Благотворительность как вид социальной деятельности в условиях современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ благотворительной деятельности коммерческих организаций в рамках социальной ответственности бизнеса.
Задачи:
Определить содержание и сущность социальной деятельности;
Рассмотреть понятие, сущность и формы благотворительной деятельности;
Определить содержание и структуру социальной ответственности бизнеса

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
1 Благотворительность как вид социальной деятельности......................
1.1 Понятие, сущность и специфика социальной деятельности...............
1.2 Структура благотворительной деятельности......................................
1.3 Развитие благотворительности в России.............................................
2 Благотворительность в рамках социальной ответственности коммерческих организаций.........................................................................
2.1 Становление понятия «социальная ответственность бизнеса»...........
2.2 Содержание и структура социальной ответственности бизнеса........
2.3 Общественная значимость благотворительности в рамках социальной ответственности бизнеса.........................................................
2.4 Законодательное регулирование благотворительной деятельности коммерческих организаций.........................................................................
3 Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России (на примере Краснодарского края)................................................
3.1 Понятие «социальная ответственность бизнеса»: различие в понимании руководителями российских компаний..................................
3.2 Благотворительность предпринимательства в Краснодарском крае в рамках социальной ответственности.......................................................
Заключение........................................................................................................
Список использованных источников...............................................................

Файлы: 1 файл

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)
  1. Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная вдеятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель  - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно  сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей,  которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности.  Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл)
  2. Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни.
  3. Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д.  Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и  существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Виды социальной деятельности.

Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия  социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:

  • материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
  • познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
  • спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
  • политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций [42].

По своей  операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько  взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если  противоречат им).

Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.

С точки зрения значимости и роли деятельности в  социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая  из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

 

1.2 Структура благотворительной деятельности

 

Благотворительность – это социокультурное явление, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т.д., путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим.

Становление и развитие благотворительности сопутствовало  развитию западной цивилизации. Так, Платон и Аристотель рассматривали благотворительность в контексте общественной пользы, полагая что эта деятельность – прерогатива государства, а не отдельного частного служения. Платон тем не менее считал, что не следует заботиться о бедных, попавших в трудную ситуацию, подчеркивая, что «бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности». Ситуация осложняется, если ей сопутствуют болезни и обнищание. В этом случае, например для ремесленников, смерть являлась единственным выходом в сложившихся обстоятельствах, поскольку жизнь, по мнению Платона, теряла ценность из-за невозможности воспроизводить свое ремесло. Однако в «Определениях» Платон не отрицает, что в обществе должно быть «добровольное благодеяние», оно сущность милости, и в межсубъектном взаимодействии милость – своевременная услуга.

Плиний, как и Цицерон, полагал, что дружба, товарищеский союз, будучи основой благотворительности, являются важнейшими факторами, лежащими в основе гражданского поступка. Цицерон усматривает в благотворительности ряд целенаправленных действий, среди которых: щедрость, выкуп пленных, уплата долгов, выдача приданого дочерям, увеличение средств жизни своих друзей [49, С. 15].

Однако, помимо альтруистического  начала, в идеологии античной филантропии прослеживаются и первые ростки осмысления негативных последствий, которые могут нести бескорыстная помощь и поддержка. Аристотель указывает на это, анализируя поступки «бедных людей», использующих не по назначению выделяемые государством мясо жертвенных животных и деньги, предназначенные для украшения храмов и города. Той же позиции придерживался и Сулла, который во время голода помогал бедным только тем, что предоставлял им работу в своих поместьях, избегая чистой благотворительности, чтобы не поощрять праздность.

Термин «благотворительность» в России впервые был использован историком Н.М. Карамзиным в XVIII в. как буквальный перевод французского слова «bienfaisance» — добровольная деятельность граждан и организаций по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, денежных средств, выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. В России до появления этого термина такая деятельность обозначалась древнерусским словом «призрение», в семантику которого органично входили древнерусские глаголы, отражающие деятельную любовь к ближнему: пригрети, напоити, увещевати, болезновати, прощати и т.п. [42, С. 104.]. Документы середины 70-х гг. XVIII в. показывает, что понятие «благотворительность» уже в это время активно использовалось, в частности, в делопроизводственной документации.

В XIII-XIV вв. в обиходе было слово «благотворение», которым обозначались добрые дела с указанием на присутствие [34, С. 222], а также «благотворити», что означало – благотворить. В XIV-XV вв. фиксируется использование слова «благотворец», обозначающего того, кто делает другим добро, благодетеля. С XVII в. Употребляется измененная форма последнего – «благотворитель», содержание которого остается прежним [34, С. 223].

Субъекты деятельности, цели и функции благотворительности.

В настоящее время в  научном дискурсе нет единого  представления о благотворительности. С одной стороны, все едины  в том, что благотворительность – это безвозмездная помощь нуждающимся. Однако нет единого представления о том, какого характера помощь следует относить к благотворительной, каковы должны быть формы этой помощи, кто является субъектом благотворительности и, наконец, каковы функции благотворительности и роль благотворительных организаций в современной России [2, С. 35].

Основные разногласия  сводятся к следующему.

Братья А. и И. Гранты определяют «благотворительность» как «форму помощи, в отличие от обязательного общественно-государственного призрения, имеющую факультативный характер» [19, С. 6]. По их мнению, это понятие относится к негосударственной сфере и имеет добровольный характер. Таким образом, в работах ученых XIX в. отмечается, что благотворительность носит негосударственный характер, ее отличает бескорыстность, факультативность, объектом выступают нуждающиеся, субъектом – частная инициатива; сущностью данного явления является разнообразная помощь. В XIX столетии развитие институтов помощи и взаимопомощи привело к терминологической оппозиции понятий «общественное призрение» и «благотворительность». Различия между ними определяются в разнице субъектов – это главный признак, а также сопутствующих характерных черт. Так, субъектом призрения является государство, а его сущность заключается в организованной помощи решения определенного государством круга проблем. Тогда как благотворительность носит негосударственный характер, субъектом становления становится частная инициатива [35, С. 426].

В отношении субъектов  благотворительности существуют две  полярные точки зрения. Одни считают, что к благотворительности относится практически любая социальная защита населения, то есть субъектом благотворительности в их представлении выступают не только частные лица и общественные организации, но и государство.

Сторонники другой точки  зрения полагают, что всякая деятельность государства по оказанию помощи населению является социальной политикой и не может считаться благотворительной. Субъектами благотворительности могут выступать только частные лица и общественные организации.

Между этими полюсами существует средняя позиция, согласно которой необходимо различать, из каких фондов осуществляются те или иные акции государственных структур. К благотворительной следует относить только ту помощь, которую государство оказывает из внебюджетных фондов.

Достаточно  распространено определение благотворительности как деятельности, мотивированной альтруизмом, «вызванной альтруистическим стремлением личности содействовать благу других людей из любви и сострадания к ним» [1, С. 7]. Мотивация – это всегда вопрос специального исследования, тем более что в практике человеческих отношений границу между альтруистическими и эгоистическими побуждениями провести подчас невозможно. По мнению другого автора Р. Г. Апресяна, в благотворительности, в отличие от милосердия, «допустимы любые мотивы», и к филантропической следует относить «деятельность, в которой реализуются помимо общественных и личные интересы», в частности такую, «которая предпринимается исключительно из личных интересов, но посредством которой достигаются и общественно значимые результаты». [3, С. 61].

И основные расхождения  заключаются во взгляде на роль благотворительности в обществе. Одна позиция сводится к тому, что «в цивилизованном обществе благотворительности вообще быть не должно» [14, С. 86], и российские благотворительные структуры призваны в трансформационный кризисный период помогать в решении проблем, с которыми не в состоянии справиться государство; они являются «дополнительным и весьма важным источником финансирования организаций социальной сферы».

Сторонники  другого взгляда на роль благотворительности в обществе полагают, что она призвана разрешать существующее в любом обществе противоречие между интересами государства и граждан. Или, говоря словами одного из авторов, «можно сказать, что филантропия призвана в какой-то мере компенсировать недостатки государственного управления, дефициты бюджетов, постоянное стремление «сильных мира сего» отдавать предпочтение расходам государства в ущерб социальным потребностям общества» [29, с.8].

Благотворительность образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Процесс возрождения  благотворительности – ответная реакция общества на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая характеризуется не только обнищанием сравнительно большой части населения, но и ослаблением потенциала государства. В свое время государство значительно сузило свои функции в регулировании и развитии социальной сферы, государственная система патронажа заметно ослабла.

Благотворительность возрождается как реакция общества на вызов времени.

Учеными И.М. Модель и Б.С. Модель была осуществлена попытка  рассмотреть институт благотворительности как один из элементов гражданского общества, и в доказательство этому были приведены следующие аргументы. По их мнению, деятельность социальных институтов определяется рядом признаков:

  • во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения, что составляет формально – правовую основу деятельности того или иного института;
  • во-вторых, интеграции его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий;
  • в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществления социально контроля [12, С. 388].

Информация о работе Благотворительность как вид социальной деятельности в условиях современной России