«Нормальное» общество и «общество аномии» в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:48, реферат

Описание работы

Э.Дюркгейм и Т.Парсонс о «нормальном» обществе.
Может ли существовать «нормальное» общество в современном мире?
Причины и признаки аномии современных обществ.
Виды социальных девиаций в современных обществах.
Эффективность морали и права в институциональном регулировании социального взаимодействия в российском обществе.

Файлы: 1 файл

Кр по социологии.docx

— 22.14 Кб (Скачать файл)

Вариант 4 (Н-Р)

«Нормальное» общество и «общество аномии» в современном мире

 

  1. Э.Дюркгейм и Т.Парсонс о «нормальном» обществе.
  2. Может ли существовать «нормальное» общество в современном мире?
  3. Причины и признаки аномии современных обществ.
  4. Виды социальных девиаций в современных обществах.
  5. Эффективность морали и права в институциональном регулировании социального взаимодействия в российском обществе.

 

1. Э.Дюркгейм и Т.Парсонс о «нормальном» обществе.

 

Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией экономических отношений, осуществляемой производственными корпорациями. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание. Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни, возрастание «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда. 

Общество, по Парсонсу, — это социетальная подсистема общей социальной системы, представляющая собой единый коллектив людей, объединенных определенным нормативным порядком. В свою очередь, данный нормативный порядок характеризуется набором статусов, прав и обязанностей членов социетального сообщества, которые варьируются для различных индивидов и групп на основе единой культурной ориентации как исходном моменте их социальной идентичности. На социетальном уровне общество рассматривается как устойчивое, взаимосвязанное, интегральное целое, обладающее культурной и социально-структурной дифференциацией.



 

 

 

 

  1. Может ли существовать «нормальное» общество в современном мире?

 

 

 

 

  1. Причины и признаки аномии современных обществ.

 

Аномия (от фр. anomie – буквально «беззаконие, безнормность»; от греч. a – отрицательная частица и nomos – закон) – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Необходимым условием возникновения аномии является противоречие между двумя рядами социально порождаемых явлений (первый – потребности и интересы, второй – возможности их удовлетворения). Предпосылкой целостной личности служит, по Дюркгейму, устойчивое и сплоченное общество. При традиционных общественных порядках человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, так как соответствующее коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие принципы (границы) тому, что законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное общество (феодальное) было устойчивым, так как ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественного процесса увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. В новых условиях резко расширяется степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора знаний и способов действия. Но относительно свободная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей и словно с естественной необходимостью и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего поведения.

 

 

 

 

 

  1. Виды социальных девиаций в современных обществах.

 

1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

    • индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

3. Групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре

4. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

5. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

    • сверхинтеллектуальность.
    • сверхмотивация.
    • большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

6. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эффективность морали и права в институциональном регулировании социального взаимодействия в российском обществе.

 


Информация о работе «Нормальное» общество и «общество аномии» в современном мире