Гендерная политика в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:08, реферат

Описание работы

К задачам гендерной политики в Казахстане относятся:
• достижение сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах;
• обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития своего бизнеса и продвижения по службе;
• создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье;
• свобода от насилия по признаку пола.

Файлы: 1 файл

Гендерная политика в Казахстане.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

Гендерная политика в Казахстане

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

В психологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями)

Понятие гендерная роль заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении психолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства. Затем оно стало широко использоваться социологами и юристами.

Рассматривая современную  общественно-политическую ситуацию в  мире, можно с уверенностью сказать, что международное сообщество в  течение ХХ века (и сегодня) пытается разработать новую глобальную шкалу  ценностей, направленную на развитие ценностей  гуманистического и культурного  плюрализма.

Речь идет не только о  высоком уровне терпимости к этнокультурным различиям, но и о формировании новых  ценностных установок в области  равных прав и возможностей мужчин и женщин. ХХ век характеризуется  переходом на новый уровень социальных отношений мужчин и женщин. Этот феномен специалисты называют «женской революцией».

Корни женской активности уходят в древнюю историю. Уже  в Древнем Риме жизнь римлянок не ограничивалась только семейными  обязанностями.  Так во II веке н.э. был образован так называемый «малый сенат», в состав которого входили только женщины, активность которых была направлена на решение проблем общества. Женщины, пусть и не совсем легитимно, но вышли на политическую арену.

Эпоха буржуазных революций  во Франции, Англии и США положила начало тому, что, отношение в обществе к женскому вопросу, приобретает  статус конкретных документов государственного уровня. Так, в 1792 году в Европе был  опубликован Манифест «Защиты прав женщин», в 1793 году во французском Конвенте «Декларации прав человека» были опубликованы 17 статей «Прав женщин». Однако после принятия Конгрессом США 19-ой поправки к Конституции (конец 20-х годов XIX  века) волна женского движения угасает.

Роль женщин и их положение  в обществе постоянно меняются со временем, сегодня равенство прав и возможностей мужчин и женщин признаются практически всем цивилизованным сообществом, однако, в обществе все еще остаются и мешают ему полноценно жить и  развиваться различные предрассудки и стереотипы. Самый распространенный из них – это то, что дом, семья  – смысл жизни женщин, их главное  и основное предназначение.

Первая всемирная конференция  по положению женщин была созвана  в Мехико в 1975 году. Этот год был  объявлен Международным годом женщины  с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин продолжала оставаться нерешенной проблемой во многих странах мира. Вторая Всемирной конференция по положению женщин, созвана в Копенгагене в 1980 году. Движение за гендерное равенство получило подлинное мировое признание на Третьей всемирной конференции по положению женщин под названием «Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщины ООН: равенство, развитие и мир», состоявшейся в Найроби в 1985 году.

А четвертая Всемирная  конференция ООН по положению  женщин прошла в 1995 году в Пекине. Значение пекинской конференции трудно переоценить. Для XX века именно она имеет колоссальное значение по уровню теоретического осмысления роли и положения женщин в обществе и намеченной стратегии практических шагов по реализации плана по улучшению  положения женщин.

Декларация и Платформа  действий, принятые в Пекине в 1995 году на четвертой Всемирной конференции  по положению женщин, на сегодня  являются основными и единственными  документами, которые освещают и  закрепляют на международном уровне, выработанные международным сообществом  положения по равным правам и равным обязанностям между мужчинами и  женщинами.

Пекинская декларация состоит  из 12 важнейших проблемных областей по обеспечению равноправия между  мужчинами и женщинами. Она была подписана правительствами 189 стран  мира.

Следующим значимым событием была специальная сессия Генеральной  Ассамблеи ООН по теме «Женщины в 2000 году: равноправие между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке», которая состоялась в июне 2000 года в Нью-Йорке. В повестку дня сессии были вынесены два вопроса:

1. Обзор и оценка прогресса,  достигнутого в осуществлении  12 важнейших областей Пекинской  платформы действий.

2. Дальнейшие действия  и инициативы по преодолению  препятствий в осуществлении  Пекинской платформы действий.

К числу особых проблем  современности, имеющих непосредственное отношение к положению женщин,  была отнесена проблема глобализации. Была высказана точка зрения, что глобализация может оказать на положение женщин негативное воздействие: она может лишить их прав человека, включая право на развитие.

Главным, является то, что  в итоговых документах сессии указано  требование особого внимания и действия со стороны международного сообщества к ликвидации экономического неравенства  между мужчинами и женщинами, а также к расширению возможностей женщин оказывать влияние и принимать  решения в области экономики  в качестве оплачиваемых работников, избранных чиновников, руководителей  хозяйств и потребителей и др.

Правительствам стран  – членов ООН было предложено рассматривать  свои национальные программы по улучшению  положения женщин в комплексном  взаимодействии со всеми социальными  программами. Проблемы труда и быта женщин должны входить в каждую программу  социального развития.

Гендерная политика это государственная, общественная деятельность, направленная на установление равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.

Концепция гендерной политики одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2003 года  №1190. Основные принципы гендерной политики в Республике Казахстан устанавливают гарантированные Конституцией РК равные права и свободы для женщин и мужчин. К задачам гендерной политики в Казахстане относятся:

    • достижение сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах;
    • обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития своего бизнеса и продвижения по службе;
    • создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье;
  • свобода от насилия по признаку пола.

 

29 ноября 2005 года издан   Указ  №1677 Президента Республики  Казахстан  «Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы»

 

Одной из ключевых характеристик демократического развития Казахстана в XXI веке является обретение женщинами реального права на участие в политической, экономической и культурной жизни страны.

Международная организация Social Watch представляет очередной рейтинг стран мира по «индексу равноправия полов».

Он составляется ежегодно и измеряет уровень гендерного разрыва в  тех или иных странах между  женщинами и мужчинами в таких  областях, как 

  • образование (число учащихся на всех уровнях),
  • экономика (доход и занятость),
  • гражданские права и возможности (высококвалифицированные рабочие места, членство в парламентах и высшие руководящие должности).

По сравнению с прошлым годом  в нынешнем рейтинге Казахстан поднялся на восемь ступеней: сейчас республика занимает 33-е место среди 154 стран мира с показателем.

Успех Казахстана стал возможным благодаря  эффективной государственной гендерной  политике, проводимой с первых лет  независимости по инициативе. Для  ее реализации созданы все необходимые условия:

    • сформирована законодательная база,
    • определены приоритеты гендерного равенства в Конституции, в Стратегии «Казахстан-2030», в Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы

В последнем документе особое внимание уделено вопросам совершенствования  гендерных индикаторов и статистики в целом. Эффективным механизмом реализации гендерной стратегии, поддержки  института семьи, улучшения положения  женщин и детей является Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической  политике при Президенте РК.

Тенденция усиления роли женщин в  государственном управлении становится символом времени. И это не случайно. Все развитые государства переходят  к новым, современным функциям в  связи с ростом требований населения  к качеству жизни, выходом на новую  ступень развития - построение информационного  общества, основанного на «экономике знаний». Это предъявляет существенно  более высокие требования к воспроизводству  и развитию человеческого капитала, что, в свою очередь, перераспределяет привычные функции государства  с традиционных в сторону современных. Эти функции связаны прежде всего с политикой государств в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения.

В формировании конституциональных основ  национальной гендерной политики широко используются успешные международные  практики, программные документы  ООН в области прав человека, семьи  и гендерного равенства. Это, в частности,

Всеобщая декларация прав человека,

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней,

Пекинская декларация,

Конвенция о политических правах женщин,

Конвенция о гражданстве замужней женщины,

Конвенция по борьбе с торговлей  людьми и другие международные договоры, участником которых является Казахстан.

Реализация конституционного принципа по обеспечению равных прав, свобод и возможностей мужчин и женщин нашла  отражение в широком включении  гендерных компонентов в национальное законодательство. Правовая база в  сфере гендерного равенства представлена

Конституцией РК,

законом «О профилактике бытового насилия»,

законом «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».

Успешная реализация гендерной  политики в неменьшей мере зависит от способности общества осознать и понять необходимость решения вопросов гендерной проблематики в глубинном ее осмыслении. Это касается трансформации психологии, кардинального изменения гендерного мировоззрения в части искоренения предрассудков, предубеждений, укоренившихся в обществе. Изжившие стереотипы и стандарты должны уступать место новым образцам партнерского равноправного сотрудничества мужчин и женщин. В переформатировании сознания, культурных кодов и гендерных метафор, конечно, важная роль принадлежит информационной и просветительской работе по повышению уровня гендерной культуры общества и социальной ответственности средств массовой информации.

Другими словами, государство должно строить продуманную гендерную  политику, направленную на обеспечение  стабильности страны, улучшение качества жизни и социального здоровья населения, при этом сохраняя исторический дух народа, его социокультурные  традиции. Включение же «женского» потенциала в решение задач как  на страновом, так и на глобальном уровнях позволит достичь целей устойчивого развития и гендерной политики как в среднесрочной, так долгосрочной перспективе.

 


Информация о работе Гендерная политика в Казахстане