Влияние сми на формирование общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

В связи с тем, что общественное мнение формируется благодаря суждениям, убеждениям, слухам, сплетням, заблуждениям, а так же с помощью мнений людей, признанных авторитетными и компетентными в этом обществе. Поимо этого на общественное мнение может оказывать давление государство благодаря цензуре, пропаганде и идеологии. А всю эту информацию нужно донести до масс и это происходит благодаря СМИ. Телевиденье, радиовещание, пресса и интернет – вот основные способы донесения информации. И следовательно в наше время

Содержание работы

-Введение
-Первый параграф «СМИ в современном Российском обществе»
Определение СМИ
Роль СМИ
Функции СМИ
Краткая характеристика различных видов СМИ
Этапы формирования СМИ в РФ
- Второй параграф: «Общественное мнение, как специфический социальный институт»
Анализ различных понятий общественного мнения
Способы рассмотрения общественного мнения
Функции общественного мнения
- Третий параграф «Приемы СМИ для формирования общественного мнения»
Анализ понятия «манипуляция»
Способы манипуляции, используемые в СМИ, их характеристика
-Заключение.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 102.01 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Философский факультет

Кафедра социологии

 

 

 

 

Фендель Виктор Евгеньевич

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Курсовая работа

 

 

Научный руководитель

канд. Философ. наук, доцент

«___________» Иванова В.С.

«_____»__________2012 г.

Студент группы № 1213

__________В.Е.Фендель

 

 

 

Томск 2012

Структура курсовой работы

-Введение

-Первый параграф «СМИ  в современном Российском обществе»

  • Определение СМИ
  • Роль СМИ
  • Функции СМИ
  • Краткая характеристика различных видов СМИ
  • Этапы формирования СМИ в РФ

- Второй параграф: «Общественное  мнение, как специфический социальный  институт»

  • Анализ различных понятий общественного мнения
  • Способы рассмотрения общественного мнения
  • Функции общественного мнения

- Третий параграф «Приемы  СМИ для формирования общественного  мнения»

  • Анализ понятия «манипуляция»
  • Способы манипуляции, используемые в СМИ, их характеристика

-Заключение.

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня огромное количество гуманитарных и социальных наук (около 70 основных и прикладных) изучают средства массовой информации. У каждой из этих наук свой подход, свои методы и цели изучения. Что же изучает социология в СМИ? Предметами социологии СМИ являются социальные аспекты функционирования СМИ. В первую очередь рассматриваются: место СМИ в системе социальных коммуникаций, специфика функций для различных субъектов и результаты воздействия СМИ на массы.

В связи с тем, что общественное мнение формируется благодаря суждениям, убеждениям, слухам, сплетням, заблуждениям, а так же с помощью мнений людей, признанных авторитетными и компетентными  в этом обществе. Поимо этого на общественное мнение может оказывать давление государство благодаря цензуре, пропаганде и идеологии. А всю эту информацию нужно донести до масс и это происходит благодаря СМИ. Телевиденье, радиовещание, пресса и интернет – вот основные способы донесения информации.  И следовательно в наше время СМИ являются не только способом передачи информации, но и способом навязывания ценностей, контр ценностей, а так же способом манипулирования обществом.

 Более того СМИ могут корректировать информацию по своему усмотрению. В качестве примера манипуляции общественным мнением можно привести недавнюю «утку» появившуюся в интернете о том, что планируется ввести платное среднее образование. Цель данной манипуляции – самая очевидная: посеять недоверие к правящей партии в преддверии выборов в государственную думу. Это легко можно заметить сразу же по первому предложению статьи: «Государственная дума Российской Федерации, благодаря единогласному голосованию партии «Единая Россия», приняла закон, согласно которому с 1 сентября 2011 года среднее образование в России станет платным». Результат манипуляции: резонанс в российском обществе данная новость произвела огромный и смогла вызвать недовольство граждан.

 Люди, не боящиеся «спирали молчания» в нашей стране - успешно используют интернет ресурсы, для распространения своих убеждений и оценок действительности, в результате чего они набирают единомышленников в свои ряды. И чем больше их становится, тем сильнее они влияют на общественное сознание. Так, например, результаты социологического моделирования выявили, что если 10% людей придерживается одного и того же взгляда на проблему, то этого будет достаточно для того чтобы их поддержала и большая часть общества. И, если 43% взрослых пользуются интернетом (по данным на 17.03.2011), то можно предположить, что если треть этой аудитории  попадет под влияние одной идеологии, присутствующей в интернете, то число последователей  взглядов начнет расти в геометрической прогрессии. Конечно, не стоит забывать о влиянии телевиденья и печатных изданий, благодаря которым государство все еще очень сильно может влиять из-за цензуры и пропаганды. Не смотря на то, что все больше населения попадает в «мировую паутину», аудитория печатных изданий радио и телевиденья, на данный момент, - составляет более значительную часть населения России.

Проблема курсовой работы заключается в вопросах: «Каким образом средства массовой информации влияют на общественное мнение?», «Можно ли сказать, что манипулирование общественным мнением при помощи СМИ является самым действенным из видов манипуляции?», а так же мы ответим на вопрос «Какие способы манипуляции СМИ существуют»

Объект: СМИ как фактор формирования общественного мнения.

Предмет: воздействие СМИ на формирование общественного мнения.

Цель  исследования: проанализировать теории влияния СМИ на формирование общественного мнения

Задачи  исследования:

1. Раскрыть понятия СМИ и общественное мнение.

2. Описать роль СМИ в процессе формирования общественного мнения.

3. Охарактеризовать основные манипулятивные средства СМИ.

 

СМИ в современном  российском обществе

Тщательный анализ психологического портрета общества облегчает, а порой  – доводит до совершенства процесс  манипулирования общественным сознанием. Манипулирование – главная  цель воздействия СМИ на общество и  именно с ним неразрывно связано  конструирование социального мира. В качестве примера манипуляции  общественным сознанием можно привести недавнюю «утку» появившуюся в интернете  о том, что планируется ввести платное среднее образование. Цель данной манипуляции – самая очевидная: посеять недоверие к правящей партии в преддверии выборов в  государственную думу. Это легко  можно заметить сразу же по первому  предложению статьи: «Государственная дума Российской Федерации, благодаря  единогласному голосованию партии «Единая Россия», приняла закон, согласно которому с 1 сентября 2011 года среднее образование в России станет платным». Как можно было заметить: резонанс в российском обществе данная новость произвела огромный и смогла вызвать недовольство граждан  властью и следовательно манипуляция прошла успешна.

Информирование играет немаловажную роль для общества. В условиях быстро меняющейся социальной действительности человек фильтрует информацию при помощи установок, стереотипов и привычек и делит ее на нужную, потенциально полезную и ненужную. Исключение ненужной информации включает в себя  отказ от восприятия, искажение её, забывание. Но, в свою очередь, поступающая информация может менять эти установки. В связи с этим влияние на человека и общество в целом оказывает даже информативная функция СМИ.

В современном обществе основной ролью СМИ несомненно является роль средства манипуляции. СМИ навязывают человеку идею глобализации. Очевидно, что влияние СМИ на общество очень велико.

Каждая страна имеет свою историю, культуру. Кроме того в каждой стране индивидуальная «политика СМИ». Само собой Россия не является исключением, поэтому процесс становления СМИ в российском обществе имеет свои особенности, связанные с историей становления современной России. Эти особенности в первую очередь связаны с коммунистической эпохой, когда, СМИ не были озабочены проблемой обратной связи», но с тех пор СМИ изменились до неузнаваемости. Весь путь становления российских масс-медиа А. Шатров делит на несколько этапов:

Первый этап — «перестроечный»  — характеризуется популярностью так называемых демократических СМИ. В условиях демонтажа государственных, политических и социальный структур СССР, развала однопартийной системы, разочарования людских масс в тоталитарном социализме и идеологической монополии марксизма-ленинизма это было одним из необходимых условий формирования общественного мнения. Наиболее показательный пример того времени — «Московский комсомолец», на сегодня переросший в информационную империю с дочерними проектами как в России, так и в США и Израиле. Возникшие в тот период так называемые национально-патриотические издания успешно вписывались именно в процесс становления «демократических» СМИ, став его декоративной составляющей. Ни одно из них так и не смогло переступить черту маргинальности.

 

       Второй  этап (первая половина 90-х годов) — обозначается как «ельцинский» — в нем происходит процесс отмирания большинства так называемых свободных СМИ, а так же переход большей части СМИ в руки крупных группировок. Именно через эти СМИ проходит вся социальная коммуникация в паре «власть — народ». Таким образом, этот этап характеризуется подчинением СМИ групповым интересам. В это же время появляются такие проекты, как «Коммерсант», «Независимая газета» и другие.

Третий этап — «олигархический». Точка его отсчета — президентские  выборы 1996 г., когда был заключен «пакт о дружбе и согласии»  между высшей исполнительной властью  и представителями крупного российского  капитала. Этот этап отмечен контролем  олигархии над СМИ с попытками шантажа власти, информационными войнами и т.д.1

Далее стоит отметить функции  СМИ. Так, например Е.П. Прохоров выделяет 6 функций СМИ:

Первая - коммуникативная функция (исходная функция журналистики) включающая в себя общение, налаживание контакта. Вторая - непосредственно-организаторская функция, раскрывающая СМИ как «четвертую ветвь власти». Третья - идеологическая (социально-ориентирующая) – отвечающая за оказание влияния на мировоззрение и ценностные ориентации аудитории, на людское самосознание, их идеалы и стремления. Четвертой функцией по  Прохорову является культурно-образовательная функция, связанная, по мнению автора, с участием в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека. Кроме того он говорит о рекламно-справочной функции, связанной с удовлетворением запросов связанных с увлечениями разных слоев аудитории (автомобили, туризм, история, и т.д. и т.п.). И, наконец, шестая функция – рекреативная, включающая в себя развлечения, получение удовольствия, снятие напряжения. 2

Конечно, помимо такого разделения функций СМИ существует еще множество вариантов других вариантов, например С. Г. Корконосенко выделяет сферы жизни общества, в которых СМИ проявляют себя. Этих сфер 4 и в каждой из них СМИ играет свою социальную роль: первая сфера – экономическая и роль СМИ в ней – производственно экономическая. СМИ. Вторая сфера – политическая, роль СМИ – регулирующая. Далее Корконосенко говорит о духовно - идеологической сфере в которой СМИ играет духовно – идеологическую роль и выполняет функции по воспитанию и образованию общества. И последней сферой автор выделяет социальную сферу, в которой СМИ играет информационно – коммуникативную роль.3

Посмотрев на эти теории о выделения функций СМИ, можно  сказать, что они очень похожи за тем исключением, что Прохоров выделяет функцию рекламы. Кроме  этих 2 теорий существует еще огромное множество различных теорий, которые  в большинстве своем выделяют те же самые функции, лишь в другом контексте.

Помимо функций СМИ  стоит поговорить о подсистемах  СМИ. На сегодняшний день существует четыре таких подсистемы: печать, радио, телевидение и интернет, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свои функций журналистики на основе своих особенностей.

Печать (газеты, журналы, еженедельники, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Напечатанная продукция несет информацию в виде буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительных форм, которые воспринимаются читателем без помощи каких-либо дополнительных средств. Из за этого появляются свойства, характеризующие взаимоотношения прессы и аудитории:

Во-первых, читатель может снова и снова обращаться к информации, содержащейся в напечатанном издании по мере необходимости. Во-вторых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всеми сообщениями, включенными в номер или книгу. Это способствует составлению общего взгляда на номер впечатление о содержании выпуска и дает волю читателю выбирать, какую часть выпуска читать (в отличие от телевиденья или радио, где получатель информации, зависит от того, как построена программа той или иной передачи). В-третьих, можно отложить чтение выпуска на более удобное время или для более удобного места. Пожалуй, это все преимущества печатных изданий по сравнению с телевиденьем и радио.

Однако пресса обладает и  рядом недостатков. Так, например время  печати и доставки публикаций намного  превышает время донесения информации путем радио, телевиденья или  интернета, ведь даже с самыми современными печатными устройствами экстренные газеты крайне сложно выпускать даже раз в день к тому же доставлять их за пределы города, а уж тем  более региона или страны.

Вторым из появившихся СМИ является радио. Главной его особенностью является передача только звукового сообщения без визуального сопровождения. И, как следствие носителем информации является звук в полной своей мере. Паузы, интонация, скорость чтения той или иной информации – все приобретает более важную роль по отношению к ситуациям, когда есть визуальный контакт. При помощи радио можно мгновенно передавать информацию на огромные расстояния с небольшой задержкой во времени и это несомненный плюс по отношению к прессе.

Информация о работе Влияние сми на формирование общественного мнения