Личность как объект и субъект общественных отношений

Дата добавления: 29 Октября 2013 в 11:54
Автор работы: i***************@yandex.ru
Тип работы: реферат
Скачать архив (38.21 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

реферат социология.docx

  —  41.01 Кб

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины 

Крымский институт информационно-полиграфических  технологий

Украинской академии печати

Отделение подготовки младших  специалистов

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Социология»

на тему: «Личность как  объект и субъект общественных отношений»

 

 

 

 

 

выполнила студентка

III курса 34 группы

Лашко Инна

специальность:

печатное производство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Симферополь, 2012

Содержание

 

 

  1. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества.
  2. Структура личности.
  3. Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль.
  4. Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества.

 

Первичным агентом социального  взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое  самостоятельно не существует. Живут  и действуют конкретные люди. Существование  отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид  – это единичный представитель  человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических  черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид»  в этом случае употребляется в  значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто - и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический  же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая теория личности Ч.Кули, Р.Дарендорфа, Р.Линтона, Р.Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону  взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г.В.Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общении.

 

________________________________Личность  ________________________________


 

 Пол                                                                                                                          Возраст: стадия


                                                                                                                                                      жизненного цикла                                                                                                                                               

 

 


Социальное положение индивида: принадлежность к социальной группе и его место в системе социальных позиций и общественных связей


Ближайшее социальное окружение


Характер, содержание и                                                                             Условия быта как 


условия труда                                                                                                 жизненной среды        

Микросреда: специфические социальные условия



Социальные институты



Социальная структура,                                                                              Социальные и идеологи-                                                                          


общественное                                                                                              ческие отношения, духов-

 разделение труда                                                                                      ная культура, традиции

 


Производственные  отношения (отношения в экономической  сфере)


Макросреда: общие социальные условия

 

На рисунке в детальном  виде показана связь «общие социальные условия – личность как объект». Эта схема дана в монографии российского  социолога В.А. Ядова «Социологические исследования: методология, программа, методы». Общие социальные условия, прежде всего, представлены экономическими отношениями, от которых зависит социальная дифференциация, закрепление общественного разделения труда. Социальная структура общества – это основа социальных отношений.

Далее даны идеологические отношения как компонент общих  социальных условий, а также духовная культура, аккумулирующая исторически  сложившиеся традиции и обычаи данного  общества.

Социальная структура  и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом обусловливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества.

Важным компонентом макросреды являются социальные институты, которые  связаны и с социальной структурой, и с идеологическими отношениями.

Общие социальные условия  определяют специфические социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т.е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение – социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Таким образом, система «личность  как объект» предстает в качестве определенной системы научной понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых  социальными общностями их членам.

Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения.

Личность


 

 

 

 


Мотивы                                                                                                                             Система предрасположений

избирательного                                                                                                       к восприятию действительности


 деятельно -                                                                                                                          определенным образом и

предметного                                                                                                                              готовности действовать

отношения                                                                                                                                           целенаправленно,

к окружающему                                                                                                                                    что обусловлено

миру, социальной                                                                                                                               прошлым опытом

действительности


 

Динамическая система потребностей, общая направленность интересов, связанная  с общественным положением и социальным окружением личности


 

 

Психофизические                                                                                             Общие и специфические


свойства  индивида                                                                                           социальные условия, т.е.

                                                                                                                                     макро- и микросреда  


                                                                                                                                                 условий жизни    


 

На рисунке развернуто содержание системы «личность как  субъект». Социальные условия (общие  и специфические) сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь  – от субъекта к его социальному  поведению, т.е. люди действуют, преследуя  определенные социально обусловленные  интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего  опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу  действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует  творческое, нестереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых  предписаний, возможный лишь при  условии развитого самосознания.

Личность как субъект  социальных отношений, прежде всего, характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной  противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением  властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие  у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная  позиция представляет собой принцип  поведения, основанный на мировоззренческих  установках, социальных ценностях, идеалах  и нормах личности, готовности к  действию. Значение мировоззренческих  и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio -  расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи, продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребности гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

Страницы:123следующая →
Описание работы
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г.В.Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общении.
Содержание работы
Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества.
Структура личности.
Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль.
Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности.