Изучение девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 16:02, реферат

Описание работы

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1. Классические теории девиантного поведения…………………….. 4
2. Современная точка зрения на девиантное поведение…………….. 8
3. Мое понимание девиантного поведения……………………...…… 10
Список литературы…………………………………………………….. 12

Файлы: 1 файл

Реферат. Изучение девиантного поведения.docx

— 33.81 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

 технический университет»

Факультет инженерно-экономический

Кафедра «Философии и социологии»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология»

Изучение девиантного поведения

Студент группы 3ФКб4а  О. А. Черноусова

Преподаватель  А. Б. Семенов

2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………… 3

1. Классические теории  девиантного поведения…………………….. 4

2. Современная точка зрения  на девиантное поведение…………….. 8

3. Мое понимание девиантного поведения……………………...…… 10

 Список литературы…………………………………………………….. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации, но тем не менее знать их необходимо .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классические  теории девиантного поведения

 

Классическими теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.

 Сторонники биологической  теории девиации рассматривают  отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В XIX веке итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между делинквентным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Так, определяя криминальный тип поведения преступника, он выделил следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли. Известный американский врач У. Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации. По его мнению, таким является мезоморфный тип со следующими эпитетами строения организма: «тяжелый», «мускулистый», «атлетический».

 Особое место среди  биологических теорий занимает  эволюционный подход, основанный  на предложенных Чарльзом Дарвином  законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека .

 В психологических  и психиатрических концепциях  акцент делается на личностные  факторы человека. Тщательные исследования  показали, что сущность девиации  нельзя объяснить только лишь  на основе какой-то одной психологической  черты или комплекса. Девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов.

 С точки зрения ролевых  теорий, ребенок в процессе социализации  должен овладеть наиболее значимыми  для него ролями, но если этот  механизм нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и другими, которые характеризуются определенными атрибутами.

 Освоение роли будет  происходить в несколько этапов. Вначале ребенок получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоняющегося поведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается личностный смысл.

 Затем идет проигрывание  выбранной для себя роли. Здесь  очень важно получить одобрение  товарищей, чтобы почувствовать  себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не получит такого подкрепления и подвергнется осуждению. В этом случае вероятность повторного проявления подобного противоправного поступка значительно снизится. Для подростка первый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса или влияния на человека, а стремление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства изолированности и беспокойства.

 Последним этапом принятия  роли является закрепление за  собой выбранной роли, например, «козла отпущения», «тайного мстителя», «грубияна» и других на психологическом (когда ребенок точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и каким образом надо их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли, подобно тому как актеры играют в одном спектакле) уровнях .

 Немаловажным элементом  социальных отклонений является  отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что людям с девиантным поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдании своих поступков и действий, какими бы опасными они не были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и успешности. Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры – процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.

 Принятие на себя  роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, затем следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным сознанием, не позволяющим (или ограничивающим) ребенку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.

 Социологические концепции  пытаются учесть в девиации  социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение  человека в обществе. Впервые  социологическое объяснение сущности  девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. «аномос» – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам девиантного поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Г. Мертон в 1938 году внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей.

 Так, структура индивидуального  девиантного поведения состоит из поступка, мотивов и целей. Начальным звеном девиантного поведения является изменение ценностных ориентаций в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено реальными социально- экономическими условиями функционирования общества. Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и другие, то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм и т. п. Следовательно, в обществе имеют место расхождения между провозглашенными ценностями и реально существующими; между намечаемыми целями и теми возможностями, которые существуют для их реализации.

Сторонники культурологических теорий (Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали, что причина девиации – в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.

 В теории стигматизации (клеймения), представителем которой  был Ч. Беккер, считается, что девиация  – «клеймо», которое группы, обладающие  властью, ставят на поведении  менее защищенных групп или  отдельного человека .

 Сторонники радикальной  криминологии (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивают позицию, что девиация – это результат противодействия норм общества.

 

 

 

 

2. Современная  точка зрения на девиантное поведение

 

Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить в какой мере оно заинтересовано в сознании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.

 Изучение механизма  социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.

 С позиции современной  науки теория девиации изучает  не только социальную патологию (пьянство и алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, делинквентное, т.е. преступное, поведение, суицидальное поведение и пр.), но и позитивные социальные отклонения – социальное творчество, служащее средством прогрессивного развития социальных систем.

 Этот аспект девиантного поведения особенно актуален для отечественной социальной работы. Так как позитивные и негативные социальные отклонения тесно взаимосвязаны, что объясняется разнонаправленной активностью в поведении отдельных личностей и социальных групп; минимизация последствий того или иного вида социально-негативной девиации в социальной работе должна сочетаться с развитием позитивных социальных изменений. Позитивно направленная активность поддерживать разнообразные виды социального творчества, проявляющиеся в деятельности людей выступает в единстве с активностью, что содействует развитию его индивидуальности .

 Проявление девиаций  в социальной практике создает  уникальные ситуации, требующие особых способов познания. Они заключены в социокультурной парадигме знания о современном обществе – постмодернизме.

 С одной стороны, эпоха  постмодерна характеризуется глобализацией  социальных связей в мировом  сообществе, а с другой – признанием  полистиличности, плюрализации жизненных миров, неповторимости и значимости каждого человека, ведущего в процессе самообновления постоянный диалог с самим собой. Культура и социальная структура в современном мире становятся мозаичными, развивается символическое производство и потребление, происходит дифференциация людей по жизненным стилям.

 В центре внимания  науки оказывается спонтанная  активность самоорганизованных акторов, способ существования которых в социальном пространстве – игра смыслов, свободное творчество и принятие другого. Большое внимание уделяется мифам, несущим в себе ценности и смыслы и влияющим на мышление и поведение людей. Исследованию подлежит повседневный человеческий опыт с его взаимообусловленными составляющими – неопределенностью, маргинальностью, выбором и риском.

 В связи с этим  постмодернизм, методологические стратегии  которого задали Ж.-Ф.Лиотар, Ю.Хабермас, Р.Рорти, Ж.Деррида и другие, признает научную и практическую множественность и альтернативность развития, интерпретируя научную картину социальной реальности в виде одной из возможных точек зрения, ограниченной практическим ракурсом. История общества предстает как фрагментарный и текучий процесс, главным объектом исследования провозглашается уникальное событие, а его целью – самопознание человека. Соответственно, процесс бытия, связанный с толерантностью, саморефлексией, личностной активностью, становится более важным, чем его результат .

 Социальная работа  идейно близка постмодернизму, который  выступает в ней как стиль действия и познания. С точки зрения анализа усложнившегося социума, возможно обращение к множеству теорий, интерпретирующих человеческие действия. Соответственно, возникает полипарадигмальное понимание теории социальной работы, концепции которой являются частными теориями, не претендующими на универсальность. Особое внимание уделяется информационным, эмоциональным, этическим компонентам действительности как ресурсам профессиональной деятельности.

3. Мое понимание  девиантного поведения

 

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Подростковый возраст представляет собой период кризиса: с одной стороны, подросток связан с миром детства, с другой - со взрослой жизнью. В этот период идет осознание жизненных ценностей, на основе которых строятся дальнейшие отношения с окружающим миром. Высокий уровень подростковой преступности, рост неформальных молодежных объединений, высокая агрессивность делают проблему отклоняющегося поведения особо актуальной на сегодняшний день.

Девиантное или отклоняющееся поведение выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным нормам и ожиданиям.

Информация о работе Изучение девиантного поведения