Анализ повести Б.Васильева "Завтра была война"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:25, доклад

Описание работы

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.
Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Файлы: 1 файл

сочинение.docx

— 16.63 Кб (Скачать файл)

Анализ  повести 

Б. Л. Васильева «Завтра  была война» 

     Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра  была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала  одним из самых лучших и известных  в нашей стране произведений о  периоде Великой Отечественной  войны.

В своей  повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

 Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

       Повесть начинается прологом  и заканчивается эпилогом. Через  пролог Васильев вводит читателя  в мир своих воспоминаний о  юности, знакомит со своими бывшими  одноклассниками и учителями,  со школой и родителями и  тому подобное. Одновременно писатель  как бы размышляет, обдумывая  и переоценивая все, что произошло  с ним сорок лет назад. 

     Эпилог  подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

       Автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой события начала и финала происходят в одном и том же месте.

       В центре повествования оказываются  несколько одноклассников. Искра  Полякова — бойкая и целеустремленная  девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор  стенгазеты. Подруги всегда идут  к ней за советом, и для  всех у Искры есть точный  и меткий ответ, решение самых  неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра  сильно меняется, она начинает  сомневаться в тех “истинах”,  которые так старательно внушала  ей мать. То есть Искра постепенно  взрослеет. 

       Зина Коваленко — ветреная  и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все  свои вопросы Зина решает либо  с помощью Искры, либо доверяясь  безошибочной интуиции. Но и она  начинает взрослеть, чувствует,  что нравится мальчикам, и даже  приобретает в конце повести  самостоятельность и рассудительность  Искры. 

  Вика Люберецкая — самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

       Взросление девочек происходит  сначала физически, а затем  морально. Несколько по-другому взрослеют  мальчики, они как бы тянутся  за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

  Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

       В принципе можно сказать, что  инициатором всех этих возрастных  изменений невольно стал новый  директор школы — Николай Григорьевич  Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

       Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

       Велико значение второстепенных  персонажей в повести. Учителя  литературы и директора нельзя  отнести к ним, так как вокруг  их взаимоотношений разворачивается  основной конфликт повести. Второстепенные  персонажи — это родители учеников  и два учителя, не участвующие  в конфликте. Родители, воспитывая  своих детей, создали свою точную  копию, со своими чертами характера,  но все они с пониманием  восприняли взросление своих  детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова —  мать Искры, — “железная”  женщина, привыкшая командовать  дочерью, как подчиненным, встретив  отпор повзрослевшей Искры, смиряется,  поняв, что это должно было  произойти. То же можно сказать  и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь  многих ребят, став их идеалом. 

       Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

       Впрочем, такая идея прослеживается  лишь в основной части повести,  а в прологе и эпилоге появляется  новая идея. Тема пролога и  эпилога — воспоминания автора  о своей молодости. А идея  выражается в том, что запоминается  в жизни только самое прекрасное  — юность. Повесть называется  — “Завтра была война”, но  о войне в ней практически  ничего не сказано, и это  не случайно.

     Война не фигурирует в действии повести, а  как бы вытекает из ее содержания, логически  завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается  в том, что они знали, что война  будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

       И сейчас, через сорок лет, в  поезде, символизирующем жизнь, эти  вечные девятиклассники вспоминают  не войну, не то, как горели  в танке и шли в бой, а  то, что было до этого. 

      


Информация о работе Анализ повести Б.Васильева "Завтра была война"