Благотворительность как форма социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявление культурно-исторических предпосылок зарождения и развития благотворительности в России и ее влияние на становление социальной работы.
Задачи: 1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.
2) выявить взаимосвязь между благотворительностью и социальной работой.
3) выявить взаимосвязь благотворительности и социальной политики.
4) выявить специфические черты благотворительности в XXI веке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие благотворительность. История становления благотворительности в России…………………………………… ….6
1.1 Благотворительность на ранних этапах своего становления и развития………………………………………………………………….6
1.2 Благотворительность в XIX- начале XX вв……………………..15
Глава 2 Влияние благотворительности на социальную работу…..22
2.1 Взаимосвязь благотворительности и социальной политики….22
2.2 Современная благотворительная деятельность как система социальной поддержки населения в России…………………………27
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы…………………………………….34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА соц работа.docx

— 48.51 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по истории социальной работы

 

Тема: Благотворительность как форма социальной работы

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….3

 

Глава 1 Понятие благотворительность. История становления благотворительности в России…………………………………… ….6

 

1.1 Благотворительность на  ранних этапах своего становления  и развития………………………………………………………………….6

 

1.2 Благотворительность в XIX- начале XX вв……………………..15

 

Глава 2 Влияние благотворительности на социальную работу…..22

 

2.1 Взаимосвязь благотворительности  и социальной политики….22

 

2.2 Современная благотворительная  деятельность как система социальной  поддержки населения в России…………………………27

 

Заключение……………………………………………………………….32

 

Список используемой литературы…………………………………….34

 

Введение

 

Актуальность темы исследования.

 

Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.

Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.

Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

 

Степень научной разработанности проблемы.

 

Изучением данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Об истории становления социальной работы в России писали Фирсов М.В. (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов учебник «Социальная работа» где были указаны две причины, по которым социальная работа не возникла в начале XIX века. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева.  Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

Основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.

Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.

 Теоретическую и методологическую  основу курсовой работы составили  работы отечественных авторов  Дурасановой и Годунского.  В работе использовался исторический подход.

Объектом курсовой работы является благотворительность в России.

Предметом – роль благотворительности в становлении и развитии социальной работы.

Цель – выявление культурно-исторических предпосылок зарождения и развития благотворительности в России и ее влияние на становление социальной работы.

Задачи: 1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.

2) выявить взаимосвязь  между благотворительностью и  социальной работой.

3) выявить взаимосвязь  благотворительности и социальной  политики.

4)  выявить специфические  черты благотворительности в XXI веке.

 

Глава 1

Понятие благотворительность.

История становления благотворительности в России

 

Определение благотворительности

Благотворительность или филантропия (от греческого слова филантропос - человеколюбие) - идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям, сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся; материальное или иное поощрение общественно значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта).

1.1 Благотворительность на  ранних этапах 

своего становления и развития

 

С глубокой древности наши соотечественники считали благотворительность необходимым условием личного нравственного здоровья, средством спасения души, возможностью бескорыстно помочь нуждающемуся, приумножить славу Родины. Этот, внешне простой труд, генерирующий положительную эмоциональную энергию в обществе, на протяжении веков оказывал влияние на формирование характера нации, её идеалов, накапливал духовный потенциал государства. Об особом смысле традиционных ценностей, господствующих в народном сознании, ещё в 1739 году писал учёный Т.Н. Гриневский: «История должна обратить взоры свои преимущественно на интересы народов, на их высшие стремления и положения, на перемены в нравах и обычаях, на перемены религии, наук, искусства, ремёсел.

Наиболее ценным сведением для исследования интересующего нас вопроса развития благотворительности, является описание древними историками ранней формы благотворительности.

Становление славянской цивилизации на огромной территории от Карпат до Урала проходило в тяжелейших условиях. Только за период с 859 года до монголо-татарского нашествия Русь пережила 226 мятежей и междоусобных войн, организовала 38 освободительных походов. В такой экстремальной обстановке формировались единое мировоззрение, традиции, культура, развивался характер народа. В труднейшие для государства времена, когда испытывается характер народа, человек живёт надеждой на будущее.

Началом же благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.

Таким образом, можно выделить три основные формы княжеской благотворительности:

   1. раздача милостыни;

   2. кормление на  княжеском дворе;

   3. развоз продовольствия  по городу для убогих.

На Руси складывается своеобразная система социальной помощи, включающая в себя два основных компонента: подвижничество и нищенство.

Подвижничество проявлялось в форме христианского максимализма: «все или ничего». Оно не сдерживалось житейским благоразумием, не контролировалось вниманием к практическим результатам. Человеколюбие на деле становилось нищелюбием.

Нищенство на Руси являлось не экономическим бременем для народа, а одним из главных средств воспитания. Нищий был необходим русскому человеку как живое орудие душевного спасения. Возникает особая категория людей – профессиональные нищие, «калики перехожие». Они жили преимущественно около монастырей, входы в которые были основными местами их деятельности. Ходили они артелями (ватагами), во главе которых стояли атаманы. При богатых же княжеских дворах появляются даже особые «штаты» постоянных нищих – бездельников, рассчитывающих безвозмездно поживиться. Государство в этой ситуации мирится с фактом существования нищенства, смотря на него, как на необходимый, ниспосланный Богом крест, а само выступает исключительно в роли частного благотворителя.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Первые на Руси больницы, в которых бедные и нищие люди пользовались бесплатным лечением, были учреждены митрополитом Ефремом в 1091 году.

Отмечена в летописях и благотворительность купеческого сословия. Первое упоминание об этом мы находим в описании событий 1074 года: «Купец богат, родом Торопчанин: в схоте быть мних, раздая всё имение своё нищим».

Но была ещё и так называемая стихийная благотворительность, не поддающаяся учёту, традиционная благотворительность. Например, во многих селениях жители выставляли на улицу пищу для проходящих нищих. Если к жителю в дом постучит нищий и попросит подаяния, его обязательно кормили, одевали. Это считалось хорошим знаком. Вероятно, в этом обычае истоки того явления, о котором писал русский философ Н.О. Лосский: «Среди европейцев бедный никогда не смотрит на богатого без зависти, среди русских богатый часто смотрит на бедного со стыдом».

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.

Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Стоглавый Собор, созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разоренного войнами и опричниной государства не было. По всей стране нищих просили милостыню, но лишь немногие могли обрести кров и еду при монастырях и в частных богадельнях.

В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича - Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.

Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.

Информация о работе Благотворительность как форма социальной работы