Безработица и занятость как социально экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:44, реферат

Описание работы

Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. Сегодняшняя экономика России, которая интенсивно живет в режиме технологического обновления, предъявляет новые требования к рабочей силе. На рынке труда складываются уже другие отношения между работодателями и наемными работниками. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Содержание работы

Введение
1. Безработица и занятость как социально экономическое явление
1.1 Понятия сущность, виды безработицы
1.2 Понятия сущность, виды занятости
1.3 Способы регулирования занятости
2. Безработица в России и Оренбургской области
2.1 Анализ безработицы в России
2.2 Анализ безработицы в Оренбургской области
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 180.25 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно говорить об обострении дефицита трудовых ресурсов в некоторых основных промышленных регионах страны (в первую очередь  в Москве и Санкт-Петербурге). В  то же время почти в каждом третьем  регионе страны уровень безработицы  превышает 10% от численности экономически активного населения. Аналогичная  проблема выявляется и при анализе  внутрирегиональных рынков труда. В  большинстве российских регионов можно  выделить один или несколько экономически развитых центров с более или  менее благоприятной ситуацией  на рынке труда, вместе с тем проживающие  за их пределами имеют минимальный  выбор потенциальных работодателей (преимущественно бюджетных учреждений) или вынуждены вести натуральное  хозяйство.

По данным обследования населения  по проблеме занятости по состоянию  на последнюю неделю ноября 2004г. (без  Чеченской Республики), численность  экономически активного населения  в возрасте от 15 до 72 лет составила 72,9 млн. человек, (приложение 3) или 65,4% общей  численности населения этого  возраста. В их числе 67,1 млн. человек  классифицировались как занятое  население, 5,8 млн. человек – как  безработные с применением критериев  МОТ. Уровень безработицы составил в ноябре 2004 г. 7,9%.

По данным Федеральной  службы по труду и занятости, в  конце ноября 2004г. на учете в органах  государственной службы занятости  состояло 1,8 млн. безработных, в том  числе в Чеченской Республике – 364,5 тыс. человек. По сравнению с  ноябрем 2003г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 274 тыс. человек, или на 17,5%. В ноябре 2004г. общая численность безработных  превышала численность зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу  лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) в 2,7 раза. Средний возраст безработных  составил 34,9 года, занятого населения - 39,5 года. Молодежь до 25 лет составляет 28% среди безработных и 11% - среди  занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 6 % и 9%. Почти 11% безработных имели  высшее образование и 21% - среднее  профессиональное. Среди занятых  это соотношение составило, соответственно, 25% и 26%.

В общей численности безработных 1,4 млн. человек не имели опыта  трудовой деятельности. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 1,4 млн. человек (33%) составляют лица, уволившиеся  по собственному желанию, 1,2 млн. человек (28%) - лица, которые оставили последнее  место работы в связи с сокращением  персонала (рис.2). По сравнению с  ноябрем 2003г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих  опыт работы, уменьшилась на 1,4 процентных пункта

Рис 2

Среднее время поиска работы безработными в ноябре 2004г. составило 8,5 месяца и увеличилось по сравнению  с ноябрем 2003г. на 0,3 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 38,4% безработных (в ноябре 2003г. - 35,7%)

Сложившая ситуация свидетельствует  о наличии серьезных ограничений  мобильности трудовых ресурсов в  России, что оказывает сильное  негативное влияние на рынок труда. В этой связи в перечне актуальных мер экономической политики особое внимание должно уделяться обеспечению  географической мобильности трудовых ресурсов, т.е. повышению эффективности  использования рабочей силы. Перемещение  работников из трудоизбыточных в  активно развивающиеся регионы, испытывающие дефицит рабочей силы, будет способствовать снижению напряженности  на рынках труда в депрессивных областях, а также выравниванию уровней  заработной платы и реальных доходов  населения в различных регионах страны.

2.2 Анализ безработицы в Оренбургской области.

За последнее время  по причине ликвидации предприятий, сокращения объемов производства, недостатков  в организации оплаты труда и  по ряду других причин в области  имеет место ухудшение качества трудового потенциала.

Уровень безработицы  в Оренбурге на начало января 2007 года составил 0,6%. Численность экономически активного населения к концу 2006 года составила, по оценке, 1101,2 тыс. человек, или 50,7% от общей численности населения области, в их числе 1029,8 тыс. человек (92,7% экономически активного населения) были заняты в экономике. (Приложение 3)

В Центр занятости населения  г. Оренбурга в 2006 году обратились 72,5 тысячи оренбуржцев (в 2005 году - 72,2 тысячи), из них около 50% - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. 19,2% из числа обратившихся зарегистрированы в качестве ищущих работу, 80,8% ограничились получением консультаций. Среди граждан, ищущих работу, большую  часть - 51,4% - составили женщины. (Приложение 4) За прошедший год через городской  Центр занятости трудоустроены 11,2 тыс. жителей Оренбурга. (Приложение 5), Общая сумма выплаченных в 2006 году пособий по безработице составила более 27 млн. рублей, сообщили корреспонденту ИА «Онако - Медиа» в управлении по информационной работе, общественным и межрегиональным связям администрации Оренбурга. (приложение 6)

Численность экономически активного  населения к концу августа 2007 года составила, по оценке, 1076,9 тыс. человек, или 50,7% от общей численности населения  области, в их числе 998,4 тыс. человек (92,7% экономически активного населения) были заняты в экономике. В августе 2007 года в общей численности занятого в экономике населения 566,3 тыс. человек, или 56,7% составляли штатные работники  организаций (без учета совместителей). На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового  характера для работы в этих организациях привлекалось еще 20,6 тыс. человек. Число  замещенных рабочих мест работниками  списочного состава, совместителями и  лицами, выполнявшими работы по договорам  гражданско-правового характера, в  организациях в августе 2007 года составило 586,9 тысячи. В области продолжается реструктуризация организаций. За 9 месяцев 2007 года предполагалось высвободить 6,9 тыс. человек. Фактически уволено 3,4 тыс. человек, что на 33,5% меньше, чем за соответствующий период 2006 года. Зафиксировано 12 случаев массового увольнения работников (СПК колхоз «Бурлыкский» (Беляевский район) – 226 человек, ОАО  «Бугурусланский завод Радиатор» (г. Бугуруслан) – 154 человека, ООО «Восток» (Новоорский район) – 118 человек и  др.).  Наряду с российскими гражданами на предприятиях и организациях трудились иностранные работники. За 9 месяцев 2007 года от работодателей получено 1597 уведомлений о трудоустройстве 7825 иностранных работников. Основная их доля привлечена для работы в строительстве (76,2%), торговле и общественном питании (8,7%), сельском хозяйстве (6,4%).За 9 месяцев 2007 года в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 41,9 тыс. человек, 17,3 тыс. человек были признаны безработными. На 01.10.2007 в поисках работы в службе занятости зарегистрировано 9,0 тыс. граждан, в том числе 8,1 тыс. безработных. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,7% экономически активного населения (на 01.10.2006 – 0,9%). Самый высокий уровень безработицы отмечен в Курманаевском и Матвеевском районах (1,9%), самый низкий – в г.Новотроицке и Саракташском районе (0,3%).Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на одну заявленную вакансию на конец сентября 2007 года составила 0,7 человека. В течение 9 месяцев 2007 года продолжалась работа по совершенствованию социального партнерства в сфере труда. В целях его дальнейшего развития Правительством Оренбургской области принято постановление № 84-п от 09.03.2007 года «О взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзных организаций Оренбургской области». В рамках системы социального партнерства действуют областное трехстороннее соглашение «О взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2005–2007 годы», 43 территориальных и 15 региональных отраслевых соглашений в сферах образования, здравоохранения, культуры, агропромышленного комплекса, потребительской кооперации, государственных учреждений и общественного обслуживания. На территориальном уровне заключено 52 отраслевых соглашения в различных отраслях экономики. На 1 октября 2007 года по данным специалистов по труду муниципальных образований области коллективные договора заключены на 5179 предприятиях области и охватывают своим действием 687,3 тыс. человек (70% от занятых в экономике области). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года рост количества заключенных договоров составил 1%.Многоотраслевая экономика области вызывает необходимость постоянного совершенствования системы управления охраной труда, один из важнейших элементов которой – снижение профессиональных рисков. В связи с этим большое значение придается проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. По оперативным данным, за 9 месяцев 2007 года в области проведена аттестация рабочих мест в 82 организациях на более чем 7,5 тыс. рабочих местах. Аттестация рабочих мест по условиям труда за 9 месяцев 2007 года проводилась в организациях городов Оренбурга, Бузулука, Новотроицка, Орска, Акбулакского, Адамовского, Саракташского и Новоорского районов. В остальных городах и районах области данная работа в отчетном периоде либо совсем не проводилась, либо специалисты на местах не владеют информацией по данному вопросу. Недостаточно активно проводится аттестация рабочих мест по условиям труда на предприятиях торговли, общественного питания, автомобильного транспорта, сельского хозяйства. Весь комплекс реализуемых мероприятий по различным направлениям трудоохранной деятельности дал положительные результаты в профилактике производственного травматизма, в повышении грамотности и формировании культуры охраны труда в организациях области. Так, за 9 месяцев 2007 года в организациях области произошло снижение числа случаев: групповых несчастных случаев – на 23,5%; тяжелых – на 10,7%; со смертельным исходом – на 2,6%.

Прогноз на 2008 год

Расчет прогнозных показателей  баланса трудовых ресурсов на 2008 год  и на период до 2010 года (с использованием метода передвижки возрастов, коэффициентов  дожития, сохранения современного уровня сальдо миграции) даёт основание предположить, что в 2007 – 2008 годах численность  трудовых ресурсов останется неизменной – 70,8 тыс. человек. В рассматриваемом  периоде процессы замещения поколений  практически уравниваются, естественная убыль трудоспособного населения  в трудоспособном возрасте компенсируется трудовой миграцией. К 2010 году численность  трудовых ресурсов снизится к уровню 2007 года на 0,8% в связи с тем, что  число выходящих из трудоспособного  возраста превысит число вступающих в него (2009 год – около 900 человек, 2010 год – 400).

Проблему дефицита трудовых ресурсов предполагается решать путем  дополнительного привлечения иностранных  трудовых мигрантов; увеличения численности  занятого населения старше трудоспособного  возраста; увеличения экономической  активности трудоспособного населения  за счет профессиональной переподготовки и вовлечения в экономику безработных.

Продолжающиеся процессы оптимизации численности персонала (вследствие автоматизации производства, совершенствования технологий, выделения  непрофильных активов в отдельные  хозяйствующие единицы) повлекут дальнейшее сокращение занятых в крупных  и средних предприятиях и организациях города. Среднегодовая численность  занятых в экономике города составит по прогнозу в 2008 году 52,3 – 52,7 тыс. человек  и уменьшится к уровню 2006 года на 0,7 – 0, 3 тыс. человек. В 2006 году снизилась по сравнению с 2005 годом на 2,4 тыс. человек численность занятых в государственном и муниципальном секторах экономики за счет того, что из муниципальной собственности в частную перешло «Управление коммунального хозяйства».

Высокие требования, предъявляемые  современным рынком труда к уровню профессиональной подготовки работников, позволяют прогнозировать в 2008 году сохранение высокого числа обучающихся  с отрывом от производства: 6,0–6,2 тыс. человек, в 2009-2010 годах – 5,7-5,9 тыс. человек.

Структура незанятого населения  по расчетам останется, практически, неизменной. Из-за увеличения экономически активности населения несколько возрастет  общая численность безработных, рассчитанная в соответствии с методологией МОТ, и составит 7,6 – 8,0 тыс. человек  в 2008 году. По этим же причинам незначительно  возрастет и уровень регистрируемой безработицы до 0,8 – 0,5 % в прогнозируемых периодах.

 

Заключение 

 

В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторые итоги. Проблема безработицы является одной  из фундаментальных в развитии и  функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно  вызывает значительный рост уровня безработицы.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический  прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике  вызывают уменьшение числа занятых  в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда  также ведет к уменьшению числа  занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.

Безработица имеет исключительно  негативные социальные последствия  для общества в целом, отдельных  его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа  самоубийств и убийств, численности  пациентов в психиатрических  лечебницах, ухудшение отношений  в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного  опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм. На мой взгляд, главным  в социальной политике является упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием  общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости  всех уровней необходимо широкое  развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам в будущем придется взять  на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

Необходимо расширять  сеть учебных центров профессионального  обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных  граждан. Таким образом, комплексный  подход к системе занятости, мерам  ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность  в сфере трудовых отношений.

 

Приложения

Приложение 1

 

Приложение 2

Таблица 1

Уровень безработицы в  соответствии со стандартами МОТ (в % к численности экономически активного  населения) в среднем за февраль-ноябрь 2004 г.

 

Всего

Из них

мужчины

женщины

город

село

фев.2004-ноя.2004

Российская Федерация

7,8

8,0

7,5

6,8

10,8

Центральный 
федеральный округ

4,6

5,1

4,2

4,3

6,3

Белгородская область

5,9

5,9

5,9

7,0

3,7

Брянская область

8,8

11,0

6,6

8,2

10,2

Владимирская область

9,1

10,1

8,1

8,5

11,8

Воронежская область

8,6

9,5

7,7

9,0

7,9

Ивановская область

4,6

5,7

3,5

4,5

4,9

Калужская область

6,3

7,0

5,6

6,4

5,8

Костромская область

5,9

5,8

6,0

4,7

8,3

Курская область

7,4

9,3

5,5

7,8

6,7

Липецкая область

4,2

4,3

4,1

4,4

3,8

Московская область

3,7

4,0

3,4

3,7

3,9

Орловская область

5,9

7,7

4,2

6,8

4,2

Рязанская область

5,8

5,9

5,7

5,4

6,7

Смоленская область

9,1

10,5

7,8

9,4

8,4

Тамбовская область

9,6

9,2

10,1

10,2

8,8

Тверская область

5,3

5,3

5,3

5,2

5,7

Тульская область

4,6

4,9

4,3

4,0

7,5

Ярославская область

4,7

5,6

3,8

3,9

8,3

г. Москва

1,6

1,9

1,3

1,6

...

Северо-Западный 
федеральный округ

6,0

6,0

6,0

5,6

8,0

Республика Карелия

7,3

7,4

7,2

6,6

9,8

Республика Коми

12,4

10,3

14,6

11,5

15,8

Apхaнгельская область

7,2

8,4

6,0

6,2

10,5


 

в том числе Ненецкий АО

7,5

10,0

5,0

6,6

9,0

Вологодская область

6,3

7,0

5,6

6,5

5,9

Калининградская область

6,5

6,3

6,8

7,3

3,6

Ленинградская область

6,8

6,6

7,0

6,1

8,4

Мурманская область

11,0

10,5

11,6

11,2

8,8

Новгородская область

6,1

6,5

5,8

6,4

5,4

Псковская область

5,6

7,1

4,2

6,1

4,6

г. Санкт-Петербург

2,7

2,5

2,9

2,7

...

Южный 
федеральный округ

12,8

12,7

12,8

10,2

16,7

Республика Адыгея

17,6

17,9

17,3

14,3

22,0

Республика Дагестан

27,2

25,8

28,8

22,2

31,5

Республика Ингушетия

46,3

43,9

49,3

44,9

47,4

Кабардино-Балкария Республика

25,7

28,9

22,4

16,2

39,4

Республика Калмыкия

21,7

24,5

18,8

15,9

26,3

Карачаево-Черкесская Республика

16,9

20,0

13,7

8,0

25,1

Республика Северная Осетия-Алания

11,7

11,7

11,7

9,1

17,1

Краснодарский край

8,8

9,1

8,6

7,0

11,1

Ставропольский край

9,6

8,8

10,4

8,2

11,2

Астраханская область

11,0

11,1

11,0

10,7

11,8

Волгоградская область

9,4

8,7

10,1

8,5

12,3

Ростовская область

8,6

8,7

8,6

8,4

9,2

Приволжский 
федеральный округ

7,8

8,3

7,3

7,6

8,3

Республика Башкортостан

7,1

6,6

7,7

7,8

6,0

Республика Марий Эл

9,1

10,2

8,1

9,9

7,7

Республика Мордовия

6,0

6,2

5,8

7,4

3,9

Республика Татарстан

7,3

8,5

6,2

7,8

5,7

Удмуртская Республика

8,0

7,4

8,6

7,6

8,9

Чувашская Республика

9,9

11,6

8,2

9,6

10,5

Кировская область

8,7

8,1

9,3

9,2

7,4

Нижегородская область

7,4

8,5

6,3

7,7

6,5

Оренбургская область

10,7

11,2

10,2

10,5

11,2

Пензенская область

6,9

7,2

6,6

7,2

6,3

Пермская область

7,0

7,7

6,2

6,1

9,9

Информация о работе Безработица и занятость как социально экономическое явление