Виды и понятия источников социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества, является ее важным составляющим элементом. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет права социального обеспечения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………… 2
Глава 1: Понятие источников социального обеспечения и их характеристика …………………………………………………………………………………4
Параграф 1.1: Понятие источников социального обеспечения…………………………………………………………………………………4
Параграф 1.2:Виды и общая характеристика источников…………………………………………………………………………………10
  Глава 2: Способы систематизации законодательства социального обеспечения. …………………………………………………………………………………13
Параграф 1.1. Способы систематизации законодательства социального обеспечения. …………………………………………………………………………………13
Параграф 1.2: Законодательство социального обеспечения. …………………………………………………………………………………15
Заключение. …………………………………………………………………………………18
Список используемой литературы …………………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Содержание 2.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

Третий источник, федеральные законы, по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные. Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь  следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Четвертый это подзаконные акты,  это указы президента ,постановление правительства и иные нормативные акты. Подзаконные  акты  и законы, обладает высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72). Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие. Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации, к конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР. Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.  

Параграф 1.2:Виды и общая  характеристика источников

  Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: 1)отношения по поводу денежных выплат; 2) отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг); 3) отношения процедурного характера; 4) отношения процессуального характера.

  Множество и разнообразие  источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

-Международные договоры и конвенции.

  Первую группу источников  права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

  В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации являются  составной частью ее правовой  системы. Если международным договором  РФ установлены иные правила,  чем предусмотренные законом,  то применяются правила международного  договора.

  Следовательно, можно сделать  вывод, что нормы международных  договоров должны обладать высшей  юридической силой по отношению  к законам Российской Федерации.  Сюда относятся нормы Международного  Пакта об экономических, социальных  и культурных правах человека  и гражданина, который был ратифицирован  Президиумом Верховного Совета  СССР 18 сентября 1973 г. Важное место  отводится Всеобщей декларации  прав человека 1948 г.

К первой группе источников также  относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях  и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии  в социальном обеспечении» (1962 г.).

Важное значение , кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

-Законы Российской Федерации.

  Вторую группу источников  права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53). Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".  Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

  В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

1) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации” № 173-ФЗ от 17.12.2001                

2) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

3) Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г.;

4) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и т.д.

-Подзаконные нормативные акты.

Третью группу составляют подзаконные  нормативные акты, среди которых  особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных  законов Постановления Правительства  РФ устанавливают порядок применения норм законов  по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ. Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное  значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления.

  Глава 2: Способы систематизации законодательства социального обеспечения.

Параграф 1.1. Способы систематизации законодательства социального обеспечения.

Законодательный массив в сфере  социального обеспечения разобщен, нестабилен, он не отвечает базовым  международным стандартам полувековой  давности. Законы о социальном обеспечении  нередко принимаются для снятия социальной напряженности, для привлечения  голосов избирателей, для обеспечения  экономических и налоговых реформ. Несмотря на повышение роли закона в правовом регулировании общественных отношений, объем подзаконного и  ведомственного нормотворчества не уменьшается, серьезно затрудняя реализацию принципа законности в данной сфере. Отсутствие концептуального подхода  к формированию отраслевого законодательства обусловливает многочисленные дефекты  правовых нормативных актов, их низкую эффективность, что на практике приводит к нарушениям прав граждан на социальное обеспечение.

Социально-обеспечительное законодательство бессистемно, противоречиво и сложно в применении. Оно все больше превращается в тайную область знаний, разобраться  в которой могут лишь специалисты. Явный кризис законодательства о  социальном обеспечении требует  принятия мер не просто по упорядочению, а по существенному пересмотру всего  отраслевого законодательства, результатом  которого должен стать единый федеральный  кодифицированный закон.

Необходимость кодификации российского  законодательства о социальном обеспечении  обосновывается юридической наукой с 70-х гг. ХХ века. Но за прошедший  период происходила лишь обработка  нормативного материала, принимались  отдельные консолидированные акты. На рубеже веков был принят ряд  рамочных федеральных законов кодификационного типа, составляющих в настоящее время  основу правового регулирования  в данной сфере. Однако для системного развития законодательства о социальном обеспечении этого явно недостаточно и подготовка отраслевого кодифицированного  акта продолжает оставаться одной из насущных проблем российского права.

Помимо сугубо правовых задач по упорядочению нормативных предписаний  кодификация законодательства о  социальном обеспечении позволит решить и многие социальные проблемы, которые  в современной России достаточно остры. Закрепив единое социальное пространство, достойный стандарт обеспечения, равный социально-правовой статус человека и  гражданина на всей территории страны кодекс социального обеспечения  может способствовать столь необходимому сплочению российского общества. Кодификация отраслевого законодательства крайне важна для облегчения доступа  к нему широких слоев населения, повышения уровня знаний россиян  о своих социальных правах. Известно, что кодекс – акт гораздо более  доступный и понятный для восприятия, чем тысячи иных правых нормативных  актов. Познавательная цель кодификации  позволит также улучшить качество научного знания и положительно отразится  на дальнейшем системном развитии законодательства и права социального обеспечения. Принятие единого кодифицированного акта придаст совокупности правовых норм о социальном обеспечении необходимую автономность и поднимет значение права социального обеспечения в системе отраслей российского права на должный в правовом социальном государстве уровень.

Источники законодательства о социальном обеспечении ставит сложные вопросы, касающиеся буквально всех ее аспектов. Но не вызывает сомнений то, что все  они разрешимы при наличии  заинтересованности законодателя, содействия правовой науки и участия общественных институтов в подготовке и принятии кодифицированного акта. Цель и задачи исследования. Целью является комплексный анализ источников о социальном обеспечении.

 

Параграф 1.2: Законодательство социального обеспечения.

Конституция Российской Федерации, определившая Россию как социальное государство, несомненно, требует значительных изменений  в законодательстве о социальном обеспечении и его дальнейшего  развития. Это вытекает из особых обязанностей, возлагаемых Конституцией на государство  с тем, чтобы права человека охранялись властью закона.

Основой для такого развития можно  считать закрепление в Конституции  новых подходов, связанных с признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина. Потребность в дальнейшем совершенствовании законодательства о социальном обеспечении - соблюдение принципа преемственности в праве  обусловлена, таким образом, как  новыми задачами, стоящими перед государством в социальной сфере, так и теми проблемами, необходимость решения  которых вытекает из ранее принятых актов и текста самой Конституции.

Обратим внимание на то, что после  вступления в силу новой Конституции  Российской Федерации уже принят ряд актов, которые по своему содержанию должны были развить заложенные в  Конституции идеи и восполнить пробелы. Однако заметим, что в новом законодательстве Российской Федерации, как и прежде, слабо или вовсе не подчеркивается приоритет прав граждан, провозглашенных  Конституцией, не акцентируется внимание на обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и  свободы человека и гражданина. Таким  образом, это обстоятельство с новой  силой подтверждает важность исследования перспектив развития законодательства о социальном обеспечении и его  своевременной коррекции с положениями  новой Конституций Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в той или  иной форме воспроизведены положения  Декларации, касающиеся прав граждан  в сфере социального обеспечения. Это, с одной стороны, свидетельствует  о дальнейшем развитии гуманистических  принципов в отечественном праве, а с другой - говорит о недостаточно критичном отношении к отдельным  декларативным формулировкам. Обратимся  к рассмотрению конкретных статей Конституции  России. В ст. 7 Конституции предпринята  попытка дать определение "социального  государства" через направленность его политики, результатом проведения которой должно стать создание условий, "обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда - невозможность выявления, корректировки степени или уровня социальности государства.

В части второй ст. 7 Конституции  раскрываются отдельные направления  политики "социального государства". Однако никаких конкретных правовых гарантий в сфере социального  обеспечения они не содержат. Обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты можно на таком  уровне и такими темпами, которые  никогда не смогут обеспечить "достойную  жизнь и свободное развитие человека". Сегодняшняя ситуация в экономике  и социальной севере делают вовсе  не беспочвенными такие опасения.

Информация о работе Виды и понятия источников социального обеспечения