Виды и формы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:53, доклад

Описание работы

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений.

Содержание работы

Виды и формы безработицы 2
Расчет численности безработных. 5
Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия. 7
Методы борьбы с безработицей 9
Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы. 13
Анализ динамики и структуры безработицы в России 22
Литература 28

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

•создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

•поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

•обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

•предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

•поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

•сочетание самостоятельности  органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;

•координацию деятельности в области занятости населения  с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную  политику, социальное обеспечение, регулирование  роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

•координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

•обеспечение занятости  в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

•международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной целевой программой содействия занятости населения, основными задачами государственной политики на рынке труда в 1996-1997 годах являются следующие три направления:

•формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;

•повышение качества и конкурентоспособности работников;

•развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

Трудовая активность населения и предложение труда  в 1996-1997 годах будут характеризоваться показателями, приведенными в табл.3.

Таблица 3

(в среднем за год,  млн. чел.)

 

1996 год

1997 год

Экономически активное население

72,3

71,8

в том числе: занятое население или удовлетворенный спрос

66,5

65,9

безработные или неудовлетворенный  спрос

5,8

5,9

Экономически неактивное население

8,0

8,2


 

Механизм государственного регулирования  занятости населения осуществляется через органы исполнительной власти путем составления и реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.

Показатели численности безработных  и уровня безработицы в России за последние годы характеризуются  данными, приведенными в табл. 4.

Таблица 4

Динамика численности безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в России

На конец периода, годы

Численность безработных, тыс. чел.

Уровень безработицы, %

1991

61,4

0.08

1992

577.7

0,76

1993

835,5

1,11

1994

1635,7

2,21

1995

2326,9

3,15

1996

2506,0

3,4

янв. 1997

2515,5

3,4


 

Как следует из табл. 4, скачок численности  официально зарегистрированных безработных произошел в 1992 г. Затем в течение четырех лет количество зарегистрированных безработных увеличилось еще в 4,4 раза и достигло к концу января 1997 г. - 2,5 млн. чел.

Показатели безработицы по причинам увольнений на основании данных о  лицах, обратившихся в государственную  службу занятости в 1996 г., имеют следующий  вид (в % к общей численности безработных):

уволенные в связи  с ликвидацией предприятий или сокращением численности персонала (штата) составляют  -  19,0%, уволенные по собственному желанию - 50,0%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины - 1,0%, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва                                    - 19,0%, ищущие работу впервые - 11,0%. За январь 1997 г. численность безработных возросла на 9,5 тыс. чел., тогда как численность лиц, которым назначено пособие по безработице. сократилась по России за январь почти на 4 тыс. чел. Численность ищущих работу увеличилась в январе 1997 г. быстрее, чем численность безработных; при этом в 28 субъектах Российской Федерации сократилось число ищущих работу, а в 38 субъектах - число безработных.

При сохранении того же общероссийского  уровня регистрируемой безработицы в 3,4% максимальный уровень безработицы в 10,7% сохраняется в Ивановской области , в Республике Ингушетия - 8,9% и в Республике Калмыкия - 9,1% . Из 16 регионов, отнесенных в 1992 г. к территориям с критической ситуацией на рынке труда, уровень безработицы снизился в 14-ти и только в двух повысился: в Архангельской области - на 0,3% и в Республике Дагестан - на 1,3%. Характеристика масштабов безработицы в регионах России показана в табл. 5.

Таблица 5

Численность безработных и уровень регистрируемой безработицы в январе 1997 г.

 

Зарегистрировано безработных, тыс. чел.

Доля безработных, которым  назначено пособие, %

Уровень безработицы, %

Российская Федерация

2515,5

89,9

3,4

в том числе районы: Северный

172,5

86,0

5,8

Северо-Западный

139,1

91,6

5,8

Центральный

477,9

92,1

3,1

Волго-Вятский

209.9

88,3

5,0

Центрально-Черноземный

92,6

95,7

2,5

Поволжский

273,0

92.0

3,2

Северо-Кавказский

234,9

81,9

2,9

Уральский

336,5

90.3

3.4

Западно-Сибирский

215.8

90,9

2,8

Восточно-Сибирский

172,8

89,1

4,1

Дальневосточный

148,3

91,9

3,8


 

Как видно из табл. 15 наибольший уровень безработицы отмечается в Северном и Волго-Вятском районах, наименьший - в Центрально-Черноземном и Западно-Сибирском экономических районах.

Таблица 6
Количество безработных на одну вакансию в отраслях экономики РФ

Отрасли

1992г.

1993 г.

1994 г

1995 г.

В среднем за 1992—1995 гг.

Строительство

20,8

15,6

29,7

47,1

28,3

Торговля, общественное питание, МТС, сбыт, заготовки

22,2

14,2

33,3

33,0

25,7

Сельское хозяйство

13,0

12,6

30,2

24,6

20,1

Промышленность

14,4

13,1

15,1

22,3

16,2

Транспорт и связь

8,0

5,9

9,0

11,8

8,7

Наука и научное обслуживание

11,7

6,1

5,2

5,5

7,1

Лесное хозяйство

4,7

5,1

7,8

9,2

6,7

ЖКХ

5,0

3,5

5,2

7,5

5,3

Другие отрасли

4,5

2,7

5,2

5,1

4,4

Образование

4,0

2,6

4,9

5,5

4,3

Культура и искусство

4,0

1,5

3,5

4,3

3,3

Здравоохранение, физкультура  и спорт, социальное обеспечение

2,7

2,0

3,3

4,1

3,0

Кредитование, финансы, страхование  и пенсионное обеспечение

1,7

1,6

2,3

3,7

2,3

Управление

1,8

0,9

1,6

2,0

1,6

В среднем по отраслям экономики РФ

9,0

6,6

10,0

11,7

9,3


 

Анализ динамики и структуры  безработицы в России

Современная ситуация на рынке труда России существенно  отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением  числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.

Вынужденная неполная занятость  наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. в два раза больше среднероссийского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в первом полугодии 1996 г. в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 10 раз меньше чем в среднем по России).

Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.

Таким образом, по составу  безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране

Итак, в России острая безработица имеется в регионах двух типов.

Во-первых, это регионы  с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев ( Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Информация о работе Виды и формы безработицы