Влияние СМИ на молодежь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции …
Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ. С годами увеличивается напор в «трубах средств массовой информации», потому ее стает все больше и больше. Таким образом, естественно, возрастает информационное влияние.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . .стр.3
1.Социология СМИ, как специальная отрасль социологического знания . . . . . . . . . . . . .стр.4-5
1.1 История возникновения и развитие социологии СМИ. Основные направления исследований. . . . . . . . .стр.5-7
2. Роль СМИ в формировании образа жизни молодёжи . . . .стр.8-9
2.1 Характер влияния СМИ на молодёжное поведение . . .стр.9-11
2.2 Воздействие телевидения.. . . . . . . стр.11-13
3. Заключение . . . . . . . . . . стр.14
Список литературы . . . . . . . . . . стр.15

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение   .      .        .        .        .        .        .        .        .        .        .стр.3

1.Социология  СМИ, как специальная отрасль  социологического знания .         .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .стр.4-5

1.1 История  возникновения и развитие социологии  СМИ. Основные направления исследований.         .        .        .        .        .        .        .        .стр.5-7

2. Роль  СМИ в формировании образа  жизни молодёжи . .   .    .стр.8-9

2.1 Характер  влияния СМИ на молодёжное  поведение .  .   .стр.9-11

2.2  Воздействие телевидения..   .        .        .        .        .        . стр.11-13

3. Заключение .                .        .        .        .        .        .        .        .        . стр.14

Список  литературы .      .        .        .        .        .        .        .        .        . стр.15

Введение

Живя  в современном мире, мы постоянно  сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции …

Как сильно изменился мир! И эти изменения  непосредственно связаны с работой  СМИ. С годами увеличивается напор  в «трубах средств массовой информации», потому ее стает все больше и больше. Таким образом, естественно, возрастает информационное  влияние.

Но  какую роль СМИ занимают в жизни  современного человека?  Какой характер имеет влияние СМИ на образ жизни людей, на их поведенческие стереотипы, привычки и т.д.? И, вообще, существует ли это влияние? 

Я считаю, что проблема влияния средств  массовой информации на поведение молодёжи – очень актуальна в нашем  современном обществе.

Но  в нашей работе мы остановимся  на влиянии СМИ на поведение молодежи, так как мы считаем, что именно молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тонус общественному развитию. 

Молодежь  – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию  разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём  мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт.

Но  задумывались ли  мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают?   Именно этот вопрос  я хотел бы проследить в своей курсовой работе.

1.Социология СМИ, как специальная  отрасль социологического знания

Основное  развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях

В теории коммуникации 50-60-х годов происходит "психологизация" коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как человеческая коммуникация. Формируется отрасль дисциплины, известная ныне как межличностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления вносят: Грегори Бейтсон и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group во главе с психотерапевтом Полем Вацлавиком. В их подходах коммуникация рассматривается прежде всего каквзаимодействие. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками.

Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется расширением системного подхода к анализу коммуникации.Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.

Теоретики, разделяющие взгляд на коммуникацию как на социальный процесс, относят  себя к различным исследовательским  школам и направлениям в области  коммуникации. Представительство этих школ и направлений сегодня подавляюще широко: теория систем, социальный конструкционизм, социальный конструктивизм, критическая теория,  культурология, постмодернизм, символический интеракционизм и др. Наиболее важные положения, разделяемые этими школами во взглядах на процесс человеческой коммуникации, можно обобщить следующим образом:

1.Коммуникация - это основной социальный процесс сотворения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей

2. Генерирование смысла: как социальные смыслы создаются. Коммуникация - не просто процесс обмена информацией, это процесс создания некой общности, в котором мы осмысливаем информацию и соотносим наши смыслы со смыслами наших коммуникативных партнеров, создавая таким образом определенную степень взаимопонимания.  

3. Роль контекста в коммуникации, культура как наиболее общий контекст. Коммуникативные процессы протекают и приобретают для нас тот или иной смысл лишь в определенном контексте. 

4. Восприятие своего "я" как социально-культурный конструкт. Коммуникация - процесс, в котором мы конструируем не только свою социальную реальность, но и свое собственное "я".

5. Символическая природа коммуникации. Коммуникация - процесс создания общих смыслов посредством использования символов, среди которых первоочередная роль принадлежит языку. 

6. Взаимовлияние исследователя и исследуемой им коммуникативной практики  Сторонники социальных подходов разделяют положение о том, что коммуникативная теория - это "практическая теория и что коммуникация - это "практическая дисциплина" [3]

Рассмотрев основные направления исследований СМИ и  основные вехи развития этого социального института, мы переходим к рассмотрению непосредственно роли СМИ в формировании образа жизни молодежи.

1.1 История  возникновения и развитие социологии  СМИ. Основные направления исследований

Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях

В теории коммуникации 50-60-х годов происходит "психологизация" коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как человеческая коммуникация. Формируется отрасль дисциплины, известная ныне как межличностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления вносят: Грегори Бейтсон и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group во главе с психотерапевтом Полем Вацлавиком. В их подходах коммуникация рассматривается прежде всего каквзаимодействие. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками.

Следующий этап в  становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется расширением системного подхода к анализу коммуникации.Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.

Теоретики, разделяющие  взгляд на коммуникацию как на социальный процесс, относят себя к различным  исследовательским школам и направлениям в области коммуникации. Представительство  этих школ и направлений сегодня  подавляюще широко: теория систем, социальный конструкционизм, социальный конструктивизм, критическая теория,  культурология, постмодернизм, символический интеракционизм и др. Наиболее важные положения, разделяемые этими школами во взглядах на процесс человеческой коммуникации, можно обобщить следующим образом:

1.Коммуникация - это основной социальный процесс сотворения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей

2. Генерирование смысла: как социальные смыслы создаются. Коммуникация - не просто процесс обмена информацией, это процесс создания некой общности, в котором мы осмысливаем информацию и соотносим наши смыслы со смыслами наших коммуникативных партнеров, создавая таким образом определенную степень взаимопонимания.  

3. Роль контекста в коммуникации, культура как наиболее общий контекст. Коммуникативные процессы протекают и приобретают для нас тот или иной смысл лишь в определенном контексте. 

4. Восприятие своего "я" как социально-культурный конструкт. Коммуникация - процесс, в котором мы конструируем не только свою социальную реальность, но и свое собственное "я".

5. Символическая природа коммуникации. Коммуникация - процесс создания общих смыслов посредством использования символов, среди которых первоочередная роль принадлежит языку. 

6. Взаимовлияние исследователя и исследуемой им коммуникативной практики  Сторонники социальных подходов разделяют положение о том, что коммуникативная теория - это "практическая теория и что коммуникация - это "практическая дисциплина" [3]

Рассмотрев основные направления исследований СМИ и основные вехи развития этого социального института, мы переходим к рассмотрению непосредственно роли СМИ в формировании образа жизни молодежи.

<b> </b>

<b> </b>

<b> </b>

<b>2. Роль СМИ в формировании образа жизни молодёжи</b>

Средства  массовой информации оказывают большое  влияние на формирование образа жизни  молодежи. Это влияние распространяется как непосредственно через СМИ  на личность молодого человека, так  и опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых СМИ, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы СМИ.

Средства  массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни молодого человека: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта и пр. (Немного позже  мы подробнее рассмотрим характер влияния СМИ на молодежь, а именно в разделе 2.1)

Существует  мнение, о том, что не следует преувеличивать роль СМИ в формировании образа жизни  молодежи, списывая все существующие в молодежной среде проблемы на счет “тлетворного влияния запада” и комерционализации радио, телевидения и прессы. В советские времена, когда в СМИ не было абсолютно никакой рекламы, а цензура не пропускала ничего, что могло бы отрицательно сказаться на личности или образе жизни молодого человека, в Украине имели место такие явления как курение, пьянство, и беспорядочные половые связи. То есть не только СМИ сегодня ведут к тому, что значительная часть населения ведет нездоровый образ жизни.  В тоже время роль СМИ в формировании образа жизни нельзя недооценивать. Однако нельзя не отметить, что именно в последнее десятилетие огромные средства, вкладываемые международными и украинскими корпорациями в рекламу сигарет и алкогольных напитков, не идут ни в какое сравнение с финансированием программ, статей, передач, посвященных формированию здорового образа жизни молодежи. [4]  

Теперь  мы в плотную подошли к следующему очень важному вопросу:

какой характер имеет воздействие СМИ  на поведение молодежи. 

 

2.1 Характер влияния СМИ на  молодежное поведение 

Если  говорить о характере влияния  СМИ на молодежь, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ может производить  как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким  образом средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали. Давайте проследим характер этого влияния на примере такого СМИ как телевидение.

Информация о работе Влияние СМИ на молодежь