Влияние семьи на становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:34, реферат

Описание работы

Актуальность работы. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 81.77 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность работы. С  самого рождения человек попадает в  общество. Он растет, развивается и  умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество  различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление  личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости  от состава семьи, от отношений в  семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит  на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения  в семье влияют также на то, как  человек в дальнейшем будет строить  свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и  неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в  этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в  многодетных семьях; в семьях, где  часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями  воспитания, т.е. сколько семей, столько  и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и  не стать личностью, если у него нет  собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для  него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры —  не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится  столько о нем. И вместе с тем  никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько  вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительные  и минимизировать отрицательные  влияния семьи на поведение развивающейся  личности. Для этого необходимо четко  определить внутрисемейные социально-психологические  факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид  получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести  себя в различных ситуациях. Очень  важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел, что у  взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать  отрицательным примерам родителей.

Проблема влияния семьи  на становление личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким  образом и насколько семья  влияет на развитие личности.

Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление  личности.

Объект работы: Молодые  люди в возрасте до 20ти лет.

Предмет работы: Влияние семьи  на становление личности.

Степень разработки: Данная тема была рассмотрена и разработана  такими авторами, как М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко и др.

Новизна работы: Попытка объединить в единое целое исследования авторов, ранее изучавших эту тему.

Структура: Работа состоит  из введения, 2-х глав и заключения.

 

Глава 1. Психология личности

1.1.Что такое личность.

На вопрос, что такое  личность, психологи отвечают по-разному, и каждое определение личности заслуживает  того, чтобы учесть его в поисках  глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных  качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание представители  различных наук: философы и педагоги, писатели и социологи, психологи  и юристы. Современная психология выделяет следующие существенные понятия  этого термина:

1. Личность — это человек,  обладающий определенными, лишь  ему одному присущими физическими  и психическими особенностями.  Поэтому, говоря о конкретной  личности, мы говорим и об индивидуальности. Индивидуальность — это неповторимое  сочетание физических и психических  особенностей, их сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее  данного человека от других  людей. К индивидуальному своеобразию  личности относится не только  наличие или отсутствие какого-либо  свойства, но и своеобразие степени  выраженности данного свойства, и его различные сочетания  с другими качествами личности.

2. Личность — это представитель  определенного общества, гражданин.  Чем более полно личность выражает  в своих устремлениях, идеях, делах,  мировоззрении передовые идеи  общества, чем большими возможностями,  знаниями, способностями она обладает, тем более положительной, прогрессивной,  ценной она является. Отрицательные  личности (воры, хулиганы и т.п.) выражают  те консервативные, отживающие идеи, в борьбе с которыми происходит  неизменное

прогрессивное развитие новых  общественных отношений и нового человека.

3. Личностью называют человека-деятеля,  активно участвующего в жизни  общества, в его борьбе за решение  как больших, так и более  частных задач. Личностью является  человек, занятый общественным  трудом. Одной из наиболее существенных  черт личности является ее  активность. По тому, что человек  делает и как делает, по его  отношению к своей деятельности  судят о степени общественной  воспитанности личности.

4. Особенности личности  сказываются на характере и  протекании психических процессов.  Направленность личности, ее интересы, установки, придают всем психическим  процессам четкий избирательный  характер. Особенности личности  проявляются и в том, как  она отражает окружающее. На протекание  психических процессов и возникновение  психических свойств и состояний  личности отчетливо влияют темпераментные  особенности личности, или ее  типологические особенности высшей  нервной деятельности. Они проявляются  в поведении, образе действий  человека, в особенностях протекания  его эмоционально-волевых процессов.  Типологические особенности высшей  нервной деятельности человека  выступают в едином сплаве  с приобретенными в процессе  жизни чертами, образуя своеобразный  внутренний облик, или характер  человека.

5. Личность обладает самосознанием.  Зрелый человек  не только  познает окружающую жизнь и  оценивает происходящие вокруг  события, он знает и себя, умеет  оценить свои поступки, намерения,  поведение с позиций общественно  признанных норм морали. Л.И. Божович  считает, что личностью можно  считать только такого человека, который достиг определенного  уровня самопонимания, а все  психические процессы и свойства  приобрели известную структуру.  При таких высоких требованиях  личностью может быть назван  только вполне сложившийся и  воспитанный человек.

1.2. Этапы формирования  личности.

С   мыслью   о   том,   что   личностью   человек   не   рождается,   а      становится,

согласно сейчас большинство  психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно  расходятся.

С каждым типом теорий связано  свое представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической  природы человека к жизни в  обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных с  его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются  прижизненно и рассматривает  процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся  иным, небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного общения людей. Гуманистическая  и другие феноменологические теории трактуют его как становление  “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого  эпигенетического принципа: генетической определенности стадий,  которые  в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней. Становление  личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов (кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его  отношений с окружающими людьми. Рассмотрим эту периодизацию более  подробно.

І этап: младенчество (от рождения до 2-3х лет).

За первые два года своей  жизни дети меняются так быстро и  разительно, как ни в какой другой двухлетний период своей жизни.

Первый месяц после  рождения —  особый период в жизни  ребенка. Именно в это время малыш  должен свыкнуться с тем, что он покинул  укрывающую и питающую материнскую  утробу, и приспособиться к внешней  среде. Первый месяц после рождения —  восстановительный период после  родов и время перестройки  основных функций ребенка, таких, как  дыхание, кровообращение, пищеварение  и терморегуляция. Кроме того, это  период, когда устанавливаются ритмы  жизни и находится баланс между  недостатком и избытком стимуляции из довольно изменчивой внешней среды.

После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и определить 6 поведенческих состояний  младенцев: ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное  бодрствование, активное бодрствование  и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной для каждой из них) длительностью и, по крайней  мере, на первый взгляд, соответствуют  предсказуемому суточному циклу  сна и бодрствования. И родители, и исследователи быстро понимают, что уровень восприимчивости ребенка зависит от состояния, в котором он находится.

Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии  сна (ровного и неровного). По мере созревания организма и “пробуждения”  коры головного мозга новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования, и к четвертому месяцу обычный  ребенок уже спит большую часть  ночи.

Доношенные дети обладают целым рядом сложных рефлексов  и рефлекторных комплексов. Считается, что эти рефлексы имеют значение в ходе выживания вида в ходе эволюции и отражают те формы поведения, которые  в прошлом (а в некоторых отношениях — и сейчас) жизненно важны для  ребенка. Большинство этих рефлексов  исчезает через 2-4 месяца, но все же некоторые из них заслуживают  внимания. Это рефлекс Моро, шейно-тонический рефлекс, рефлекс шагания, хватательный рефлекс, рефлекс поиска груди и  сосательный рефлекс. Зрительной системе  новорожденного также свойственен  ряд рефлекторных движений и моторных паттернов. Веки в ответ на раздражение  открываются и закрываются. Зрачки расширяются в темноте и сужаются на свету.

Поведением младенца управляет  и множество других рефлексов. Одни из них, такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо, являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.

Младенчество для ребенка  — период открытий в сфере восприятия и действия. Каждый день приносит с  собой новые знания о людях, предметах  и событиях, составляющих окружение  младенца. Это — один из важнейших  периодов развития человека, так как  он сильно развивается как физически, так и психически. Например, к  концу четвертого месяца вес ребенка  увеличивается почти в два  раза, а рост — на 10 и более  см. Кожа значительно отличается кожи новорожденного, на голове появляется новый волосяной покров. Меняются также кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно в это же время начинается и  открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает, что у него есть руки и пальцы, и может разглядывать их по нескольку  минут подряд, следя за их движениями. К пяти месяцам младенец проходит путь от рефлекторного хватания к  произвольному; хватание становится все  более совершенным. В восемь месяцев  большинство детей уже могут  перекладывать предмет из одной  руки в другую. Большинство детей  в 8 месяцев могут самостоятельно садиться и почти все — сидеть без поддержки после того, как  им помогли принять сидячее положение. Между 5 и 8м месяцами большинство  детей начинают те или иным способом передвигаться в пространстве. К 12ти месяцам большинство детей  уже стоят без поддержки и  пробуют ходить. Годовалые дети обладают развитой способностью к манипулированию, умеют отодвигать задвижки, открывать  ящики, подбирать мелкие предметы. К  полутора годам почти все дети умеют самостоятельно ходить, уже  могут есть сами и в состоянии  даже частично раздеваться без помощи взрослых. К двухлетнему возрасту дети умеют не только ходить и бегать, но и кататься на двухколесном велосипеде, подпрыгивать на месте на обеих ногах.

Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные  нарушения объема и структуры  питания в первые 30 месяцев жизни  уже почти невозможно компенсировать. Основным источником питания для  младенцев является грудное молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально  питается и не употребляет алкоголь или наркотики, грудное молоко —  идеальный продукт питания для  младенца.

В три месяца детей обычно начинают прикармливать протертой  пищей. К

восьми месяцам большинству  детей уже предлагают широкий  ассортимент специально приготовленной пищи, а кормление молоком начинает сокращаться.

В первые два года жизни  происходит также развитие различных  перцептивных анализаторов. Уже в  течение первых 4-6ти месяцев зрительные способности младенцев быстро развиваются; улучшается фокусирующая способность  глаза, растет острота зрения и цветоразличение. Значительно повышается и острота  слуха. Младенцы улавливают достаточно ощутимые изменения в громкости, высоты и длительности звуков. Органы вкуса, обоняния и осязания функционируют  с рождения, давая младенцам чувствовать  прикосновения, различать вкусовые качества пищи и чувствовать боль. Исследователи считают, что в  принципе младенцы появляются с уже  сформировавшимися рецепторными функциями, которые впоследствии — и общаться с людьми.

 С самого рождения  дети включаются в процесс  общения. Очень скоро они научаются  сообщать родителям о своих  основных потребностях. В возрасте  около года большинство детей  большинство детей произносят  свое первое слово; к полутора  годам они соединяют два слова  и больше, а к двум годам  уже знают более ста слов  и способны вести разговор.

Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом. Огромную роль здесь играют такие  факторы, как подражание и подкрепление. Свои первые слова ребенок выучивает  благодаря развитому слуху и  подражанию, т.к. ребенок не может  придумывать слова и открывать  их смысл самому себе. Что касается подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция взрослых на его попытки  заговорить.

В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида таких ошибок — это  расширение и сужение значений слов, что связано со спецификой понятий  ребенка и пониманием слов, которые  они употребляют для их выражения.

В период времени от 3-х  лет происходит становление первых отношений

между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые  эмоции, страхи. Страхи 8-12тимесячного  ребенка чаще всего связаны с  расставанием с близкими людьми, с  незнакомым социальным окружением, с  новой обстановкой. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою собственную маму в незнакомом внешнем  облике. Наиболее выраженными страхи бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции, оберегающей  ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.

Информация о работе Влияние семьи на становление личности