Благотворительность купеческого сословия в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

В Сибири особенно широкое распространение благотворительность получила во второй половине XIX века. Это связано с появлением здесь большого количества крупных золотопромышленников, пароходовладельцев, винокуренных заводчиков, владельцев торговых домов и других предприятий, приносивших большие доходы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Сибирское купечество: благотворительность и мораль…………………… 4
2. Благотворительность представителей сибирского купечества………….... 8
2.1. Благотворительная деятельность купцов в отношении крестьянства.. 8
2.2. Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного
просвещения…………………………………………………………. 12
Заключение……………………………………………………………………... 16
Библиографический список ...………………………………………….……... 18

Файлы: 1 файл

курсовая (купцы).docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 

ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

в г. Красноярске

 

 

 

 

Кафедра социальной работы и социального права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КУПЕЧЕСКОГО СОСЛОВИЯ В СИБИРИ (XIX – начало XX в.)

 

 

 

                                                                                                        Выполнил:

                                                                                                  ст-т гр. СРБ-З-3-09

                                                                                            

                                                                                          Проверил:

                                                                                              Т. А. Катцина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………    3

1.Сибирское купечество: благотворительность и мораль……………………    4

2. Благотворительность представителей  сибирского купечества…………....    8

    2.1. Благотворительная деятельность купцов в отношении крестьянства..    8

  2.2. Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного

                просвещения………………………………………………………….     12

 

                            Заключение……………………………………………………………………...     16

Библиографический список ...………………………………………….……...     18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня роль купечества в  истории России нельзя ограничить теми сторонами его деятельности так  характерными для прежних исследований: экономика, торговля, транспорт, городское  самоуправление и т.п. В наше время  отчетливо просматривается еще  одна существенная черта деятельности этого сословия – вклад в его  формирование. Весьма значительная часть  купечества проявила творческую энергию  как особый тип русского человека, характеризующийся высокими морально-психологическими качествами, часто связанные с  искренним, чистым отношением не только к своему делу, но и с глубоким, духовным освоением мира культуры, активному творчеству ее. Такие люди соединяли высокие идеалы христианства с активной позицией в жизни, в профессиональной деятельности, руководствуясь талантом организаторов дела, а в последствии и высшим образованием европейского уровня. Эта деятельность, которой они часто посвящали всю свою жизнь, была связана с традиционными формами поощрения и поддержки искусства и культуры - благотворительностью и меценатством.

Благотворительность – творение блага, добра. Это пласт духовно- нравственной культуры русского народа, характерная черта его менталитета.

С давних пор, с принятием  христианства на Руси, проявлялось  милосердие к бедным, нищим, больным, убогим, детям-сиротам. Древнерусские  князья, по свидетельству летописцев, отличались «нищелюбием». Самой стародавней  и распространенной формой благотворительности  русского православного человека является подача милостыни первому встречному с протянутой рукой.

С 1895-го до января 1903 года центральным  управлением приютов издавался  в Петербурге журнал « Вестник  Благотворительности». В 1901 году вышел  сборник «Благотворительные учреждения Российской империи» в трех томах, а  в 1912 году – книга «Благотворительные учреждения России».[4, 4 с.]

Конституция Российской Федерации 1993 г. поощряет благотворительность и она сегодня возрождается в нашей стране.

В связи с этим особый интерес представляет  богатейший опыт меценатства и благотворительности, которым располагает дореволюционная  Россия.

В России было немало выдающихся меценатов-благотворителей, чье подвижничество, бескорыстие и милосердие могут служить и сегодня замечательным вдохновляющим примером в этом благородном деле.

Меценатство и благотворительность  – это духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма и  человеколюбия.

В Сибири особенно широкое  распространение благотворительность  получила во второй половине XIX века. Это связано с появлением здесь большого количества крупных золотопромышленников, пароходовладельцев, винокуренных заводчиков, владельцев торговых домов и других предприятий, приносивших большие доходы.

Как щедрые меценаты-благотворители проявили себя купцы-предприниматели  Сибиряковы, Баландины, Гадаловы, Даниловы, Кузнецовы, Кытмановы, Щеголевы и другие.

По выражению русского философа Н. О. Лосского, среди богатых  промышленников и купцов были такие, которые как бы стыдились своего богатства и поэтому среди  них было много меценатов и  жертвователей больших сумм на различные  общественные учреждения. И он назвал такие имена: Третьяковы, Морозовы, Мамонтов, Серебряков, Рябушинские. Стыд за свое богатство, свое благополучие, угрызения совести за бедность народа, сознание необходимости вернуть долги народу – эти настроения в среде крупной буржуазии побуждали к меценатству и благотворительности.[4, 5 с.]

Все же благородные, духовно-нравственные, человеколюбивые мотивы в меценатстве  и благотворительности преобладали.

Благотворительность всегда являлась престижным делом.

Купцы-предприниматели в  своих завещаниях предусматривали  крупные средства на благотворительные  цели.

Объектом исследования является благотворительность.

Предметом исследования  является сословная благотворительность.

Цель данной работы – раскрыть купеческую благотворительность в Сибири. И показывается она в основном на примере купцов-предпринимателей Енисейской губернии второй половины XIX - начала XX веков.

Мы не видим принципиальной разницы в понятиях «меценатство» и «благотворительность». Термин «меценатство» употребляется применительно к пожертвованиям на науку и искусство, т. е. на учебные заведения, библиотеки, театры и издание научных трудов, поддержку писателей, ученых, художников. А термин «благотворительность» употребляется применительно к пожертвованиям на богадельни, приюты и т.п. заведения, т.е. на помощь престарелым, немощным, убогим, детям-сиротам.

Таким образом, опыт сибирских  меценатов и благотворителей  досоветского периода может быть использован сегодня, но, разумеется, с учетом социально-экономических  и культурно-духовных реалий начала XXI века.

 

 

1.СИБИРСКОЕ КУПЕЧЕСТВО: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И

                                                   МОРАЛЬ

 

 

Примечательно, что именно российское купечество, происходящее из недр народа, стало подлинным  благотворителем и поднялось  к вершинам подлинного меценатства.

Купечество, как сословие, социальный слой, происходило в основном из посадских людей и крестьян уже в конце XVIII века и заняло большой удельный вес в общей численности уездных городов.

Становясь купцами, обретая  капитал и свое «дело», эти выходцы  из народа крепко держались традиционных семейных устоев, религиозных моральных предписаний, сохраняли родовые и фамильные связи. В эту пору это было неудивительно для дворянства, класса с глубокими родословными традициями наследования, титулами, привилегиями, гербами и пр.

Дворянство – это роды, насчитывающие десятки поколений; купечество – это семьи-фамилии, сохраняющие связи в 3 – 5 поколениях.

Купечество Российской империи, окончательно сформировавшееся под  действием петровских и екатеринских реформ, делилось на три гильдии, где 1-я была высшей. Гильдии различались  имущественным цензом, заявленным капиталом  купца и давали определенные привилегии – правовые и экономические.

Крупное богатое купечество жило и действовало в столичных, губернских городах – крупных  торговых центрах. Провинция и уездные города характерны для деятельности мелкого купечества. Благотворительность сибирских предпринимателей-купцов вызвана к жизни не только крупными капиталами и стабильными доходами. Она обусловлена такими причинами, как нравственные убеждения, благородное желание внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии народов Сибири, развитие экономики и культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие (помощь нищим, слабым, убогим). Нельзя игнорировать и такие мотивы, как личные амбиции, тщеславие, желание увековечить себя в благих делах, в сознании общества, в исторической памяти потомков. Был и расчет – благотворительностью заслужить звание почетного гражданина города или орден, а также благими деяниями в какой-то мере отмолить грехи за не всегда праведным путем нажитые богатства.[8, 17 с.]

Вся история благотворительности  свидетельствует о том, что явление  мирового порядка, оно существует вне  классовых, этнических или религиозных, временных или территориальных  и любых других ограничений. Благотворительность является объективным, необходимым и закономерным фактором общественного развития.

В Сибири благотворительная  деятельность имеет свою историю, богатую  примерами человеколюбия и свой путь развития. Хотя такие черты  как децентрализация управления, самофинансирование, слияние частной  и общественной формы присущи  любому обществу и получили распространение  на всей территории России, однако в  нашем крае имелись особенности  в деле милосердия, обусловленные  конкретными историческими условиями, социально-культурными, национальными  и субъективными факторами: индивидуальный подход при распределении помощи, преобладание благотворительных средств  в просвещении и здравоохранении, соединение усилий частной и общественной благотворительности задолго до аналогичного события в целом  по стране.

В ходе своего развития эта  деятельность претерпела следующие  изменения: из простейшей формы в  виде милостыни перешла в культурную в качестве общественного призрения, организованно осуществляющую помощь со стороны общества в целом тем, кто в ней нуждается. Первичная  форма благотворительности получила широкое распространение в Сибири в XVIII – XIX вв. Это было вызвано следующими обстоятельствами:

1) с развитием капитализма увеличилось количество ссыльных и переселенцев из Западной Сибири, все большее число нуждающихся в милостыни наполняет крупные города и привлекает к себе внимание общества;

2) прогресс золотодобывающей  промышленности и торговли позволил  сконцентрировать накопленный капитал  в данном регионе. Субъектом  его использования выступали  частные лица, их мотивы были:

а) сострадание к ближнему;

б) гражданский долг

в) заботы о душе;

г) соблюдение религиозных  заповедей.

Целью первичной формы (милостыни) выступала потребность оказания сиюминутной помощи тому, кто протягивал за ней руку. Часто такая помощь не поддавалась организации и  влекла за собой диспропорции, например, - возникновение «профессиональных  нищих», которые сделали промысел из своего бедного положения.[8, 21 с.]

Вследствие реформ 60-х  годов XIX в. сибирское общество охватил процесс формирования культурной формы благотворительности, которая в лице различных комитетов, фондов и организаций могла не только эффективно распределять помощь в виде материальных и денежных средств, но и, исключая шаблонность и формализм, через систему попечителей индивидуализировать свою работу.

К ряду особенностей сибирской  благотворительности можно отнести  следующее:

1) со второй половины XIXв. и до начала революции 1917 г. было распространено оказывать помощь на дому, помимо учреждений, передавая натурой и деньгами пособия непосредственно в руки нуждающимся;

2) частные и общественные  средства доминировали над государственными;

3) в Сибири объединение  средств произошло в 90-х годах  XIXв., тогда как в России – в начале первого десятилетия XXвека.

Благотворительность несла  в себе глубокую идею формирования гражданского общества, использования  народных сил и средств в предупредительных, а не в репрессивных целях, выполняя функцию социального амортизатора.

Бурное развитие капитализма  в России во 2-й половине XIX в. привело к быстрому обогащению сибирских купцов, что послужило экономической основой филантропии. К предпосылкам возникновения благотворительности и меценатства сибирского купечества как явления противоречивого и многопланового следует отнести:

1) присутствие политссыльных и благотворное воздействие их идей на широкие слои общества, в т. ч. и на купечество;

2) облагораживающее влияние  чиновничьей среды и местной  интеллигенции;

3) поездки в европейскую  часть страны;

4) нехватка казенных средств  на просвещение и на культуру;

5) требования религиозных  обычаев и традиций;

6) завуалированное стремление  к реализации честолюбивых, эгоистичных  интересов и др.[8, 23 с.]

Таким образом, присущее любому обществу и распространенное в России, это явление в Сибири имело  свои особенности, обусловленные конкретно-историческими  условиями, социально-культурными, национальными и субъективными факторами:

а) индивидуальный подход при  распределении помощи;                                 

     б) преобладание благотворительных средств в просвещении и здравоохранении над государственными ассигнованиями;                        

в) соединение усилий частной  и общественной благотворительности  до аналогичного события в целом  по стране.

Отдельным представителям красноярского купечества не были чужды культурные запросы, стремление к меценатству, благотворительности, хотя культурная деятельность красноярских магнатов не получила таких масштабов и известности, как деятельность знаменитых сибирских меценатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Благотворительность купеческого сословия в Сибири