Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели определены следующие задачи:
Определить положения о семье предшествующих Ковалевскому теорий семьи, а так же охарактеризовать собственно саму теорию семьи Ковалевского М.М.
Дать характеристику сравнительно-исторического метода и его использования в изучении семьи М.М. Ковалевским;
Проанализировать этапы эволюции семьи, рассматриваемые М.М. Ковалевским в работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности».
Изучить роль работы «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М.М. Ковалевского в изучении проблематики брака и семьи в социологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методология исследования семьи М.М.Ковалевским
1.1. Оценка М.М.Ковалевским предшествующих теорий семьи в социологии……………………....................................................................................7
1.2. Сравнительно-исторический метод М.М. Ковалевского в исследовании семьи……………………………………………………………………..........................13
Глава 2. Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»
2.1. Анализ этапов эволюции семьи М.М.Ковалевским ………………………….18
2.2. Роль работы «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М.М. Ковалевского в изучении проблематики брака и семьи в социологии ……………22
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011..docxпосл вар (1).docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

Также в XIX веке возникает и другое, прикладное или эмпирическое, изучение семьи, явно перекликающееся с функционалистским  подходом, акцентирующее внимание на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях, что, в конечном счете, призвано раскрыть споры сплочения отдельных семей  и самого института семьи. Речь идёт об изучении семьи как малой первичной  группы, имеющей свою особую историю  возникновения, функционирования и  распада. Родоначальником этой социологической  традиции является французский  социолог Ф. Ле-Пле, находившийся под влиянием идей О. Конта о семьях как «мельчайших  обществах», спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря склонности к солидарности. Чтобы понять общество, необходимо понять семью – вот формула Ф. Ле-Пле, считавшего, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, одновременно диктующую форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы23.

Важной  частью социологической деятельности Ковалевского М.М. являлся историко-критический анализ концепций многих современных ему авторов. В своей работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» он критиковал Гегеля, Аренса, Молля и многих других ученых, пытавших показать  и описать родственные отношения и формы брака в древнейшую эпоху жизни человеческого общества. По его мнению, их гипотезы, полно соответствующие библейским рассказам, придавали им характер правдоподобия. Существуют большие разногласия и противоречия в этих теориях: « И если ученые и писатели продолжали спорить о дальнейших ступенях общественного развития, то решительно все были уверены в том, что исходной точкой его была патриархальная семья. Убеждение их в непреложности этого положения не доходило, однако, до полного отрицания того, что у многих народов древности, а также и у современных племен нет ни малейших признаков существования устойчивой связи между мужем и женой. Но от этого противоречия предпочитали просто отмахнуться, причем то признавали рассказы древних историков и географов баснословными, то решали, что свобода полового общения, характерная для современных дикарей, является лишь отступлением от чистоты нравов, которая, как думали, была присуща первобытной жизни»24.

По мнению М.М. Ковалевского, «честь прекращения  этой болтовни принадлежит Баховену и Мак Леннану». Они использовали разные методы исследования, ничего не знали друг о друге, но смогли все  же «разбить патриархальную теорию и доказать, что вначале вовсе не существовало индивидуальной семьи»25.

Особую  благодарность за «добросовестность» он выражает Моргану, давшему исчерпывающее  описание системы родства и брачных  форм у ирокезов, и Файсону, сделавшему то же самое относительно австралийских  племен. Они провели тщательное исследование  быта дикарей, кочующих еще на нашей  планете, ознакомившись с туземными  языками и проживая много лет  среди племен, которые они описывали. Эти исследования, по словам автора, оказали большую помощь при проведении открытий в области социологических  изысканий. Они показали, что индивидуальная семья, в том виде, в котором  она существует в наше время, созданная  теперешней формой брака и родства, в начале развития человеческого  общества не встречается. «Вместо нее  мы видим семью матриархальную, не признающую никаких других родственных  связей, кроме тех, которые соединяют  ребенка с его матерью и  ее единоутробными родственниками»26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сравнительно-исторический метод М.М. Ковалевского  в    исследовании семьи.

В своих  социологических исследованиях  Ковалевский уделял большое внимание исторической науке и широко использовал сравнительно-исторический метод. Историко-сравнительный метод Ковалевский считал наиболее эффективным, способным открыть законы социального развития и наметить основные этапы развития общества.

Среди работ  М. Ковалевского непосредственно к  социологической тематике относятся: «Современные социологи» (1905); «Очерк развития социологических учений» (1906); «Социология» (Т. 1, 2; 1910); «Современные французские  социологи» (1913); «Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии» (1914), а также большое количество статей, напечатанных как в русских, так и зарубежных журналах. Кроме  того, перу Ковалевского принадлежат  крупные работы в области истории, этнографии и правоведения: «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (Т. 1, 1898; Т. 2, 1901; Т. 3, 1903); «От  прямого народоправства к представительному  и от патриархальной монархии к парламентаризму» (Т. 1-3, 1906) и др.

В этих и  других работах М. Ковалевского исторический подход сливается с широкими социологическими обобщениями, в которых прослеживаются динамика общества, его движущие силы, вскрывается социальная структура, т.е. ведущим является социологический  анализ.

Смысл этого  метода заключается в том, что  социолог и историк, подобно биологу, придерживающемуся эволюционной теории, при рассмотрении ступеней в развитии общества, следующих одна за другой, а также при рассмотрении жизни  различных народов, прибегает к  сопоставлениям, устанавливая степени  сходства и различия однотипных явлений, в результате чего в объективном  ходе исторических событий выявляются общие и частные закономерности. Согласно требованиям этого метода, социолог должен охватить весь естественно-исторический процесс, историю народов, находящихся на разных ступенях развития. Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности 27.

Историко-сравнительный  метод давал большие возможности  познания самых различных аспектов социального развития не только в  региональном, но и в глобальном, общечеловеческом плане, ибо этот метод  основывался на признании единства и целостности человеческой истории. Как считал М. Ковалевский, объектом наблюдения должны быть не отдельные  исторические явления, а «эволюция  форм общественной жизни всего человечества»28. Он исходил из того, что сравнение необходимо строить на предельно широком материале, брать общество в связи всех его сторон.

Ковалевский критиковал О. Конта за то, что тот  ограничивал сферу исследования лишь римско-католическим миром. Полный оптимизма по отношению к историко-сравнительному методу, он считал возможным «постепенное восхождение до познания общих мировых  причин развития» социальной жизни. И хотя это было преувеличением по отношению к одному методу познания, однако в нем были заложены значительные научные возможности, поскольку  соединение исторического подхода  с принципом сравнения позволяет  делать выводы о генетическом родстве  явлений, воспроизводить тенденцию  и устойчивые моменты развития тех  или иных социальных явлений, институтов, процессов. Недаром социологию Ковалевского называют генетической. «Генетической  социологией называют ту часть науки  об обществе, его организации и  поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...»29.

Сравнительный (генетический) метод высоко ценился  О. Контом и социологами органической школы. Как вспоминал Н. Кареев, брошюра  М. Ковалевского «Историко-сравнительный  метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права» (1880) была длительное время его единственным трактатом в области социологии.

Социологические взгляды Ковалевского складывались под воздействием различных идейных  течений. Его социологическая деятельность во многом определялась позитивистскими  принципами философии О. Конта, с  которой он познакомился в 70-х годах  во Франции. Сильно укрепили в Ковалевском  позитивистскую методологию личные встречи со Спенсером, хотя идею «спонтанной  эволюции» Спенсера он не разделял и считал возможным изменение  общественного строя через политические действия органов государственной  власти. Ковалевский пронес верность идеям позитивизма через всю  свою научную жизнь. М. Ковалевский  — наиболее яркий представитель  «классического позитивизма» в России 30.

Ковалевского  привлекал позитивизм, прежде всего, подходом к развитию общества как  к закономерному процессу, его  также привлекала Контовская идея прогресса  и Контовский же принцип «консенсуса». Вместе с тем, Ковалевский не разделял предубеждения Конта против психологии и приветствовал возникновение  коллективной психологии, хотя он не соглашался с идеей о том, что она может  заменить собой социологию. Он полемизировал  с Г. Тардом, у которого социология фактически растворялась в коллективной психологии, но к психологическому направлению, в частности Л. Уорду, относился положительно. Этому в  немалой степени способствовало то, что Л. Уорд с признанием эволюционного  (генетического) процесса утверждал и антропо-телеологический подход, согласно которому люди способны ставить себе цели и совершать действия по их достижению. Мысль о таком воздействии людей на общественную жизнь соответствовала и взглядам М. Ковалевского 31.

               Обобщенно можно сформулировать  следующие правила использования  сравнительно-исторического метода:

- Максимально широкая основа сравнения и сопоставления социальных фактов. В этой связи Ковалевский критикует европоцентристские взгляды Конта, ибо «всякое социологическое обобщение останется неполным, пока Восток не выдаст тайны происхождения социальных явлений», а также не будут учтены и особенности славянского мира;

- Использование материалов и средств всех наук, которые могут быть привлечены к решению проблемы, и тщательное сопоставление их результатов с целью обнаружения повторяемости;

- Учет системного характера общественной жизни, предполагающий, что «обособленное изучение одной какой-либо стороны народного быта немыслимо- вследствие того, что все его стороны связаны между собою  и воздействуют друг на друга…Социология имеет, следовательно, задачей объяснить причины и указать на ход и последствия взаимного воздействия различных элементов культуры на рост общественной солидарности»

- Применение конкретно-исторического подхода, который позволяет объяснить своеобразие развития каждого народа в контексте общих закономерностей, а также приходить к практическим рекомендациям.

Результатом реализации данных принципов и станет, согласно Ковалевскому, решение основной задачи социологии- «изучить законы, управляющие  развитием человеческой солидарности и ее проявлений в формах общежития  независимо от всех местных и временных  причин, то ускоряющих, то тормозящих наступление высших порядков общественности»32.

Ковалевский в своих исследованиях  объясняет  семью, ее уклад путем анализа ее происхождения. Именно генетическая социология занимается проблемами происхождения и образования социальных институтов общества, в том числе и семьи. В своей работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» он наиболее подробно исследовал происхождение семьи и собственности, используя метод сравнительно-исторического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»

2.1. Анализ этапов эволюции семьи М.М.Ковалевским

 Периодизация развития семьи представлена в работе М.М. Ковалевского следующим образом:

- матриархальная  семья;

- патриархальная  семья;

- индивидуальная семья.

Первой ступенью развития семьи у Ковалевского является матриархальная семья. В этой форме счёт родства вёлся по матери, но главным добытчиком пищи и защитником считался брат матери, то есть дядя. М.М. Ковалевский в известной мере солидаризируется с тем искажением матриархата, которое распространилось в буржуазной науке. Тезис в данном вопросе состоит в том, что в действительности и при матриархате женщина не занимала не только господствующего, но даже равноправного с мужчиной положения в обществе  и семье; если муж и отец не мог при существующей организации общества быть главой семьи, то таковым всё же был мужчина – брат матери. Особое положение материнского дяди, то есть авункулат, создаётся лишь в распаде матриархата, в процессе превращения материнской общины в патриархальную, большую семью. В развитом же матриархате, как это подтверждается обширным этнографическим и историческим материалом, господство принадлежало женщине33.

М.М.Ковалевский пытается опровергнуть гипотезу промискуитета прежде всего ссылкой на изначальность связи и родства по матери и на экзогамию. Однако существование беспорядочных отношений полов предполагается для самой ранней эпохи существования человечества, периода стадного состояния, при котором родство не основывалось и во всяком случае не имело общественного значения34.

Для построения теории первобытной семьи Ковалевский  считает правильным использование  этнографических данных, которые  полностью соответствуют общественным явлениям, с которыми нас знакомят писатели древности, так как от них мы узнаем, что матриархат и экзогамия являются отличительными особенностями обществ в самые отдаленные эпохи их истории. Например, упоминание групп Кумите и Кроки, племен ирокезов Северной Америки, которые подразделяются на фратрии, а те, в свою очередь, на кланы. «Ввиду того, что каждый Кроки является мужем всякой женщины Кумите и наоборот, можно сказать, что у этих туземцев индивидуальный брак заменен групповым»35. Так же дела обстоят, например, и у племен Северной Америки. Вообще групповой брак и родство по матери очень распространены у варваров и дикарей, и это можно иллюстрировать множеством примеров.

Также хотелось бы отметить еще одну особенность матриархальной семьи.  «По словам Пистория, малайская семья состоит из матери и ее детей, отец в нее не входит; он связан более тесными родственными узами со своими братьями и сестрами, чем со своей женой и ее потомством. Женившись, он продолжает жить в семье своей матери. Там его настоящий дом, он продолжает обрабатывать землю этой семьи, работать на эту семью; своей жене он оказывает лишь случайную помощь. Старший брат матери обычно остается главой семьи. Его права и обязанности заставляют его исполнять роль отца по отношению к детям своей сестры. После его смерти преемником дяди становится старший из мужчин материнского рода; за неимением сына, по своему возрасту способного занять это положение, за это берется сама мать. И только за отсутствием матери и ее братьев отец, в случае несовершеннолетия детей, становится главой семьи… Что касается наследования, то у большинства малайских племен сын устраняется от наследования в пользу племянников по женской линии»36.

Наконец, автор приводит в пример свои собственные  исследования племен из области кавказских гор.  И это является еще одним  из доказательств того, что групповой  брак и вытекающие из него последствия, экзогамия и система родства  по женской линии являются пережитками  древнего порядка.

Следует, в частности, отметить, что в отечественной  историографии за М.М. Ковалевским  прочно закреплен статус основателя исторического кавказоведения, внесшего значительный вклад в изучение форм общественной жизни горских народностей  Кавказа. Широту и разносторонность достижений Ковалевского-кавказоведа  усматривают, прежде всего, в постановке им общетеоретических вопросов, из которых первостепенными считаются вопросы о родовом строе и общине37.

Информация о работе Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»