Биологическое, психологическое и социальное обеспечение девиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Содержание работы

1. Введение
2. Девиация
3. Девиантное поведение
4. Девиант
5. Классификация девиантного поведения
6. Признаки девиантного поведения
7. Теории девиантного поведения
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

срс по социологии.docx

— 40.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, с помощью  анализа какой-либо одной психологической  черты, конфликта или комплекса  нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного  действия многих факторов  (психологических, культурных, социальных).

Социологические теории девиантного поведения

Социологические объяснения причин девиации берут свое начало с работ одного из классиков социологии Э. Дюркгейма (1858- 1917), который сформулировал  концепцию аномии, т.е. массового  отклонения от существующих в обществе норм как главной причины девиации.

Теория аномии 

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения  может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм).

Аномия — это общественное состояние, которое характеризуется  разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием  между провозглашенными целями и  невозможностью их реализации для большинства.

При этом Дюркгейм вовсе  не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых  отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Люди обнаруживают, что  им трудно координировать свое поведение  в соответствии с нормами, которые  в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В  периоды быстрых общественных перемен  люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности  в согласовании своих поступков  с действующими нормами. Прежние  нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы  еще слишком туманны и нечетко  сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в  поведении. В такие периоды можно  ожидать резкого возрастания  количества случаев девиации.

Девиантное поведение, по мнению Э.Дюркгейма, необходимо для  общества, поскольку выполняет в  нем две важные функции. Во-первых, отклонение от норм выполняет адаптивную функцию: вводя в общество новые  идеи и проблемы, девиантность выступает как фактор обновления и осуществления изменений. Во-вторых, девиантность способствует сохранению границы между «хорошим» и «плохим» поведением в обществе: отклоняющееся поведение может вызвать такую коллективную реакцию, которая укрепит групповую солидарность и прояснит социальные нормы.

Взгляды Э.Дюркгейма на девиантное поведение способствовали переключению внимания ученых с объяснений, в основе которых – индивидуум, на социальные факторы.

Идея аномии общества получила дальнейшее развитие в работах американских социологов Т.Парсонса и Р.Мертона. По мнениюТ. Парсонса, аномия - это "состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения". Согласно этому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

Р.Мертон модифицировал понятие  аномии, отнеся его к напряженности, возникающей в поведении человека, оказавшегося в ситуации, когда общепринятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Р.Мертон считал, что аномия появляется не от свободы выбора, а  от невозможности многих индивидов  следовать нормам, которые они  полностью принимают. Он видит главную  причину трудностей в дисгармонии  между культурными целями и легальными (институциональными средствами), с  помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в  стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния  весьма ограниченны. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который  заставляет члена общества искать нелегальные  средства и цели, т.е. отклоняться  от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью легальных общественно одобряемых средств (качестве последних официально признаются такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в процветающую фирму), он может прибегнуть к использованию незаконных средств, не одобряемых обществом (таких, например, как торговля наркотиками, рэкет,  обман, подлог или воровство) Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.

Однако «отсутствия возможностей»  и стремления к материальному благополучию  недостаточно  для  создания давления  в сторону девиации. Только тогда, когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов,  создаются условия для антиобщественного поведения. Мертон выделил пять реакций на  дилемму  цели  —  средства,   четыре  из  которых  представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии.

Первый из них - конформизм, т.е. пассивное приспособление к  существующему порядку вещей. Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижение материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Большинство членов общества, которые не хотят осуществлять отклонение от общепринятых норм поведения, склонны к конформному поведению, поэтому подобное поведение составляет опору стабильного общества.

Инновация наблюдается, когда  индивиды твердо придерживаются культурно  установленных целей, но отвергают  одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать  чужое имущество, воровать, участвовать  в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством, шантажом. Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту.

Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; «они живут в обществе, но не принадлежат к нему».

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим  социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например радикальные общественные движения. Такая целеустановка характерна для некоторых молодежных субкультур, и революционных движений, она может реализоваться в политических преступлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций. М.; Ростов н/Д, 1999.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Девиация
  3. http://www.it-med.ru
  4. http://studentu-vuza.ru/sotsiologiya/lektsii/teorii-deviantnogo-povedeniya

 


Информация о работе Биологическое, психологическое и социальное обеспечение девиации