Биографический метод в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:31, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение биографического метода и его использование в практике социальной работы.
Задачи в соответствии с целью, предполагают:
теоретическое изучение биографического метода, его определение и истоки;
на основе генеалогического исследования рассмотреть способы его применения в практике социальной работы.

Содержание работы

Введение
1. Сущность биографического метода.
2. Метод генеалогического исследования семьи в практике социальной работы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МиСР.docx

— 32.05 Кб (Скачать файл)

В социальной работе геносоциограмму используют в индивидуальной и групповой психотерапии, в семейной терапии. Работа строиться так: клиент составляет геносоциограмму по памяти, а дальнейшем, если необходимо, перепроверяет некоторые факты. то, что неизвестно, скрывается от большинства членов семьи или забыто, может оказаться не менее важным, чем доступная информация.

Начиная работать с клиентом, социальный работник делает пометки об истории его жизни в виде геносоциограммы. Очень часто клиенту из полученной картины становится ясно, в результате какого именно события или "синдрома годовщины" развивается его болезнь или происходя в его жизни те или иные события. Человек бывает потрясен, впервые увидев и осознав сценарий своей семьи. В дальнейшей работе с собственной геносоциограммой он открывает для себя "невидимые узы семейного долга", повторения болезней и структуру семейных изменений в разных поколениях. Это помогает клиенту понять, что же происходит с ним самим и семьей, которую он создал. У него появляется шанс прервать цепь болезней, освободиться от неблагоприятного сценария жизни.

Часто в семье рождается ребенок, когда умирает один из близких родственников. Это тоже своеобразный "синдром годовщины". После смерти старшего брата или сестры может родиться так называемый "замещающий ребенок". Его дальнейшая жизнь будет нелегкой, если мать не успела вовремя оплакать свое умершее дитя.

Истории известны много случаев, связанные с "замещающим ребенком". Приведем такой пример.

Винсент Ван Гог родился через год после смерти старшего брата, тоже Винсента, то есть его родители назвали так в честь умершего. В семье Ван Гогов запрещалось упоминать о смерти первого Винсента. О втором же Винсенте нам известно, что он прожил очень трудную жизнь, так и не смог создать свою семью, часто болел и много времени провел в психиатрических больницах. Когда у его брата Тео родился сын, он также дал новорожденному имя Винсент. Несколько месяцев спустя Тео послал брату письмо в сумасшедший дом в Арле, во Франции: "Я надеюсь, что этот Винсент вырастет счастливым и сможет прожить жизнь так, как сам захочет". Получив это письмо, Ван Гог покончил собой: для него было невозможно существование двух Винсентов Ван Гогов - живых и счастливых. Тео тоже вскоре скончался, узнав о самоубийстве брата.

Совсем не обязательно становиться "замещающим ребенком" с трагической судьбой, даже если кто-то родился после смерти брата или сестры. Повторим, все зависит от того, отгоревала ли мать по умершему или же находится в глубокой печали и депрессии и видит в своем новом ребенке лишь отражение погибшего. Французский психоаналитик А. Грин употребляет термин "мертвая мать": такая женщина мертва для мира, страдает глубокой депрессией или психозом и ничего не может дать новорожденному. В будущем у ребенка " мертвой матери" появляются серьезные проблемы, суицидальные тенденции и даже может развиться шизофрения.

Открытие с помощью геносоциограммы, что его мать была "мертвой" до, во время и после его рождения, помогает клиенту преодолеть чувство внутреннего холода, собственной ненужности, отсутствия права на существование. Дальше с этой проблемой можно работать в психодрамме и помочь клиенту разорвать "цепи" приковывающие его к умершему брату или сестре. Геносоциограмма позволяет также избавиться от идентификации с тем родственником, чье имя человек носит.

Добавим к этому, что своеобразный синдром "замещающего ребенка" возникает в однодетной семье, где совершенно отсутствует потребность во втором ребенке и где, ожидалось рождение девочки, а родился мальчик (и наоборот). В таких случаях происходит перенос на родившегося мальчика родительских экспектаций, обращения с ним, как с девочкой и т.п. В подобном случае потенциальный (ожидавшийся) ребенок по полу становится идеальной моделью, под которую подгоняется существующий ребенок. Родители неосознанно как бы замещают имеющееся живое чадо отсутствующим реально мыслимым в воображении, символическим но, тем не менее, весьма "живучим" по своим осязаемым последствиям. Это оказывает свое негативное воздействие в ходе социализации, поскольку к реальным сыновьям и дочерям предъявляются гипертребования, перечеркивающие ценность Я того ребенка, каким он является на самом деле, то есть синдром "замещающего ребенка" следует понимать шире, не только со смертью брата или сестры.

В заключении данного вопроса заметим, чтобы генеалогия семьи была научной, она должна быть достоверной - при каждом сообщаемом сведении указывается источник для возможной проверки. Для составления родословной своей семьи также следует придерживаться этого правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение отметим: преимущества биографического метода заключается, прежде всего, в возможности получения детальной "дотеоретической" информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных "языках взаимодействия", знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа.

Биографический метод или жизненных историй относится к качественным методам исследованиям, привлекающим внимание к огромной роли теории в интерпретации собранного материала. При большом числе изучаемых биографий людей необходимы кодификация и квантификация данных, аналогичные той, что используется в контен-анализе. Биографический метод оказывается чаще всего разновидностью глубинного интервью и несет в себе все достоинства и недостатки нестандартизированного опроса в личном свидетельстве об истории своей жизни, в сюжете и сценарии отдельных человеческих судеб социальные работники могут увидеть возможность возвращения к человеку, потерянному в лабиринтах "квантофренических измерений". Ситуация исповеди освобождает от роли "ответчика на вопросы" и переносит реальный мир в проецируемый по ходу рассказа. При этом рассказчик выступает в трех ипостасях: в качестве субъекта ситуации интервью, в качестве героя повествования и в качестве рассказчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.         Аарелайд-Тарт А. Проблемы адаптации к новым культурным реалиям в зеркале биографического метода // Социс, 2003 № 2, с 59-67

2.         Альмодавар Ж-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопросы социологии. 1992, т 1. №2

3.         Антонов А. Микросоциология семьи., - М, 1998

4.         Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии, том 1, 1992 №2, с 124-129

5.         Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие, - М, 2002

6.         Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология, т.4, 1993 №3-4

7.         Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты, Л. 1974

8.         Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка, М, 1986

9.         Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социс, 1989 №1

10.      Козлова Н.Н. Крестьянский сын. Опыт биографического исследования // Социс, 1994 № 6 с 112-123

11.      Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе: анализ, оценка, экспертиза - Саратов, 2004, с 159

12.      Судьбы людей: биографии семей как объект социологического исследования / От. Ред.В. Семенова, - М, 1996

13.      Тернер Р Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии, 1992 т 1 №1

14.      Томсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии, 1993 №1-2, с 129-139

 

[1] Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие.,- М, 2002 с 16

[2] Тернер Р Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии, 1992 т 1 №1 с 67

[3] Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях//Социология, т.4, 1993 №3-4 с 111

[4] Бургос М. История  жизни. Рассказывание и поиск  себя// Вопросы социологии, том 1, 1992 №2, с 125

[5] Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социс, 1989 №1 76

[6] Романов П., Ярская-СмирноваЕ. Исследования в социальной работе: анализ, оценка, экспертиза – Саратов,2004, с 159

[7] Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие., - М, 2002 с 80

[8] Судьбы людей: биографии семей как объект  социологического исследования / От. Ред. В.Семенова, - М,1996 с113

[9] Антонов А. Микросоциология  семьи., - М, 1998, с205

[10] Антонов А. Микросоциология  семьи., - М, 1998, с207

[11] Судьбы людей: биографии семей как объект  социологического исследования / От. Ред. В.Семенова, - М,1996 с86

[12] Захаров А.И. Как  предупредить отклонения в поведении  ребенка, М, 1986 с. 193

 


Информация о работе Биографический метод в социальной работе