуальная для общества и правительства России. 

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в этом Законе. [1]

Он содержит основные нормы, необходимость законодательного закрепления которых вытекает из Федерального закона от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Так, семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) установлен в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").

Можно выделить следующие  основные виды социальной поддержки  в рамках активной социальной политики по борьбе с бедностью:

· поддержка личной и общественной безопасности граждан на допустимом уровне;

· поддержка состояния  здоровья граждан, профилактики болезней и состояния социальной санитарии на допустимом уровне;

· поддержка материнства  и детства, воспроизводства населения  на допустимом уровне;

· поддержка старости как достойного образа жизни;

· поддержка системы общего образования на допустимом уровне;

· поддержка системы профессиональной подготовки и переподготовки на допустимом уровне;

        . поддержка материального благополучия нуждающихся граждан и групп населения на допустимом уровне;

· поддержка системы социальной и профессиональной реабилитации нуждающихся в этом граждан и групп населения на допустимом уровне.

Федеральный закон «О государственной  социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Законом определены следующие понятия:

    • государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
    • социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
    • набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категории граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом
    • социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии [1].

Информация о работе Бедность и нищета как проблемы 21 века