Социальная адаптация человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 00:28, реферат

Описание работы

Адаптация в психологии (от лат. приспособлять) — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие *адаптация* возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой.

Содержание работы

Введение
1. Социальные аспекты адаптации человека
2. Социальные аспекты адаптации населения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по основам соц.работы.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

 

Социальный прогресс имеет надбиологический характер и не фиксируется в генах. Исторически прогрессивное развитие человека, началось с появления человека разумного, всякий раз происходило на основе факторов, закрепленных в материальной и духовной культуре. У человека появляются и постепенно возрастают бесконечные возможности формирования биологически ненаследуемых уникальных личностных свойств, которые вместе с соответствующими социальными условиями могут создавать основу для его всестороннего развития и самореализации. Но это не означает, что социальная среда и формируемая в ней социальная сущность не оказывает воздействия на природную сторону человека. Социальность не только противостоит природности, но и взаимодействует с последней.

 

Первоначально качественный скачок из животного состояния стал возможен благодаря трем новым моментам (предпосылкам) в образе жизни первобытного человека, а именно - труду, сознанию и коллективным формам жизнедеятельности. Сознательная жизнедеятельность характеризуется способностью создавать новое вначале в голове, а затем реализовывать в жизни. Эта способность составляет родовую сущность человека, через труд, общественное производство он удваивает себя, реализует в созданном им мире. Именно уровень развития этих способностей позволил обществу перейти из природного состояния в преимущественно социальное состояние.

 

Глубинные причины развития человека, в том числе физического, его адаптивных возможностей основывается на развитии производительных сил, которые способствовали формированию различных форм групповой адаптации. На определенном этапе развития производительных сил, когда все ее структурные элементы приобретают развитые формы, заканчивается предыстория развития человечества. В этих условиях кровнородственные отношения отходят на второй план, и человек обособляется как от природы в целом, так и от природного коллективизма, превращается в отдельного индивида, обладающего свободой выбора, т.е. становится способным сделаться субъектом своей судьбы и истории. Этот факт говорит о том, что в таких условиях социально-сущностные характеристики человека приобретают развитые формы и, в дальнейшем, его развитие будет происходить в новых условиях, где возрастает роль сознательного начала, как на индивидуальном уровне, так и на общесоциальном.

 

Адаптация является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность – сущностная сторона человека, его качественная характеристика (исключение: психически больные люди, кто не прошел с детства этапы социализации).

 

 

 

 

 

2. Социальные аспекты адаптации населения

 

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

1) реализацию механизма  взаимодействия личности с микросредой  путем определенного приспособления  к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных  ценностей ближайшего позитивного  социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

3) достижение состояния  адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с её стороны.

Социальная адаптация формируется по 2 основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном.

 Полная социальная  адаптация включает:

1. физиологическую

2. управленческую (организационную) – без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной ралли, влиять на него.

3. экономическая адаптация  – сложнейший процесс усвоения  новых социально-экономических норм  и принципов экономических отношений  индивидов. Нельзя говорить о  полноценной социальной адаптации  человека если он беден, является безработным.

4. педагогическая – это приспособление к системе образования, обучения, воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров человека

5. психологическая – в  психологии адаптация – процесс  приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия.

В 1936 г. Г.Селье ввел понятия: «Стресс» - это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях. «Адаптационный синдром» - совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Стресс – неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Человеку свойственен определенный оптимальный тонус напряжения.

6. профессиональная адаптация  – приспособление к новому  виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов. Успешная социальная адаптация возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность. Приспособление личности к негативным / криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией». Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов, но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя её в соответствии со своими потребностями. Эффективность адаптации определяется объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

Адаптационные процессы проявляются в 3 формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:

1) Стихийное протекание  адаптационных процессов проявляется  в неудовлетворенности человека  условиями его самореализации  без достаточного осознания путей  выхода из существующего положения. Завершение адаптационных процессов – отказ от полезно-общественной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга.

2) Другая форма, характеризующаяся  примерно равным соотношением  стихийных и сознательных элементов, проявляющихся в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения.

3) Третья форма адаптационных  процессов связана с преобладанием  сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития. В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях.

Одной из важнейших функций современных домов-интернатов стала социальная адаптация и реадаптация. Известно, что в старости происходят физиологические изменения, нарушение адаптивных механизмов. Деятельность социального работника, выбор соответствующей технологии зависит от этапа прохождения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате.

В основном это 3 этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе: 1. Пребывание в приемно-карантинном отделении Функции социального работника: - разъяснить цели и задачи учреждения                                                           - познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации. Методы различны: беседа, консультирование, рассказ о быте учреждения (в форме стендов и т.д.) – все это должно способствовать адаптации, снижению неуверенности.

2. Размещение для проживания  в доме-интернате. Встает проблема  вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической адаптации зависит от многих факторов: подбора комнаты, соседей… Социальному работнику необходимы сведения о характерологических особенностях человека, интересах, привычках.

3. Более длительный –  проживание пожилого человека  в доме-интернате первые 6 месяцев Происходит критическая оценка как социально-бытовых условий, так и своих возможностей для адаптации к ним.

Методы: «терапия средой» (создание благоприятного психологического микроклимата), трудотерапия. Важно сочетать как индивидуальные, так и групповые методы воздействия. Для решения задач социальной адаптации престарелых важное значение имеет повышение качества медицинского, бытового, психологического обслуживания, организация досуга и посильной трудовой занятости. У лиц отбывших тюремное наказание особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах:

Этапы социальной адаптации таких лиц: 1. Этап выработки адаптационных навыков и способностей, облегчающих в последствие социальную адаптацию. Средствами убеждения, а подчас и принуждения социальный работник должен добиться нейтрализации или уменьшения антиобщественной установки. 2. Приспособительный этап, когда освобожденный решает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. 3. Этап усвоения социально-полезных ролей. Он наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного.  Происходит ломка стереотипов поведения, изменение социальных ролей. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобы не допускать влияния неблагоприятного социального окружения и других факторов, обуславливающих асоциальное поведение. 4. Этап правовой адаптации, когда в сознании закрепляются социально значимые установки и цели исправления. Для достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо осуществление многих аспектов: обеспечение возможности трудоустройства, бытового обустройства (жилье, прописка), производственная адаптация, восстановление положительных социальных связей и др.

 

 

 

4 стадии социальной адаптации 

 

1. начальная – когда  индивид улавливает лишь правила  поведения, но система ценностей  социума внутренне им не признается;

2. терпимость – социальная  среда и индивид признают равноценность  эталонов поведения в отношении  друг друга;

3. приспособление, «аккомодация»  – связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

4. полная адаптация, «ассимиляция» - индивид отказывается от прежних  образцов и ценностей и полностью принимает новые.

 

Специфические моменты технологии социальной адаптации .

 

1. Только человеку свойственно  создавать специальные приспособления, определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс  его адаптации в данной социальной  среде.

2. Только человек обладает  способностью сознательно готовить  к процессу адаптации молодое поколение, используя все средства воспитания.

3. Процесс «принятия»  или «неприятия» индивидами существующих  социальных отношений зависит от социальной принадлежности, мировоззрения и от направленности воспитания.

4. Человек сознательно  выступает как субъект социальной  адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

 

Только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации.  Т.О., социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды; целей, ценностей личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде.

 

Адаптация является одной из сторон процесса социализации. Адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Одно из важнейших направлений работы с социально дезадаптированными людьми – реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей.

 

Конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации. Возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции. 
 

 

 

 

 

Заключение

 

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Адаптация имеет двойственный характер: с одной стороны, она представляет собой приспособления индивида к социальной среде, а с другой, изменение индивидом этой среды в соответствии со своими интересами, социальным опытом и мировоззрением и общественными требованиями. То есть, личность, чтобы повысить уровень социального комфорта, прилагает усилия к поиску действенных путей аккомодационного (усвоение правил среды) и ассимиляционного (преобразование) характера.

Информация о работе Социальная адаптация человека