Беспризорность и безнадзорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Беспризорность и безнадзорность
1.1 Понятие беспризорность и безнадзорность………………………………………………………. 6
1.2 Связь между беспризорностью и безнадзорностью……………………………………………………..10
1.3 Беспризорность и безнадзорность в России…………………...16
1.4 Проблема социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в условиях трансформирующегося российского общества………………………………………………21
Глава 2. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
2.1 Правовые основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних …………………………25
2.2 Профилактика беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации …………………………………………………………24
Глава 3. Социальный проект……………………29
Заключение…………………………………33
Список использованной литературы………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Растущая из года в год безнадзорность детей - следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.

В зарубежных странах  существуют различные категории  социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных и лечебных учреждениях,

Работа с детской  беспризорностью и безнадзорностью  на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными учреждениями, а также специализированными социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности.

В настоящее время  сложилась определенная система  коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Социальный проект

Социальный проект

«Школа Подросток» 
        Цель - повышение уровня социальной адаптации безнадзорных подростков.

Планируемые результаты:

1.  Снижение эмоционального психологического напряжения;

2.  Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

3.  Выполнение попечительских функций;

4.  Восстановление (приобретение) ребенком чувства семьи, своей значимости;

5.  Способствование личностному росту, самораскрытию.

Состав группы -  разнополые дети и подростки с небольшой разницей в возрасте, от 11 до 17 лет, социальные педагоги, психологи, воспитатели, родители или законные представители.

Обоснование необходимости  проведения социального проекта:

Социальный проект «Школа Подросток» предназначен для безнадзорных подростков, в поведении которых наблюдается тенденция к девиантному поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы  и виды деятельности по проекту.

Форма проведения - Групповые занятия (не исключает возможность осуществления индивидуального подхода). Частота занятий – два раза в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение (анализ, выход  из рабочей ситуации).

Программа рассчитана на 10 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 20 часов).

Вводная часть и завершение рассчитаны примерно на четверть всего  времени занятия. Остальное время  уделено основной части.

Вводная часть занятия  включает в себя вопросы о состоянии участников и одно - два разминочных упражнения. В начале каждого занятия ведущему важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой не обсуждаются.

Средством решения задач  проекта служат групповые дискуссии  и ролевые игры.

В ходе групповой дискуссии  участники обучаются умению управлять  групповым процессом обсуждения проблемы. В процессе такой работы участники приобретают коммуникативные  навыки, необходимые для общения в группе.

В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. В  игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в  реальной жизни. Игровой характер ситуации раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующее за игрой подробное обсуждение усиливает обучающий эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План график реализации социального проекта «Школа Подросток»

Название занятия

Содержание занятия

Инструментарий

Количество занятий

1

 

Презентация

 

Презентация проекта «Школа Подросток»

Помещение, экран, компьютер, проектор, презентация, фотоаппарат

 

1

2

 

Диагностика

Выявление способностей. Тест на стрессоустойчивость, Психодиагностический тест

 

Диагностические тесты

 

1

3

 

Тренинги

1)Приветствие

2)Разминка

3)Основная часть

4)Обсуждение занятия

5)Завершение

Дневники , бейджики, карандаши, ручки, фломастеры, ватман, газетные листы, листы для записей и т.д.

 

 

4

4

 

Автобиография

Каждый участник пишет в дневник  о своем прошлом, настоящем и  будущем

 

Дневники, ручки

 

1

5

 

Дискуссии

Обсуждение различных тем, связанных  со спецификой учащихся

Помещение, стол, стулья, ватманы, дневники, доска для наглядного воспроизведения

 

3

6

 

Завершающее

Вручение сертификатов и подарков детям, напутственные речи, воспоминание о занятиях, вынесение положительного опыта из «школы».

 

Сертификаты, фотографии, фотоальбомы

 

1

7

 

Постскриптум

Урок патриотического воспитания, посещение парада, посвященного 65ти-летию  победы в Великой отечественной  войне, информационная лекция о военном времени, военной символике.

 

 

1


 

Прежде чем адаптировать и применять тренинг, включенный в проект к его участникам, нам  необходимо было провести диагностику  для выбора оптимальной формы  работы и тематики дискуссионных  занятий. Для этого мы применили 2 диагностических теста:

  • Тест на стрессоустойчивость - для выявления возможных агрессивных реакций со стороны подростков на проводимые мероприятия и возможного пресечения неадекватных реакций, а так же для выявления психологической устойчивости участников проекта, при постороннем воздействии на их поведенческие установки. Каждый человек по-разному выходит из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с педагогической работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Четвертые поступают как-то по-другому. Тест на стресоустойчивость позволяет выявить доминирующий у конкретного человека способ решения жизненных проблем;
  • Психодиагностический тест - для выявления предрасположенности к тому или иному виду деятельности, обнародованию тех или иных потенциальных способностей, как психологически обусловленных, так и интеллектуальных.

Всю суть социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением можно свести к профилактике, коррекции и реабилитации. Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.

Коррекционная же деятельность представляет из себя социально-педогогический и психологический комплекс взаимосвязанных  и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию  мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Что же касается реабилитации, то следует сказать, что социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

 

 

 

 

Необходимые ресурсы  для реализации проекта.

 

  1. Региональный бюджет.
  2. Местный бюджет.
  3. Помощь благотворительных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 

2. Сборник законов и нормативных актов. - М.: Юрист, 2000.

3. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 2004. –

4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками

5. Министерство образования и науки //http://mon.gov.ru

6. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности // МК. – 2007

7. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Беспризорник. - 2007. - №2.

8. Теория и методика  социальной работы: Учебное пособие. - М.: «Союз», 2006

9. Хлобустов О. Об  опыте борьбы с детской беспризорностью

     10. Максимов  Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы 

1 Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 2007г.

1 Сборник законов и нормативных актов. - М.: Юрист, 2000.

2 Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 

1 . Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей // Социальная педагогика. - 2007. - №1.

1 . Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. Исторический очерк. - М.: Проспект, 1993.

3 Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский)

1 . Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности // МК. - 2010.

1 . Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Беспризорник. - 2007. - №2.

1 Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными // Нескучный Сад. - 2009.

1 см. в приложении

1 . Министерство образования и науки //http://mon.gov.ru




Информация о работе Беспризорность и безнадзорность