Влияние досуговой деятельности на нравственное и физическое здоровье молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:58, практическая работа

Описание работы

Цель работы изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно – досуговых центровивыделитьпрактическиерекомендациипоегосовершенствованию.







Задачи исследования:

1. Определить сущность и функции досуга молодежи.

2. Рассмотретьсоциокультурныетехнологиимолодежногодосуга.

3. Выделитьдосуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодыхлюдей.

4. Определить социологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТверь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5

Глава I. Основа анализа досуговой деятельности молодежи……………6

1.1Понятиедосуга, свободного времени……………………………...…........6-9

1.2 Основные задачи и функции досуга………………………………….10-12

1.3Проблемнаядеятельностьвредноговлияниявдосугемолодежи…..13-17

Глава II. Особенности проведения досуга молодёжью……………………18

2.1 Досуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодежногонаселения…………………………………………………………………………………………………..18-20

2.2 СоциологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТвери…………………………………………..……………………..21-25

Заключение……………………………………….………………………….26-27

Списоклитературы…………………….…………………………………………28

Приложение

Файлы: 1 файл

Rabota.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

МинистерствообразованияТверской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Среднего профессионального  образования

Тверской колледж им. А.Н.Коняева

 

 

 

 

Исследовательскаяработа

Влияниедосуговойдеятельности

нанравственноеифизическоездоровьемолодежи.

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студентка:

Группы 3 РС

Руководитель:ГолоднюкН.В.

Специальность:    040101(социальная работа)

 

 

Тверь 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5

Глава I. Основа анализа досуговой деятельности молодежи……………6

1.1Понятиедосуга, свободного времени……………………………...…........6-9

1.2 Основные задачи и функции досуга………………………………….10-12

1.3Проблемнаядеятельностьвредноговлияниявдосугемолодежи…..13-17

Глава II. Особенности проведения досуга молодёжью……………………18

2.1 Досуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодежногонаселения…………………………………………………………………………………………………..18-20

2.2 СоциологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТвери…………………………………………..……………………..21-25

Заключение……………………………………….………………………….26-27

Списоклитературы…………………….…………………………………………28

Приложение

 

Введение

Работасмолодежью - однаизсамыхсложныхнаправленийдеятельностиклубныхучреждений. Во-первых, потому, чтомолодежныйвозраствсилуобъективныхпричинидлясамогочеловекаодинизсамыхтрудныхпериодовжизни. Этосвязанососложностьюпроцесса.Ссоциализации, становлениечеловеческойличности, физиологическимиособенностямиданногопериодажизни, сматериально - экономическойнеустойчивостьюит.д. Во-вторых, молодежнаяаудиторияразличаетсямногообразиемпсихологическихтипов, уровнейобразования, ценностныхориентаций, жизненныхпозиций. Молодыелюдитоабсолютноиндифферентны, тогиперактивны, непредсказуемы, неадекватны. Этовызываетвовзрослыхлюдяхраздражениеинежеланиеидтинаконтактысмолодыми. Ноналаживатьконтактынеобходимо, ибомолодежьявляетсянеотъемлемойчастьюобщества, иоттого, какаяона, вомногомзависитуровенькачестваобщества, егоэкономика, нравственноесостояние, егостабильность. Воспитаниемолодежидолжноосуществлятьсяпомногимнаправлениямичерезразныесоциальныеинститутыобщества, втомчислеиучреждениякультуры.

Потребностьвсопереживанииудовлетворяется, какправило, вмалых, первичныхгруппах (семья, группадрузей, молодежноенеформальноеобъединение). Потребностьвинформацииобразуетвторойтипмолодежногообщения. Общениевинформационнойгруппеорганизуется, какправило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающихопределеннойинформацией, которойнетудругихикоторая,имеетценностьдляэтихдругих. Общениерадисовместныхсогласованныхдействиймолодеживозникаетнетольковпроизводственно - экономической, ноивдосуговойсфередеятельности.

Досугтрадиционноявляетсяоднойизважнейшихсфержизнедеятельностимолодежи. Трансформациивсехсторонжизнироссийскогообществапривеликизменениюсоциокультурнойситуациивобластидосуга. [5,6]

Молодежьпредставляетсобойособуюсоциальнуюгруппу, наиболеевосприимчивуюксоциокультурныминновациям, которыеоказываютразличноепосвоейнаправленностивлияниенастановлениеличностимолодогочеловека.

Однойизактуальныхпроблемдеятельностикультурно - досуговыхучрежденийнапутирешенияданнойзадачи, являетсяорганизациядосугамолодежи. Ксожалению, всилусоциально-экономическихтрудностейобщества, большогобезработных, отсутствиядолжногоколичествакультурныхучрежденийинедостаточноевниманиекорганизациидосугамолодежисостороныместныхоргановвластиикультурно – досуговыхучреждений, происходитразвитиевнеинституциональныхформмолодежногодосуга. Свободноевремяявляетсяоднимизважныхсредствформированияличностимолодогочеловека. Ононепосредственновлияетинаегопроизводственно-трудовуюсферудеятельности, ибовусловияхсвободноговременинаиболееблагоприятнопроисходятрекреационно-восстановительныепроцессы, снимающиеинтенсивныефизическиеипсихическиенагрузки. Использованиесвободноговременимолодежьюявляетсясвоеобразныминдикаторомеекультуры, кругадуховныхпотребностейиинтересовконкретнойличностимолодогочеловекаилисоциальнойгруппы[8, .24].

Являясьчастьюсвободноговремени, досугпривлекаетмолодежьегонерегламентированностьюидобровольностьювыбораегоразличныхформ, демократичностью, эмоциональнойокрашенностью, возможностьюсочетатьвнефизическуюиинтеллектуальнуюдеятельность, творческуюисозерцательную, производственнуюиигровую. Длязначительнойчастимолодыхлюдейсоциальныеинститутыдосугаявляютсяведущимисферамисоциальнокультурнойинтеграциииличностнойсамореализации. Однаковсеэтипреимуществадосуговойсферыдеятельностипокаещенесталидостоянием, привычныматрибутомобразажизнимолодежи.

Совершенствованиядеятельностипоорганизациидосугасегодняявляетсяактуальнойпроблемой. Иеерешениедолжноидтиактивноповсемнаправлениям: совершенствованиехозяйственногомеханизма, разработкаконцепцийучрежденийкультурывновыхусловиях, содержаниедеятельности, планированиеиуправлениеучрежденийсферыдосуга[24, 112-114].

Новизна  в целом, заключаетсявширокомсмыслерассмотренияуровняразвитиямолодежи.

Предметом данной работы является, нравственный, физический интеллектуальный уровень молодежи.

Объектом является молодежь, обычного и сложного аспекта в данной работе.

Цель работы изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно – досуговых центровивыделитьпрактическиерекомендациипоегосовершенствованию.

 

 

 

Задачи исследования:

1. Определить сущность и функции досуга молодежи.

2. Рассмотретьсоциокультурныетехнологиимолодежногодосуга.

3. Выделитьдосуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодыхлюдей.

4. Определить социологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТверь.

Гипотеза:

Учет значимости досуга позволяет установить необходимость совершенствование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.Основаанализадосуговойдеятельностимолодежи

    1. Понятиедосуга, свободноговремени.

 

Свободноевремя, досуг — период времени, когдачеловек, неимеяобязательныхдел (учёба, работа, домашниедела и т. д.), предоставленсамомусебеввыборезанятий. Активнуюдеятельность, аналогичнуюработе, которуючеловеквыбираетсамвтакоевремя, называют хобби, оновыполняетсярадисамойдеятельностиирезультата, анерадизаработка.

Внастоящеевремявсебольшеевниманиеученыхпривлекаютпроблемымолодежногодосуга. Вомногомэтодиктуетсямасштабомтехизменений, которымихарактеризуетсяэтаобластьжизнедеятельности. Становитсявозможнымговоритьовозрастающейролидосугадлямолодежии, какследствие, обувеличенииеговлияниянапроцесссоциализациимолодогопоколения.

Плодотворноеиспользованиедосугачеловеком – важнаязадачаобщества, т.к., когдаоносуществляетпроцесссвоегодосуговогообщениясискусством, техникой, спортом, природой, атакжесдругимилюдьми, важно, чтобыделалонэторационально, продуктивноитворчески.

ДостаточноглубокопроблемудосугарассмотрелАристотель «Всячеловеческаяжизнь, - писалон, - распадаетсяназанятиеидосуг.., авсядеятельностьчеловеканаправленачастьюнанеобходимоеиполезное, частьюнапрекрасное... Ведьнужно, чтобыгражданеимеливозможностьзаниматьсяделамиивестивойну, но, ещепредпочтительнее, наслаждатьсямиромипользоватьсядосугом. Совершатьвсенеобходимоеиполезное, аещебольшетогопрекрасное. Досугнеотъемлемаясоставнаячастьжизничеловекавсвязиспотреблениемблаг, ощущениемудовлетворенности, счастья, блаженства, ит.п. Досугнепростосвободноевремя, авремя, заполненноеразнообразнымизанятиями: философскимиумосозерцанием, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общениемит.д.Досугтребуетмногихпредметовширокогопотребления, поэтомурабынеимеютдосуга. Количествоикачестводосугазависитотформгосударственногоустройства. Счастьецарей - вдосуге, тираныжезаинтересованывегоотсутствии». ОтсутствиедосугаАристотельсвязывалсосвободой. Онрассматривалвопросыдосуга, касаясьполитиков, воиновиоченьосторожноговорилодосугенизшихслоевобщества - землевладельцев, ремесленниковидр., потомучтоихзанятиянесоздаютвозможностейдляблагородныхивысокихформдеятельности.

Досугспособенобъединитьиотдыхитруд. Большаячастьдосугавсовременномобществезанятаразнымивидамиотдыха, хотяпонятие «досуг» включаетвсебяитакиевидыдеятельности, какпродолжениеобразования, общественнаяработанадобровольныхначалах.

Определениедосугараспадаетсяначетыреосновныхгруппы[4, Internet].

 

- Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. Вэтойконцепциидосугобычнорассматриваетсясточкизренияэффективности, скакойчеловекделаетчто-либо.

- Досугкакдеятельность - обычнохарактеризуетсякакдеятельность, несвязаннаясработой. Этоопределениедосугавключаетценностисамореализации.

- Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

- Досугинтегрируеттрипредыдущихконцепции, стираетграньмежду «работой» и «неработой» иоцениваетдосугвтерминахописывающихчеловеческоеповедение. Включаетвсебяпонятиявременииотношенияквремени.

Вбуднийденьдолясвободноговремениуработающегочеловека -- относительнонебольшаявеличина, 1--3 часа, авнекоторыхслучаях -- несколькоминут. Этовремячеловекможетувеличиватьилисокращатьзасчетнекоторыхвидовиндивидуальнойактивности. Например, хозяйканередкоиспользуетсвойдосугнадомашниедела; кто-томожетзанятьсяпроблемами, связаннымисосновнойработой, акто-топроведетвремя, ничегонеделая.

Такимобразом, человеквсостоянииварьироватьувеличиватьилиуменьшатьсвоесвободноевремя, затрачиваяегоназанятия, несвязанныесдосугом. Однакоэтиеговозможностинебезграничны. Еслитруднапроизводствеилимногочисленныезаботыпохозяйствувыходятзарациональныерамки, точеловекрезкоограничиваетсвоесвободноевремя, чтоможетвызватьстрессиз-запереутомлении, люди, проводящиесвободноевремядомавпассивномбездействии, сдерживаютсвоеразвитие, ихсуществованиеприобретаетоднообразныйхарактер.

Сравнительнонебольшойобъемдосугавсуточномритмехарактерен, какправило, дляпредставителейделовогомира, укоторыхрабочеевремяненормировано, атакжедляженщин, занятыхнапроизводствеиодновременновоспитывающихмалолетнихдетейилиимеющихбольшуюсемью. Крометого, умногихкатегорийработниковсвободноевремянечетковыражено, например, утех, ктовременнонезанятнаобщественномпроизводстве, находясьвпоискахработы, атакжеутех, ктотрудитсянестабильноиливыполняетработуподоговорунадому. Этилюдирасполагаютвозможностьювыбиратьпосвоемуусмотрениювремядлязанятий, связанныхлибострудовойдеятельностью, либоссемейнымиобязанностями, либосдосугом. Наибольшимобъемомсвободноговременирасполагаютдомохозяйкиичащевсегопенсионеры. Уработающихинеработающихлюдейдолядосугавобъемесуточноговременизаметновозрастаетввыходныедниивотпускнойпериод. Многиегражданестремятсяиспользоватьэтиднипреимущественносрекреационно-досуговойцелью, минимизируяповседневныенагрузкиидомашниедела.

Каквидим, понятия «досуг» и «свободноевремя» взаимозаменяемы. Однакоонинеидентичныпосмыслу. Когдаговорятосвободномвремени, акцентируетсяпотенциальнаявозможностьвариативноиспользоватьегоначтоугодно. Человеквэтотпериодможетзанятьсяхозяйством, домашнимиделами. Некоторыелюдипроводятегонеэффективно (всостоянии «ничегонеделания», иливущербсобственномуздоровью, илинарушалобщественныйпорядокидосугокружающихидр.).

Представление, котороеформируетсявлюбойкультуреоназначениидосуга, болееконкретно, иглавное, связаноспозитивнойегооценкой, спониманиемважностиегоконструктивногосодержания. Обществоисходитизтого, чточеловекдолжениспользоватьэтовремяпреждевсегонавосстановлениесобственногоздоровьяидлявнутреннегоразвития.[12,25]

 

 

 

 

 

1.2 Основные задачи и функции и досуга.

Можновывестиследующиеосновныехарактеристикидосугамолодёжи:

- досугимеетярковыраженныефизиологические, психологическиеисоциальныеаспекты;

- досугоснованнадобровольностипривыбореродазанятийистепениактивности;

-досугпредполагаетнерегламентированную, асвободнуютворческуюдеятельность;

- досугформируетиразвиваетличность;

-досугспособствуетсамовыражению, самоутверждениюисаморазвитиюличностичерезсвободновыбранныедействия;

- досугстимулируеттворческуюинициативу;

- досугестьсфераудовлетворенияпотребностейличности;

- досугспособствуетформированиюценностныхориентаций;

- досугформируетпозитивную «Я - концепцию»;

-досугобеспечиваетудовлетворение, веселоенастроениеиперсональноеудовольствие;

- досугспособствуетсамовоспитаниюличности;

Такимобразом, можноконстатировать, чтосущностьюмолодёжногодосугаявляетсятворческоеповедение (взаимодействиесокружающейсредой) людейвсвободномдлявыборародазанятийистепениактивностипространственно-временнойсреде, детерминированныйвнутренне (потребностями, мотивами, установками, выборомформиспособовповедения) ивнешне (факторами, порождающимиповедение). Студентывыросшиевмалыхгородахнереализуютсявперечисленныхвышефакторах.

Творческаядеятельностьесть «родоваясущностьчеловека», реализуякоторую «онпреобразуетмир» (К. Маркс)«Досугистатус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24 . Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющаяпотребностистудентоввконтактах. Такиеформыдосугакаксамодеятельноеобъединениепоинтересам, массовыепраздники - благоприятнаясферадляосознаниясебя, своихкачеств, достоинствинедостатковвсравнениисдругимилюдьми. Всфередосугастудентыболееоткрытыдлявлиянияивоздействиянанихсамыхсоциальныхинститутов, чтопозволяетсмаксимальнойэффективностьювоздействоватьнаихнравственныйобликимировоззрение. Впроцессеколлективногодосуговоговремяпрепровожденияпроисходитупрочениечувстватоварищества, возрастаниестепениконсолидации, стимулированиетрудовойактивности, выработкажизненнойпозиции, научениенормамповедениявобществе. Жизнедеятельностьстудентовпредельнонасыщенаиотносительнострогорегламентирована, апотомутребуетбольшихзатратфизических, психическихиинтеллектуальныхсил. Наэтомфонедосугпомогаетснятьсоздавшеесянапряжение. Именноврамкахдосуговоговременипроисходитвосстановлениеивоспроизводствоутраченныхсил, тоесть, реализуетсярекреационнаяфункция. Болеетого, заложенноеотприродыстремлениечеловекакполучениюудовольствиятакжепреимущественнореализуетсявсфередосуга.

Информация о работе Влияние досуговой деятельности на нравственное и физическое здоровье молодежи