Анализ пьесы "Гроза"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:12, доклад

Описание работы

Город Калинов - место действия пьесы «Гроза». Этот городок располагается на высоком берегу реки Волги, откуда открываются взгляду бесконечные российские просторы и безграничные дали.
Превосходные картины волжского пейзажа органично впесались в структуру пьесы. В городе Калинове высочайшие заборы, ворота с крепкими засовами. Также там есть общественный сад с беседками, где раскрывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка.

Файлы: 1 файл

сочинение.docx

— 19.19 Кб (Скачать файл)

          Город Калинов - место действия пьесы «Гроза». Этот городок располагается на высоком  берегу реки Волги, откуда открываются взгляду бесконечные российские просторы и безграничные дали.

Превосходные  картины волжского пейзажа органично впесались в структуру пьесы. В городе Калинове высочайшие заборы, ворота с крепкими засовами.      Также там есть общественный сад с беседками, где раскрывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка.

          Жители Калинова ведут сонное, размеренное существование. Источниками новостей  являются странницы. Основой всех взаимоотношений жителей Калинова стала материальная зависимость.

          Ярчайшим образным выражением проявления грубости и вражды, становится самодур Савел Прокофьич Дикой. Наделенный необузданным нравом, он запугал всех своих домашних, постоянно терроризирует своего племянника Бориса. Издевается он так же и над другими жителями города Калинов. Брань, ругань по абсолютно любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его истинная натура, его характер, — смысл всей его жизни.

          Еще одним  олицетворением «жестоких нравов» города стала Марфа Игнатьевна Кабанова. Она твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Марфа Игнатьевна не ругается так как Дикой. Она имеет свои действующие методы устрашения, въедливо, «как ржа железо», «точит» всех своих близких.

          Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как, лживая и наглая странница - попрошайка Феклуша. Она «странствует» по городам, собирая нелепые рассказы и крайне фантастические истории, благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова, а так же в подобных ему городках. Феклуша выполняет свою миссию совсем не бескорыстно: тут накормят, здесь напоят, там одарят.

          Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня — представители старшего поколения — являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей древней культурой, своими традициями, эти персонажи никакого отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих и парализующих волю, есть жители и молодого поколения.

          Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от природы незлобным, тихим нравом. В нем присутствует и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают все его положительные качества. Он привык беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но крайне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

          Борис - племянник Дикого. По своему характеру Борис слаб и жалок, как и Тихон. Единственное его отличие от мужа Катерины – образованность.

Борис не принадлежит к миру калиновцев по рождению и воспитанию, он не похож на других жителей города обликом и манерами. Однако он «взят в плен Калиновом» признал над собой его законы. Он прекрасно понимает, что Дикой не отдаст ему бабушкиного наследства, но подчиняется дяде.

          Роль Бориса в композиции произведения несомненно очень важна. Это один из сюжетообразующих персонажей. Борис – предмет греховной страсти Катерины. Герой не испытывает такого глубокого, сильного чувства к главной героине, как она к нему. Он решается на встречу с Катериной, хотя понимает, что этим  губит молодую женщину.

          Когда Дикой отсылает Бориса из Калинова, тот оставляет Катерину без особых угрызений совести. Он сильно расстроен, но не более того.

          Веселая и жизнерадостная Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона — жизненно полнокровный образ, но от нее веет духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и заканчивая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Она сумела приспособиться, научилась хитрить, чтобы не подчиняться своей матери.     Таков и ее протест — побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет «легко» абсолютно ни о чем не задумываясь. Варвара живет руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она на примитивном бытовом уровне выразила свой протест, но в итоге все равно живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.

          Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует абсолютно всем бедным, крайне озабочен вопросом об улучшения жизни людей. Он противник всяческих суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, но своих собственных знаний у него совсем недостаточно.

         Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает им покориться.

          Из всех действующих лиц одна Катерина — натура поэтическая — устремлена в будущее. Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой своей собственной жизни, что приближается конец «темного царства».

          Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире маленького провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», вера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.

          Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит разнообразные способы примириться с ними.

          Таким образом, Островский в своем произведении создает образ вполне традиционного для первой половины XIX века города. Показывает это автор глазами обитателей города. Из характеристики героев становиться понятно их отношение к городу. Образ Калинова является собирательным, автор хорошо знал купечество и обстановку, в которой оно развивалось в те времена. Так с помощью разных точек зрения героев данного произведения автор создает полноценную картину уездного купеческого города.


Информация о работе Анализ пьесы "Гроза"