Бюрократия как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:30, реферат

Описание работы

Актуальность изучения бюрократизма как общественного явления обусловливается рядом факторов. Во-первых, объективной потребностью усиления организованности во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, противоречием между этой объективной потребностью и связанной с нею иерархизацией общества и развитием демократии, включением широких слоев населения в общественную жизнь, в политическую деятельность. С этим связана также необходимость нахождения оптимального соотношения между профессионалами и непрофессионалами в управленческом процессе, между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными.

Содержание работы

Введение 4
1. Бюрократия как общественное явление 5
2. Общие и национально-специфические черты бюрократии. Карьера как ядро бюрократической системы 7
3. Причины сохранения и усиления бюрократизма в стране 12
4. Дебюрократизация общества и роль в этом процессе социологических исследований 16
Заключение 22
Литература 24

Файлы: 1 файл

Бюрократизм как модель управления.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

     Преодоление бюрократизма невозможно без глубокой и последовательной демократизации всей системы общественных отношений.

     Осуществляемые  ныне экономические реформы, разгосударствление собственности (разумное, оптимальное) имеют своей целью по существу ликвидацию самой основы, экономической базы командно-административной системы с присущей ей бюрократизацией. Осуществляемая реформа призвана создать такой экономический механизм хозяйствования, который обеспечит оптимальное сочетание рыночных отношений и плановости развития экономики, разумный централизм и автономию, самостоятельность республик, регионов, предприятий, будет всемерно стимулировать экономическую и социально-политическую активность людей с учетом реализации их материальных и духовных интересов.

     Проводимые  экономические преобразования призваны создавать объективную возможность усиления социальной направленности развития экономики, преодоления ее дефицитности как главного условия существования бюрократической системы в экономической области.

     Важнейшее условие преодоления всевластия бюрократии — коренное обновление политической системы, механизма политической власти. Этот процесс включает в себя две стороны: 1) ломку сложившихся бюрократических структур; 2) созидание новых структур, четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, улучшение аппарата управления, его упрощение и сокращение. Отсюда изменяется социальное назначение государственных служащих: они призваны активно способствовать государственным органам выражать и защищать интересы всех социальных слоев и групп, искать оптимальное удовлетворение личных, групповых и государственных интересов, а не подчинять человека интересам государства, как это было в истекшие десятилетия, ставить чиновника над другими гражданами. Чиновничество должно стоять на службе всего народа, а не отдельных его слоев, добиваться оптимизации единства государственных интересов и интересов личности.

     Сокращение  аппарата, к сожалению, осуществляется, как и прежде, о чем свидетельствуют  результаты социологических исследований, без учета функций, объема и характера работы, т. е. административным путем. Нередко сокращаемые приказами сверху работники упраздняемых министерств оказываются в стенах других учреждений или на руководящих, аппаратных местах на предприятиях. Следовательно, "лечить" эту болезнь можно только экономическими методами, поставив в зависимость материальное благополучие каждого должностного лица от реальных экономических результатов предприятий, министерств, ведомств.

     Наличие громадного бюрократического аппарата неизбежно увеличивает производство деловых бумаг. Их обилие не может не приводить к преобладанию канцелярско-бюрократического стиля работы, отрыву руководящих органов от реальной жизни.

     В преодолении бюрократизма важнейшее  значение имеет сменяемость кадров — выборы руководителей и других работников аппарата только на определенные ограниченные сроки. Весь мировой опыт (и наш в том числе) показывает, что подавляющее большинство людей не способно противостоять соблазняющему и деморализующему воздействию власти. Длительное пребывание у власти портит даже хороших в прошлом людей. И "лекарством" здесь может быть только законодательная ротация. Сменяемость должна стать нормой жизни для всех звеньев управленческого аппарата, начиная с самых высоких и кончая самыми низшими, ведь социологические наблюдения показывают, что многие "внизу" действуют на своем рабочем месте как отпетые бюрократы.

     Говоря  о сменяемости как методе борьбы с бюрократизмом, следует подчеркнуть: поочередное состояние и подчиненного, и властвующего (руководителя) во многом предопределяло бы нормальность, человечность отношений управляемых и управляющих. Эту мысль подчеркивал еще Аристотель: "Кто хочет прекрасно повелевать, должен сначала научиться повиноваться. А всякая власть... может осуществляться, с одной стороны, в интересах властвующего, с другой — в интересах подчиненного" [4, С. 815]. Действительно, если все на время станут бюрократами (управленцами), то уже никто не сможет стать действительным бюрократом. Между прочим, эта проблема (изучение состояния, сознания, поведения бывших и настоящих управленцев) является одним из важных направлений социологических исследований.

     Коренным  признаком бюрократии является, как  уже отмечалось, существование и рост слоя бюрократов — привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты, наличие и рост управленческого аппарата. Но, говоря о бюрократизации аппарата, подчеркнем, что борьба с бюрократизмом не означает борьбу с аппаратом как таковым. Без профессионального аппарата, состоящего из руководителей (управленцев), специалистов и технического персонала (секретарей, машинисток, делопроизводителей и т. д.) нет и не может быть управления как неотъемлемого атрибута каждого общества. В то же время борьба с бюрократизмом требует постоянной и неформальной работы по улучшению, совершенствованию аппарата. Ни один руководящий орган, как показывает всемирная практика, не может обойтись без специального, профессионально подготовленного аппарата.

     Особое  значение в преодоление бюрократизма имеет повсеместный и повседневный учет и контроль во всей системе  управления, во всех социальных институтах и организациях и, безусловно, в жизни политических партий. Принципиально существенную роль играет здесь такая сторона демократии, которая связана с возможностью для населения участвовать в принятии решений, их обсуждения, критики, иначе говоря, гласностью, правдивостью информации. В последние годы сделаны первые шаги по внедрению в политику, в систему управления начал гуманизма, моральных принципов, устранению из нее нечестности, обмана, лицемерия, секретности, тайны. Ликвидированы "зоны вне критики", рассекречены многие документы, стали доступными многие ранее запрещенные литературные и другие произведения, реализуется закон о печати, хотя, конечно, не в полном объеме. Предстоит повысить ответственность за слово, за правдивость информации, исключающей сенсационность, "плюрализм" мнений, граничащей с пренебрежением конституционными, правовыми и моральными нормами жизни общества. Хотелось бы надеяться, что конструктивно-пропагандистская функция печати наконец-то станет превалирующей, потеснив функцию разоблачительно-критическую.

     Существенное  значение в преодолении бюрократизма имеет, безусловно, уровень образования и культуры населения, особенно политической культуры. В изучении уровня и характера политических знаний, оценок и действий людей, содержания социальных механизмов, традиций и норм, которые регулируют политические отношения, несомненно, большое место занимают методы социологических исследований, особенно в рамках систематического изучения общественного мнения.

 

      Заключение

 

     В целом, говоря о преодолении бюрократизма как цели, как задачи, следует  обратить внимание на важность рационализации управления и управленческого труда, проведения "канцелярских реформ". Речь идет об обоснованности решений, установлении ответственности каждого за выполнение определенных, четко очерченных заданий и практических дел; о контроле за ходом исполнения решений; о рациональных формах учета и отчетности и уменьшении ее; о сокращении переписки, о совершенствовании делопроизводства и документообмена; об упрощении процедур согласования и т. д.; о регламентации совещаний и заседаний; о должной организации приема посетителей руководителями, управленцами и т. д. Короче говоря, речь идет о повышении уровня профессионализации управленческого труда.

     В решении этих вопросов, как представляется, немалую роль могут сыграть методы социологических исследований, в  частности анализ документов управленческого труда, организация экспериментов по апробированию новых его форм, деловые игры и т.д. Достоинством социологических методов является то, что с их помощью можно измерить каждое бюрократическое препятствие, разработав систему показателей и индикаторов. К примеру, какое количество документов оформляется для решения дела (и нужны ли они?); сколько печатей, подписей требуется; сколько времени тратится для записи на прием к руководителю, в учреждение, какова продолжительность ожидания с момента записи до момента приема (обоснованность такого ожидания); сколько должностных лиц приходится обходить для решения того или иного вопроса; сколько дней (недель, месяцев, лет) проходит с момента первого бюрократического обещания решить вопрос и т. д., и т. п. Выявление, измерение таких показателей позволит показать истинное лицо "слуг народа", их "заботу" о людях.

     Показывая с помощью цифр и фактов, во что обходится обществу бюрократизм как явление, каковы экономические, социальные и нравственные потери от него, обобщая и рекомендуя лучшие образцы управленческого труда, социология тем самым может выполнять функцию не только познавательную, но и присущую ей управленческую.

 

Литература

 
  1. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к  команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы  и статистика, 2001. – 224 с.
  2. Социология / Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 480 с.
  3. Социология / Ю.Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512 с.
  4. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: «Маркетинг», 2002. – 1036 с.
  5. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.

Информация о работе Бюрократия как общественное явление