Анализ лирического стихотворения Пушкина "Зимнее утро"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы выяснить историю создания стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», а также рассмотреть специфику изобразительно-выразительных средств в стихотворении.
Задачи исследования сводятся к следующему:
рассмотреть краткую биографию, а также творчество А.С. Пушкина;
изучить историю создания стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… …..
Глава 1. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.С. ПУШКИНА…….....4
1.1. Краткая биография А.С. Пушкина……………….....................................4-
1.2. Творчество А.С. Пушкина…………………………………………….....7-1
Глава 2.СТИХОТВРЕНИЕ А.С. ПУШКИНА «ЗИМНЕЕ УТРО».................14
2.1. История создания стихотворения «Зимнее утро»………...................14-16
2.2. Лирика А.С. Пушкина. Природа в стихотворении «Зимнее утро»....16-19
2.3. Анализ стихотворения «Зимнее утро»………………………..….......19-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (по литературе).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

    Раскатистый звук [р]  в первой строфе повторяется четырнадцать раз (“моРоз”, “дРемлешь”, “дРуг”, “пРелестный”, “поРа”, “кРасавица”, “пРоснись”, “откРой”, “взоРы”, “навстРечу”, “севеРной”, “АвРоРы”, “севеРа”). Лирический герой желает разбудить возлюбленную, чтобы поделиться счастьем, которое переполняет его. Неслучайно оба предложения в первой строфе восклицательные.

   Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом. Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна деревенского дома.

22

      Во второй же строфе звуковой состав меняется: завывание вьюги помогают услышать сонорные носовые [л] и [н] в сочетании с гласными. Меняется и эмоциональный настрой: “мутное небо”, “бледное пятно” луны, “тучи мрачные” вызывают печаль героини. Вчерашний хмурый и тоскливый вечер противопоставляется сегодняшнему радостному утру: “Вечор... а нынче... погляди в окно...” Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Но смогли бы мы оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного, печального вечера?                  3-я строфа. В 3-ей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор- анафора ( И ель… И речка…). Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском. Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения! Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки. 

23

   Третья строфа — зимний пейзаж. Русская зима небогата красками, но картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой (“под голубыми небесами”), и чёрный (“прозрачный лес один чернеет”), и зелёный (“ель сквозь иней зеленеет”). Всё сверкает, сияет за окном; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”:

Под голубыми небесами 
Великолепными коврами, 
Блестя на солнце, снег лежит; 
Прозрачный лес один чернеет, 
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит.

А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь. 4-я строфа. Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг. Использует прием аллитерации. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа. 
      И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня? 

24

Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).  
     В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где говорится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера.  
     Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!  
     До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа.  Вслушайтесь в эти строчки:  
Вся комната янтарным блеском  
Озарена. Весёлым треском  

25

Трещит затопленная печь.  
   Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации.  
Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.  
«... предадимся бегу нетерпеливого коня».  
       Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!  
А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня».  
    Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье. 

Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы:

Вся комната янтарным блеском 
26

Озарена.

     Только блеск этот уже не холодный, зимний, а тёплый, золотисто-коричневый, янтарный. В третьей строфе не слышно звуков (наверное, потому что герой стихотворения находится в доме и видит зимний пейзаж из окна), зато в четвёртой строфе мы отчётливо слышим треск затопленной печи. Тавтология “треском трещит” художественно оправдана.

   Однако третья и четвёртая строфы не противопоставлены. Вспоминаются строчки Б.Пастернака, появившиеся через сто с лишним лет после пушкинского стихотворения:

Мело, мело по всей земле 
Во все пределы. 
Свеча горела на столе, 
Свеча горела.

       Здесь мы видим, что зловещий внешний мир противопоставлен светлому миру дома. В пушкинском же стихотворении одинаково прекрасно всё: и великолепная заоконная картина, и уютная домашняя обстановка:

Приятно думать у лежанки. 
Но знаешь, не велеть ли в санки 
Кобылку бурую запречь?

      Жизнь удивительна, потому что в ней есть гармония. Эта мысль

27

выражена уже в первой строке стихотворения. День чудесен благодаря  гармоничному сосуществованию мороза и солнечного тепла, света. Человек не может в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в его жизни никогда не было мрачного, тоскливого вечера; не может ощутить свежести морозного дня, если он никогда не чувствовал тепла затопленной печки, не может испытать счастья пробуждения, если он никогда не был погружён в негу сна. Глаголы повелительного наклонения (“проснись”, “открой”, “явись”, “погляди”) в первой и второй строфах призывают читателя проникнуться всей полнотой жизни. Ощутим гармонию жизни, и тогда мутное небо обязательно превратится в голубые небеса, хлопья снега, кружимые злой вьюгой, станут “великолепными коврами”, одиноко чернеющий “прозрачный лес” снова будет густым, а кобылка бурая перевоплотится в “нетерпеливого коня” [Гинсбург 1981]. 

Лексические, синтаксические особенности стихотворения. 
    Высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…) 
Разговорные, диалектные. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении. Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора. Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым , близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон [Логачёва 2004].

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      

       В заключение данной курсовой работы в соответствии с поставленными целями и задачами мы можем определить, что анализ лирического стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина - необходимый этап в познании творчества поэта в целом. Филологический анализ изобразительно-выразительных средств позволяет сделать вывод, что эмоционально-оценочные определения, эпитеты, ассонанс и другие средства художественной речи образуют национальную особенность зимнего пейзажа русской природы.

     «Зимнее утро» Пушкина пронизано оптимизмом, любовью к жизни и ко всем ее проявлениям. Можно сказать, что это, в некоторой степени, философское стихотворение. Оно говорит о единстве всего живого – человека и природы, о существовании их по единым, вселенским, законам.

Проделанная исследовательская работа имеет немалое значение, но стоит отметить, что для полноты доказанности нашего исследования стоит рассмотреть еще несколько источников.

Мы считаем, что данная работа, не исчерпала свою актуальность, и в  этой области можно провести еще множество исследований.

 

 

 

29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.  Лотман Ю.А. Александр Сергеевич Пушкин./Текст/ -Л.:1981.

 

  1. Коровина И.Я. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. /Текст/- М.: 1998.

 

  1. Аношкина И.Н., Громова Л.Д. История русской литературы XIX века: 1800- 1830-е годы. часть 1. /Текст/ – М.: 2001.

 

  1. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. /Текст/ – М.:1999.

 

  1. Руденко И. Перечитаем заново. /Текст/- Магнитогорск, №2, 2004.

 

  1. Логачёва О. Я иду на урок. /Текст/- М.:2004.

 

  1. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. /Текст/- М.:1977.

 

  1. Гинсбург Л. Частное и общее в лирическом стихотворении. /Текст/ - М.: 1981. 

 

  1. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов. /Текст/ - М.: 1974.

 

  1.  http//festival.1september.ru/articles/5…

 

  1.  http://tineydgers.at.ua

 

  1.  http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_7kl_Metod/5.html

 

  1.  http://stavcur.ru/stihi/analizy/Pushkin/33.htm

 

  1.  http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

30


Информация о работе Анализ лирического стихотворения Пушкина "Зимнее утро"