Биографический метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – раскрыть сущность метода и описать методику его проведения.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть сущность биографического метода.

Содержание работы

Введение ……..……………………………………...................... 3
Глава 1.Сущность биографического метода
1.1. Понятие биографического метода в социологии….. 4
1.2. Истоки биографического метода в социологии………… 6
Глава 2. Методика применения биографического метода
2.1. Сбор биографического материала………………………….11
2.2. Анализ и интерпретация биографического материала…...20
Заключение……………………………………….........................26
Список использованной литературы…………………………..28

Файлы: 1 файл

VVEDENIEprovereno.docx

— 60.77 Кб (Скачать файл)

В начале этой главы отмечалось то, что «истории жизни», биографический метод – это, по сути, разновидность этнографического метода, имеющая дело с анализом «индивидуального случая». Все, что было сказано об интерпретативном подходе, аналитической индукции, типах понятий и требованиях к валидности, в полной мере применимо и к биографическому методу. Здесь  остановимся лишь на тех проблемах, которые возникают в связи с «индивидуальной» природой биографических данных.

Применение причинных моделей к анализу «историй жизни» требует использования процедур аналитической индукции. Роль негативных, опровергающих примеров в этом случае особенно существенна: обобщения, построенные на нескольких «историях жизни», могут быть уточнены, дополнены или опровергнуты лишь при сопоставлении с новыми, отобранными по теоретически-релевантным признакам, случаями. Излишне говорить о необходимости обоснования «типичности», репрезентативности отобранных для изучения индивидуальных случаев. Здесь применимы идеи теоретической выборки. Например, в исследовании изменения семейных взаимоотношений и циклов семейной жизни сбору «историй жизни» предшествовал детальный анализ доступных демографических данных о межклассовых и поколенческих различиях по таким параметрам, как размер семьи, время рождения самого младшего ребенка и его отделения от родительской семьи и т. п. В результате

_____________________

   7 Алъмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопросы социологии. – 1992. –Т.1. –№ 2. – С

 

 

исследователи сочли возможным ограничиться 130 биографическими интервью с мужчинами и женщинами, рожденными в конце 1890 — начале 1900-х гг. в канадском городке Гамильтон (Онтарио) и его окрестностях. Квотная выборка репрезентировала три типичные социальные группы — городской средний класс, городских рабочих и фермеров.

В целом  биографический метод особенно уязвим для критики, указывающей на наличие  таких угроз внутренней валидности, как субъективные смещения и историческая эволюция субъектов. Все респонденты, рассказывающие свои «жизненные истории», анализируют свое прошлое (и предугадывают будущее) с точки зрения конкретного, «вот этого», момента своего личностного развития, обычно стремясь дать социально-одобряемую и согласованную картину жизни как целого. К тому же социолог должен помнить о том, что сама форма биографического повествования — литературная по сути и корням— подталкивает субъекта к использованию популярных биографических канонов, расхожих «сценариев» (например, «история успеха», «рассказ о поиске личностной идентичности», «жизнь прирожденного неудачника» и т. п.). С этой точки зрения «хорошая» биография не должна быть излишне согласованной во всех деталях. Использование интерпретативных моделей8 в анализе биографических данных, как мы неоднократно отмечали выше, ориентировано не столько на выведение общих объяснений и причинных закономерностей, сколько на понимание субъективного смысла событий с точки зрения деятеля. Однако и в этом случае достоверность интерпретации зависит от сопоставления сведений, полученных из разных источников, и критической оценки личных сообщений. Фактически биографический метод ведет исследователя к тем же

______________________

   8Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии.– 1992. – Т. 1. – № 1. – С

 

проблемам, что и метод историографический. Здесь часто необходимы и оценка достоверности и подлинности личного документа, и соотнесение с другими свидетельствами, а иногда — и установление авторства. Биографический метод по определению историчен — используя документы прошлого, он стремится к созданию убедительного исторического объяснения полученных сведений. Поскольку историографией называют всякую попытку реконструкции прошлого на основе документальных данных, «история жизни» — тоже форма историографии. Источники данных в историографии принято делить на первичные и вторичные. К первичным относят те источники, которые содержат непосредственные свидетельства очевидцев или прямых участников событий, а ко вторичным — свидетельства или рассказы тех, кто не присутствовал при описываемых событиях. В историографии принято считать более надежными те документы, автор которых ближе включен в описываемую ситуацию и дает описание «из первых рук». Кроме того, выше ценятся свидетельства более опытного и искушенного наблюдателя, иными словами, — эксперта. Многие авторы полагают, что достоверность и надежность документов тем выше, чем уже аудитория,к которой адресуется автор, то есть по мере роста предполагаемой аудитории автор все больше оказывается под влиянием тенденции описывать события в апологетическом и драматическом ракурсе: интимная исповедь постепенно превращается в пропаганду.

Для социолога, использующего личные документы, определенный интерес представляют и те приемы критики источников и установления их подлинности, которые традиционно применяются в историографии. Во-первых, речь идет о проверке подлинности (несфальсифицированности) текста и установлении его авторства. Если для социолога, имеющего дело с «живым» рассказом, эти проблемы сравнительно малозначимы, то использование личных документов «в отсутствие» субъекта выдвигает их на первый план. Исследователь должен убедиться в том, что документ является именно тем, за что его принимают (например, предсмертной запиской, а не наброском поэмы), а также определить принадлежность документа данному автору. Для такой проверки используются и внешние материальные признаки – почерк, бумага, место хранения, и формальные особенности текста – стиль изложения, лексические характеристики, отсутствие анахронизмов.

Немаловажное  значение имеет обоснованность интерпретации текста с точки зрения его характера, целей написания, предполагаемой аудитории и шире – его социального контекста.

Наконец, даже последовательно интерпретативная трактовка биографического метода не избавляет от необходимости проверить фактическую правдивость содержащихся в биографических документах сведений. Как известно, даже один из основателей интерпретативного подхода в социологии (У. Томас) полагал, что самые радужные перспективы для социологии откроются по мере развития надежной государственной системы учета личных сведений о гражданах.

Конечно, и расшифровка смысла документа, и установление его подлинности  никогда не бывают окончательными. Наша способность к пониманию биографических и – шире – исторических событий всегда ограничена и доступным нам смысловым горизонтом социального действия, и принимаемыми теоретическими схемами. Один из подходов к объективному анализу исторических данных и поступков деятеля – это известная концепция «идеальных типов».9

М. Вебер  понимал под идеальным типом  некую социокультурную модель, служащую орудием теоретического понимания. Идеальный тип — это не гипотеза и не исторически конкретное описание фактов, а сугубо теоретическая, абстрактная конструкция, которая может и не существовать в реальности, но позволяет ученому понять и объяснить реальность. Идеальный тип — это отнюдь не что-то более совершенное и идеально

_____________________

    9 Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. – 1993. – № 1-2. –С. 129

 

соответствующее норме. Это скорее намеренно преувеличенное и одностороннее описание собственной точки зрения социолога, его видения смысла поступков деятелей. «Этот мысленный образ сочетает определенные связи и процессы исторической жизни в некий лишенный внутренних противоречий космос мысленных связей. По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности... Задача исторического исследования состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае установить, насколько действительность близка такому мысленному образу или далека от него...». Примерами идеальных типов могут служить «нуклеарная семья», «капитализм», «целерациональное действие» и т. п.

Конструирование «идеально-типических» понятий (всегда «далеких от опыта») может стать  шагом к построению собственно эмпирически проверяемых гипотез.

Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания «историй жизни»:

«Шаг 1. Отберите исследовательские проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.

Шаг 2. Отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны  биографические данные.

Шаг 3. Опишите  объективные события и переживания  из жизни субъекта, имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив (триангуляция) таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.

Шаг 4. Получите от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному, или  хронологическому, порядку.

Шаг 5. Проанализируйте  все утверждения и сообщения  с точки зрения их внутренней и внешней валидности... (Проверьте достоверность источников.)

Шаг 6. Примите  окончательное решение о достоверности  вышеупомянутых источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

Шаг 7. Начните  проверку предварительно сформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.

Шаг 8. Составьте  черновой набросок всей "истории  жизни" и ознакомьте с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию.

Шаг 9. Переработайте  исследовательский отчет, изложив  события в их естественной последовательности и учтя замечания исследуемых субъектов. Представьте в отчете те гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключении остановитесь на теоретической значимости ваших выводов и перспективах дальнейшего исследования»21.

Эта схема  может служить ориентиром в работе с биографическими данными.

Вывод.

 

Заключение

Из всего  вышеизложенного  в данной курсовой хочется отметить , что для социолога анализ биографии – это один из способов исследования жизненного пути представителя определенного социального слоя в конкретную историческую эпоху. Биографический метод в социологии позволяет выявить закономерности общественных процессов в индивидуальной жизни, а также механизм событий единичной жизни в тенденции общественного развития.

В своем  наиболее широком значении биографические методы – это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной  биографии или истории своей  жизни. В этом качестве биографические методы представляют собой нечто  значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций  или свойств личности. В нем  воплощен специфический принцип  анализа личности: через историю  ее развития и становления.

Целью курсовой работы было выработать полное представление об истоках, идейных предпосылках и конкретных применениях биографического метода в социологии.

Для достижения этой цели был решён ряд соответствующих  задач: задачи другие

  1. В данной курсовой работе я рассмотрела сущность биографического метода и его истоки.
  2. Попыталась объяснить, как происходит сбор и обработка биографических данных.

В настоящей  работе раскрыта сущность, содержание и алгоритм реализации одного из методов  социологического исследования – биографического  метода.

И в этом смысле цель  курсовой работы достигнута.

 

Список  использованной литературы

  1. Алъмодавар, Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория / Ж.-П. Альмодавар // Вопросы социологии. –1992. – Т.1. – № 2. – С.
  2. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. Т. 2. № 2.
  3. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / М. Блок, 2-е изд., доп. – М.: Наука,1986. – с. 174
  4. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М. 1993-1994. № 3-4.
  5. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.
  6. Козина И. М. Поведение работников на рынке труда. Способы трудоустройства и личные стратегии занятости // Реструктурирование занятости и формирование локальных рынков труда в России. М, 1996. С. 84-107.
  7. Козлова К Н, Крестьянский сын: Опыт биографического исследования // Социологические исследования. 1994. N° 6. С. 112-123.
  8. Оболенская С. В. «История повседневности» в историографии ФРГ // Одиссей. Человек в истории. М, 1990. С, 182-197.
  9. Рождественский С. Подходы к формализации жизненных историй качественными методами // Судьбы людей: Россия XX век. Биографии людей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996. С. 412-422.
  10. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1.
  11. Томпсон П. Гуманистическая традиция и жизненные истории в Польше // Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. колл.: В. В. Семенова, Е. Ю. Мещеркина. М., 1993. С. 51-62.
  12. Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. № 1-2. С. 129-138.
  13. Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. колл.: В. В. Семенова, Е. Ю. Мещеркина. М., 1993. С. 11-41.
  14. Хоффман А. Достоверность и надежность в устной истории // Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. колл.: В. В. Семенова, Е. Ю. Мещеркина. М., 1993. С. 42-50.
  15. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 245 с.

Информация о работе Биографический метод