Благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить опыт благотворительной деятельности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей в различных областях на рубеже 19 - 20 веков, мотивы, формы и результаты их деятельности.

Содержание работы

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Этапы становления благотворительности в России 5
1.2.Сущность и содержание российской благотворительности 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ 16
2.1. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России 16
2.2. Российские благотворители конца 19 начала 20 века 27
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.71 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования  города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

Социальный  институт

Кафедра социальной работы

 

Тема: «Благотворительность купцов, отечественных  промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков».

Курсовая работа

Направление подготовки – 040400.62 «Социальная работа»

Профиль – «Социальная работа с разными группами населения»

заочная форма обучения группа 12/291з

Русакова  Наталия Николаевна

 

Научный руководитель:

кандидат психологических  

 наук, доцент

Таболова  Е.М., 
______________________ 
(подпись)

Защищена:

«____» ______________ 2013 г.

с оценкой  «_________________»

 

 

Москва, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО  – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5

1.1.Этапы становления благотворительности в России 5

1.2.Сущность и содержание российской благотворительности 11

Выводы по 1 главе 15

ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ 16

2.1. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России 16

2.2. Российские благотворители конца 19 начала 20 века 27

Выводы по 2 главе 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

ВВЕДЕНИЕ

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов  и тенденций. В Москве, как и  на Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ  сферы благотворительности в  дореволюционной России позволяет  связать сущность благотворительности  с еще одним известным феноменом - милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности, добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия. Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

Объект  исследования: благотворительность как социальное явление.

Предмет исследования: - формы и содержание благотворительности на рубеже 19 - 20 веков.

Цель исследования: изучить опыт благотворительной деятельности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей в различных областях на рубеже 19 - 20 веков, мотивы, формы и результаты их деятельности.

 

Гипотеза  исследования:

  1. Существует исторически обусловленная взаимосвязь между историческим этапом развития общества и состоянием благотворительности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков;
  2. Исследование историко-педагогических факторов, обусловивших специфику благотворительной практики купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков   может определить основные особенности ее становления, развития и функционирования.

Задачи  исследования:

  1. проанализировать историческую, социальную литературу по проблеме исследования;
  2. рассмотреть опыт формирования и развития благотворительности в России;
  3. выявить мотивы, формы и результаты деятельности российских  благотворителей в различных сферах жизнедеятельности на рубеже 19-20 веков.

Методы  исследования:

Изучение, анализ и систематизация исторической, социальной, педагогической литературы, периодики, исторических документов, архивных материалов; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.

Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, заключения.

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ 
ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

1.1.Этапы становления благотворительности  в России

Актуальность  исторического исследования благотворительности  и участия благотворительных  организаций в процессе оказания социальной помощи нуждающимся слоям  населения обусловлена, на наш взгляд, как теоретическими, так и практическими задачами. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим [1, с. 4].

Благотворительность - оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи [26, с. 38].

Определение понятия «благотворительность»  содержит и статья 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях»: «Благотворительная деятельность – это добровольная деятельность граждан и юридических лиц  по бескорыстной (безвозмездной или  на льготных условиях) передаче гражданам  или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [27, с. 17].

Князь Владимир, «вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека». Эти  положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись  этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные  телеги. Великий князь Ярослав  Владимирович, вступивший на престол  в 1016 году, внес в Церковный и Земский  уставы специальные разделы, связанные  с благотворительностью. Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности  в рамках государственной политики: Стоглавый Собор, созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся  и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание.

В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались  в Москву. Царь Борис Годунов «запретил  винокурение и пивоварение, на которые  шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба  продавать по низкой цене» На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.

Первый  русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему  приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал  землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной  смертью», то есть без покаяния), для  нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

Видным  московским благотворителем был  близкий советник царя Алексея Михайловича  – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную  благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Значительную сумму ему передала царица Марья  Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные  пожертвования и после его смерти3.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов  для беспризорных детей, где обучали  грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице  стало уже 101. Много внимания строительству  больниц, богаделен, разного рода приютов  уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют  для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил  на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в  других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.

В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество – Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного  призрения – прообразы органов  социальной защиты. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного  дома, повивальный институт с родильным  отделением для бедных женщин.

Продолжила  традиции благотворительности и  много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица  Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательное общество благородных девиц - так  в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной  России, вошедшая в историю под  названием «Учреждения Императрицы  Марии». В 1803 году в Москве и Петербурге появились «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже на этой основе возникли Общества сестер милосердия. Сеть благотворительных и просветительских обществ под непосредственным руководством императрицы расширялась, в каждом учреждении были созданы советы [1, с. 37].

XIX век стал переломным в развитии  благотворительности: именно в  пореформенной России были изданы  многочисленные законы и установлены  неписаные правила, благодаря  которым социальная политика  государства, общественная и частная  благотворительность приобрели  очертания системы и получили мощный импульс к развитию.

При Александре I благотворительность в  сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. В 1828 году императорским  указом в стране было введено звание «Почетный попечитель», которым  награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования.

Радикальные общественные реформы 60-х годов XIX века, осуществленные во время правления  Александра II, стали благоприятной  почвой для развития меценатства  и благотворительности. Едва ли не ежедневно  в России возникали новые благотворительные  общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту  проживания, склонностям. Широкое распространение  получили бесплатные учебные заведения  для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы. К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием  форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные  общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения  для крестьян и ясли-приюты. В  городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.

К концу XIX века благотворительность  в России «стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты  благотворительности»2. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение  прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности  всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается  общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия  в обществе к деятельности благотворителей  и, как следствие, новый небывалый  рост числа жертвователей.

В начале XX века благотворительность  в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской  части России приходилось 6 благотворительных  учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных  заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем  следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в  Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов. В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям  одного только Санкт-Петербурга составили  около 8 миллионов рублей. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались  на основе частных добровольных пожертвований  и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в  виде милостыни не менее 27 миллионов  рублей.

Традиция  российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология  первых революции не допускала никаких  форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных  организаций были в короткие сроки  национализированы, их имущество передано государству, а сами организации  упразднены специальными декретами. В  целях соблюдения «революционного  порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная  деятельность пресекались. Официальная  идеологическая позиция по отношению  к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность  трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как  «социальному строю СССР чуждо понятие  благотворительности»1. Потом функции  благотворительности опять целиком  взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и  металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался.

Информация о работе Благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков