Биография П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:15, реферат

Описание работы

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) – русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием закончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно – учительскую школу. В 1906 – арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Кинешме, где много читал (Лавров, Михайловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт и др.).

Содержание работы

Биография П.А. Сорокина…………………………………….………..…..3
П. Сорокин: социальная и культурная динамика……………….……..….4
Культура как предмет научного исследования…………………….….….5
Типология культуры……………………………………………..…..……..8
Идеационная культура……………………………………………….……..9
Мировоззрение…………………………………………………………….10
Система истины……………………………………………..………….….10
Формы искусства и эстетические ценности…….………………...……..11
Этические ценности и принципы………………………………….……..12
Правовая система……………………………………………….….……...12
Социальные отношения……………………………………..…….……...13
Список используемой литературы……………………………....……….17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Идеационное искусство  символично. Художники не стремятся  к визуальному сходству изображения  с изображенным. Представленные в  картинах и скульптурах предметы и события служат лишь средством передачи зрителю идей и переживаний религиозного характера. Рыба, овца, оливковая ветвь, пещера, воскрешение Лазаря, снятие Иисуса с креста – все это интересует средневекового художника и зрителя не само по себе, а как символы сверхчувственных духовных ценностей. Все, что не  несет в себе такого символического содержания (и, тем более, то, что способно зародить греховные помыслы) считается недостойным изображения. Герои картин – апостолы, святые, праведники, Богоматерь и сам Иисус Христос – предстают перед нами почти бесплотными, зачастую как бы изможденными долгим воздержанием существами. Их образы должны впечатлять зрителя не наглядной, земной красотой, видимой глазами, а возвышенной духовностью, твердостью веры, любовью к Богу, которые открываются душе зрителя.

Архитекторов вдохновляют  не столько утилитарные, сколько  культовые цели. Идеационная архитектура  развивается, прежде всего, как искусство  строительства церковных зданий. В романском стиле XI – XII веков, а затем в ранней готике конца XII века они приобретают особую строгость и величественность. Тщательно придумывается символизм храмовых построек (крест на вершине, купольное покрытие как символ неба, центральный купол и четыре купола меньшего размера вокруг него – Иисус и четыре евангелиста, и т. д.).

Идеационная музыка проста, не тяготеет к успеху и одобрению. Она не нуждается в концертных залах, аплодисментах, больших оркестрах  и хорах. Музыканты сочиняют и  исполняют, главным образом произведения, предназначенные для богослужений, - церковные песнопения, хоралы, мессы, реквиемы. В музыке главное – не то, как она звучит, приятно или неприятно, но то, что кроется за звуками.

Идеационная литература – это прежде всего , молитвы, гимны, проповеди, жития святых. Она  - неиссякаемый источник и недосягаемый для смертного образец мудрости и художественной ценности.

4. Этические ценности  и принципы.

Идеационная этика строится на признании  абсолютных, вечных и неизменных принципов  нравственности. Эти принципы «от  Бога», они выражены в библейских заповедях. Чувственные, телесные удовольствия считаются греховными. От человека требуется благочестие и послушание, безупречное исполнение своих обязанностей перед Богом и обществом. Это «этика долга».

5. Правовая система.

Предполагается, что правовая система должна опираться на абсолютные и незыблемые принципы, данные Богом. В характерных для идеационной культуры конкретных правовых кодексах к наказуемым по закону преступлениям относятся многие действия, которые непосредственно не наносят вреда другим людям, но подрывают религиозную веру. Они оцениваются как святотатство, богохульничество, вероотступничество, ересь. Их называют преступлениями против религии. В средневековых юридических кодексах нередко карались законом покушение на самоубийство, тайный брак, колдовство, курение, ношение несоответствующей одежды. Методы следствия и допроса отличались жестокостью, широко применялись пытки с использованием хитроумных приспособлений, причиняющих мучительную боль. Наказание  рассматривалось как путь к искуплению вины и средство уничтожения тех злодеев, вина которых не может быть искуплена. Оно обычно было весьма сурово и во многих случаях предусматривало смертную казнь. Часто она производилась публично (например, сожжение на костре), и к ней относились как к увлекательному зрелищу. В целом, право в идеационном обществе более жестко и  строго, чем в каком – либо другом обществе.

6. Социальные  отношения.

Людям идеационной культуры общественный порядок представляется установлением  Бога. Монарх – наместник Бога на земле, «помазанник Божий». Идеационное общество обычно иерархично.

Сорокин различает три  основных типа социальных отношений: отношения  семейного типа, контрактные и  принудительные. Для идеационного общества характерно преобладание отношений  семейного типа. Они задают образец феодальной верности вассалов своему господину. Монарх представляется как бы отцом всех своих подданных.

Специфическим для идеационной  культуры образом решается проблема свободы человека. Согласно Сорокину, индивидуальную свободу в общем смысле можно определить следующим образом; «Человеческое существо свободно, если оно способно делать то, что хочет, не принуждается делать то, чего не хочет, и не вынуждено терпеть то, чего терпеть не желает». Свобода индивида зависит от соотношениями между его желаниями и имеющимися в его распоряжении средствами для их реализации. Отсюда вытекает сорокинская «формула свободы»:

Сумма желаний

Сумма средств

Если числитель в  этой формуле меньше знаменателя, то человек свободен. Следовательно, возможны два пути к достижению свободы: 1) уменьшить сумму желаний и 2) увеличить сумму средств для их реализации. Людям идеационной культуры наиболее естественным, эффективным и морально приемлемым представляется первый путь. Они считают, что лучшая жизнь и свобода должна достигаться благодаря духовному самосовершенствованию людей и самоограничению их желаний и потребностей. Естественно, что такая установка мало содействует развитию техники и экономики.

Современное состояние  западной культуры Сорокин диагностировал как кризисное, которое, вовсе не виделось ему в духе шпенглерианского субъективизма – как конец ее исторического существования, смертная агония всей западной цивилизации.  Его главное пророчество звучало примерно так: мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – поколение людей будущего.

 В 1960 Сорокин публикует свое культурно – конверген-циональное кредо-эссе «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), написанное в атмосфере довольно напряженных советско - американских отношений. Эссе начиналось со следующих слов: «Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому («свободное предпринимательство») типу общества и культуры. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в ближайшее десятилетие. Будучи не согласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и не коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа». Согласно логике его мысли, мы наблюдаем, с одной стороны, упадок капиталистической системы, а с другой – неспособность экономической и политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей. Последняя складывается в периоды великих бедствий (голод, война, революции, депрессии), однако когда социальная опасность минует и сходит на нет, то в обществе обнаруживается неизбежная тенденция детоталитаризации и реконверсии к менее регламентированной и более свободной жизни. Этот социальный закон, по Сорокину, выражается в том, что степень государственного вмешательства в  жизнь общества варьируется  пропорционально масштабам и характеру бедствия. И если в будущем великие катаклизмы удастся преодолеть, то «коммунистические» и схожие с ним тоталитарные режимы, очевидно, будут приходить в упадок. Речь у Сорокина, однако,  идет не только о политических переменах и сближении двух стран. Он считает, что фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, спорте и досуге, изящных искусствах, экономике, семейных и брачных отношениях и даже в религиях обеих держав. Советские философы безвозвратно ушли от ортодоксального марксизма в  интерпретациях человека и общества, в то время как материалистическая идеология и философия все активнее проникают в общественную и приватную жизнь американцев. Иными словами, по Сорокину, конвергенция заключена не  только в реверсивном движении России к образцу американской демократии, но и в усилении тоталитарных элементов в США. Завершая свое эссе, он утверждал, что конвергенция, безусловно, приведет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в «блистательный интегральный порядок в обеих державах , так же, как и во всей человеческой вселенной».

 

Профетическая интенция свойственна социологии эпохи модерна. Провозвестник новой идеациональной будущности через очищение и воскрешение  культуры, проповедник нравственного  возрождения общества, основанного  на принципах альтруистической любви и этике солидарности, - таков, в общем не похожий на академического, университетского ученого, Сорокин - социолог и Сорокин – пророк, на долгие годы запомнившийся своим соратникам и ученикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – СПб.:     Лань, 2001. 831.

2. Социология: энциклопедия /сост. А.А. Грицанов [и др.]. – Минск: Книжный дом, 2003. - 1312с.

3. История теоретической социологии: в 5 т. Т.2. Социология XIX века / Ин-т «Открытое о-во». Фонд Сороса; отв. ред. и сост. Ю.Н.Давыдов. – М.: Магистр, 1997. – 448с.

4. Голосенко, И.А. История русской социологии 19-20 веков: пособие / И.А. Голосенко, В.В. Козловский. – М.: Онега, 1995. – 288с.




Информация о работе Биография П.А. Сорокина