Влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Объект: социализация подростков;
Предмет: влияние стереотипов пола на успешность социализации подростков;
Цель исследования: изучить влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков;
Задачи:
1. изучить особенности процесса социализации подростков;
2. проанализировать влияние стереотипов пола на процесс успешной социализации подростков;
3. провести исследование по выявлению у подростков усвоенных гендерных ценностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………
1.1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ………………………………………
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИЗАЦИИ И МАСКУЛИНИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………..
1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………………………
1.4. ВЛИЯНИЕ ПОЛО-РОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИА-
ЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ………………………………………………
2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………..
2.2. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………….
2.3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПА ПОЛА НА УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................

3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………

5

          1.1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ………………………………………

5

          1.2. ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИЗАЦИИ И МАСКУЛИНИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………..

9

          1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………………………

13

           1.4. ВЛИЯНИЕ ПОЛО-РОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИА-

ЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….

19

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ………………………………………………

25

           2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………..

25

           2.2. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………….

29

           2.3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ……………………

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..

34

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………………

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу наиболее запутанных, пренебрегаемых, а в большинстве  случаев и вовсе запретных  тем. Следует отметить, что половое  воспитание является частью общего воспитания человека, необходимого для формирования устойчивых семейно – брачных отношений, сексуальной ориентации, но отличается большей неопределенностью из-за закрытости данного вопроса. Если другие направления воспитания более или менее четко выражены и могут корректироваться родителями и школой с помощью собственного примера или совета, то многое, что касается просвещения подростка относительно сексуальных отношений между взрослыми, считается нарушением морально – этических норм общества.

Родители и школа стараются  обходить данную тему, несмотря на то, что разъяснение вопросов касающихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной направлено на воспитание социально здоровой зрелой личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, способной к созданию собственной семьи, осознающей свою половую принадлежность и принимающую ее. В результате подросток, не имея возможности обсудить данную тему, получает необходимую информацию посредством наблюдения за родителями, из СМИ и от сверстников, что ведет к формированию половых стереотипов. На сегодняшний день ситуация стала более острой, что связано со снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет). Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, в то время как эмоциональное созревание замедляется.

Однако политика замалчивания относительно данной темы не прекращается. Несмотря на рост добрачных отношений, на интерес  ребенка к самому себе и своему развитию, родители, считая, что озвучивание тем, касающихся взаимоотношений между мужчинами и женщинами, приведет к его сексуальному раскрепощению, отрицательно настроены к любому упоминанию в присутствии ребенка вопросов касающихся половой жизни. Итогом подобного поведения является стремительный рост внебрачных детей, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, отсутствие ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни в качестве отца или матери. [2, 7, 10, 11]

 

Объект: социализация подростков;

Предмет: влияние стереотипов пола на успешность социализации подростков;

Цель исследования: изучить влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков;

Задачи:

    1. изучить особенности процесса социализации подростков;
    2. проанализировать влияние стереотипов пола на процесс успешной социализации подростков;
    3. провести исследование по выявлению у подростков усвоенных гендерных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Обзор литературы

1.1. Гендер: понятие и сущность

Одними из первых вопросы различий между представителями разного пола осветили в своих сочинениях древнегреческие мыслители. К первым «гендерным исследованиям» этой эпохи традиционно относят Платона Афинского и Аристотеля Стагирита (Бендас, 2009). Платон, считающийся автором понятия «андрогин», проповедовал идею равноправия полов, в то время как Аристотель, сравнивая отношения между мужчиной и женщиной с отношениями господина и раба, также «соотносил женское начало с пассивной, покорной материей, а мужское – с активной властвующей формой».

 В Средневековье развитие взглядов на природу мужского и женского характеризовалось тем, что « базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо-физиологические особенности» (Воронцов, 2009, стр.9).

Изменения в данную концепцию понимания  различий между мужчиной и женщиной были внесены в эпоху Возрождения. В результате бурного развития естественных наук однополая модель человека была отвергнута, уступив место двуполой. Психологические и социальные различия между представителями разного пола объяснялись теперь спецификой анатомического строения мужского и женского организма (Воронцов, 2009)

В конце19 – начале 20 века под влиянием распространяющихся идей феминизма утверждение о биологической обусловленности психических различий между мужчиной и женщиной было подвергнуто жёсткой критике. Женщинами-учёными начали активно проводиться исследования, признавшие природный характер отличий между представителями разного пола.

К 70-м годам двадцатого столетия проблематика различий между мужчинами  и женщинами заметно усложнилась. Потребовался ряд терминологических  уточнений. Для того, чтобы разграничить чисто биологические и социально обусловленные различия между представителями разного пола, в социальные науки был введён заимствованный из грамматики термин «гендер».

Ряд исследователей утверждает, что  понятие гендера введено в  психологию и прочие общественные науки  Р. Столлером в 1968 году (Воронцов,2009; Гусева 2007). Однако И.С. Кон пишет о том, что первооткрывателем этого термина в современном его значении был сексолог Джон мани (1953 г.), желавший при описании сексуальных расстройств разграничить между собой биологический и социальный пол.

Достаточно часто гендер трактуется как социальный пол (Бендас, 2009). При этом ряд исследователей предлагают расширенное определение гендера, понимая его как модель общественных отношений и социально детерминированные роли мужчин и женщин.

Гендерная психология – это дисциплина, изучающая то, чем отличаются и в чём схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как относятся друг к другу.

Как известно разные дисциплины используют понятие «гендера» в разных значениях, например: в психологии гендер (gender) – это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». А поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на такие гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».

В гендерологии гендер – это социальный пол, специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин и взаимоотношения между ними.

С момента введения в психологию термина «гендер» возникла настоятельная потребность разграничения этого понятия с существовавшими ранее понятиями «пол» и «половая роль».

Предполагается, что половую роль можно отличить от гендера по следующим  критериям:

  • Степень жёсткости и устойчивости (половая роль – более гибкое понятие: в социуме возможен отказ от своей половой роли, в то время как от гендера невозможно отказаться);
  • Статичность/динамичность (гендер – процессуальная характеристика, отражающая деятельность по созданию образцов мужского и женского поведения, а половая роль – образец поведения, ожидаемого от представителя того или иного пола – результат этого процесса);
  • Отношения между представителями противоположных гендерных/поло-ролевых статусов (половые роли взаимодополняющие по своей сути, в то время как различные гендерные статусы предполагают отношения неравенства) (Малышева, 2008)

Относительно вопроса разграничения  понятий «пол» и «гендер» существует намного больше разногласий. Ряд  учёных употребляют данные термины  как синонимы, в то время как другие исследователи стремятся найти тонкую грань между исследуемыми понятиями.

С момента введения категории  «гендер» в тезаурус общественных наук возникли серьёзные разногласия в определении этого термина. Для внесения некоторой ясности в используемой терминологии выделяют 3 основные гендерные теории.

Гендерные теории:

    1. теория социального конструирования гендера строится на двух постулатах:
    • гендер конструируется посредством гендерной социализации, которая включает освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов, а также воздействие самого общества и социальной среды на процесс усвоения норм, включающих контроль и санкции в отношениях индивида;
    • гендер конструируется и самим индивидом – на уровне сознания (гендерная идентификация – принятие заданных обществом норм и ролей и подстраиванием под них).

Отождествляя себя с определённым полом, освоение соответствующих ему  форм поведения и формирование личностных характеристик – это становление гендерной идентичности (Бендас, 2009).

Гендерная идентичность – осознание себя, связанное с культурными определениями мужественности и женственности и усвоением гендерных стереотипов – неизменных общепринятых установок о поведении мужчин и женщин, сложившихся в культуре, которые следуют без размышлений.

В её изучении выделяют 4 этапа:

  1. начало 20 века – наивное житейское представление о том, какой должна быть женщина;
  2. психоаналитический (1920-е гг.) – здоровая гендерная идентичность связывалась с фемининными качествами у женщин (зависимостью, подчинённостью, низкой самооценкой) и маскулинными – у мужчин (уверенностью в себе и стремлением к власти); подчёркивалась роль в формировании здоровой идентичности обоих полов;
  3. 70-е – 80-е гг. 20 века – привлечение идеи андрогинии для объяснения различных вариаций гендерной идентичности;
  4. Последние несколько лет – разочарование в идее андрогинии и предпочтение маскулинных характеристик как обеспечивающих успех и психологическое благополучие индивида.
  1. гендер как стратификационная категория – гендер рассматривается в совокупности с другими стратификационными категориями (класс, раса, национальность, возраст);
  1. понимание гендера как культурного символа – пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпритацию, это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, цвета, добро, зло и т.д.) ассоциируются с мужским (маскулинным) и женским (феминным) началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского» (ин и янь).

Исследователи-психологи чаще всего  понимают гендер в контексте первого  из вышеназванных. Однако при этом определения  гендера, предлагаемые различными авторами, существенно отличаются друг от друга.

Таким образом, гендер является самостоятельной психологической категорией, обладающей собственной спецификой и потому несводимой к таким понятиям, как «пол» и «половая роль». Однако на сегодняшний день критерии различения данных терминов достаточно диффузны и недифференцированы, что свидетельствует о необходимости проведения дальнейших исследований, посвящённых данной проблематике.

Гендер – понятие, рассматриваемое современной социологией как противоположное понятию биологического пола человека. Отличие состоит в том. Что биологический пол «выдаётся» человеку ещё до рождения, и изменить его невозможно, если только с помощью хирурга. Гендер же – это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам, он может меняться в ходе исторического развития общества. Само понятие «гендер» возникло, когда учёные обнаружили, что биологический пол мало влияет на социальные роли мужчин и женщин. В итоге появилось определение гендера – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. И мужчины, и женщины, живущие в обществе, должны выполнять свои гендерные роли, которые им приписало это общество. Естественно, в разных обществах и роли будут разными. Таким образом, гендер – это социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе (Берн, 2001).

Информация о работе Влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков