Анализ произведения «Слово о Полку Игореве»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:50, реферат

Описание работы

«Слово о Полку Игореве» - памятник древнерусской литературы конца ХIIв. «Слово» написано неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича, князя Новгород – Северского, на половцев в 1185г. «Слово о Полку Игореве» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Падает значение Киева как центра русской земли.
В филологической науке «Слово о Полку Игореве» вызывало к жизни массу книг, статей, публикаций.

Файлы: 1 файл

3.Слово о Полку Игореве.docx

— 16.94 Кб (Скачать файл)

«Слово о Полку  Игореве» - памятник древнерусской  литературы конца ХIIв. «Слово» написано неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича, князя Новгород – Северского, на половцев в 1185г. «Слово о Полку Игореве» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Падает значение Киева как центра русской земли.

В филологической науке  «Слово о Полку Игореве» вызывало к жизни массу книг, статей, публикаций.

 «Суть поэмы  – призыв русских князей как  раз перед нашествием татаро-монгольских  полчищ». «Подлинный смысл призыва автора «Слова о Полку Игореве» - пишет Д.С. Лихачев, может быть, заключалась в задаче объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, мобилизировать общественное мнение против феодальных поисков князями личной славы, личной чести и мщения или личных обид. Задачей «Слова о Полку Игореве» было не только военное, но и идейное сплочение русских людей вокруг мысли о единстве русской земли». (Лихачев Д.С. «Слово о Полку Игореве» и культура его времени, Л, 1985г.).

«Слово о полку  Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно  было призывом к прекращению княжеских  усобиц, к объединению перед лицом  страшной внешней опасности. На примере  поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического  разъединения Руси. Автор «Слова»  смотрит в глаза опасности, суровой  действительности, видит перед собой  всю Русь, страдающую от вековых  усобиц и опустошительных набегов  половцев. 

Идея «Слова»  и принцип ее раскрытия определяли авторскую манеру повествования, для  которой характерно стремление оценить  современные события в историческом плане. Автор часто прерывает  свой рассказ экскурсами в прошлое  Руси, сопоставляя былую славу  русских князей и могущества Руси с «невеселой родиной» сегодняшнего дня. С гордостью говорит он о  могуществе старого Владимира, которого нельзя было пригвоздить к горам  Киевским, с горечью вспоминает первые княжеские усобицы, виновника раздоров князя Олега Черниговского.

Автор создает собирательный  образ идейного князя /в «золотом слове» Святослава и обращении автора к русским князьям/ в традициях  стиля монументального историзма. Этот же принцип лежит в основе изображения князей Игоря, Святослава. Изображение князя Всеволода  «Буй-Тура» связано с фольклорными традициями.                                                                                       Героем «Слова» является не единственный персонаж, а вся Русская земля. Автор на первое место ставит не какого-либо князя, а образ Русской земли. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который «повел полки родного края, половецким землям угрожая». Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается «остановить» его. Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря. Описание природы в «Слове» тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя. Автор наделяет птиц и зверей человеческими качествами. Даже река Донец разговаривает с князем. Ярославна обращается к Солнцу, Ветру, Днепру как к живым существам.  

К фольклорной традиции восходят многие образы, картины битвы, бегство Игоря из плена; плач Ярославны  – к народным причитаниям. Стихийная  связь человека с природой, упоминание языческих богов – свидетельство  поэтических воззрений народа этой эпохи. В «Слове» соединились  традиции устного и письменного  творчества, традиции таких жанров древнерусской литературы, как слово  ораторский жанр, повесть, поучение. В  нем слышны отголоски устно-поэтических  жанров: песни плача. Это произведение лирическое и эпическое одновременно. «Слово» свидетельствует о высокой  литературной культуре Руси ХI – ХII вв.

Жанровую природу  «Слова о полку Игореве» определяли по-разному, а именно как песню, поэму, воинскую повесть, былину, ораторскую речь («Слово»). В 1797 году Н.М. Карамзин, сообщая миру об открытии в России нового литературного памятника, говорил о нем как об «отрывке поэмы». Д.С. Лихачев отмечает «Слово о Полку Игореве» очень близко к плачам и словам (песенным прославлениям). «Слово о Полку Игореве» произведение книжное, это видимо, особый род книжной поэзии может быть еще не успевшей оформиться, окончательно сложиться. Этой точки зрения придерживаются большинство современных исследователей, т.к. в нем имеются черты ритмичности, стихотворного строя и другие признаки поэтической организации текста.


Информация о работе Анализ произведения «Слово о Полку Игореве»