Анализ рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Рассказ А.П.Чехова «Ванька» известен всем любителям литературной классики практически со школьной скамьи. Этот рассказ написан в 1886 году уже более сотни лет входит во все школьные учебники по литературе.
О чем же повествует данный рассказ? Кажется, будто он о нелегкой судьбе мальчика.

Файлы: 1 файл

ТЛ _ КР.docx

— 23.26 Кб (Скачать файл)

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Рассказ А.П.Чехова «Ванька» известен всем любителям литературной классики практически со школьной скамьи. Этот рассказ написан в 1886 году уже более сотни лет входит во все школьные учебники по литературе.

О чем же повествует данный рассказ? Кажется, будто он о нелегкой судьбе мальчика. Он становится объектом насмешек подмастерьев, его лупят и не кормят хозяева, ему мешает спать «ребятёнок» хозяина и т.п. Но в то же время в рассказе «Ванька» говорится вроде бы и о наивности главного персонажа, который не может правильно написать на конверте адрес, в сознании которого прочно засел «необыкновенно юркий и подвижный старикашка...», являющийся как бы избавителем мальчика от всех неприятностей. В результате чего и Ванька Жуков, и его «мучители» изображаются так, что перед глазами вырисовывается картина той гнетущей обстановки, что была характерна для русской жизни того времени.

При кажущейся простоте и легкости понимания рассказ имеет довольно сложную композицию. Ванька Жуков несколько раз прерывает письмо то репликами повествователя, то своими воспоминаниями, то знаменитым описанием пейзажа.

В этом произведении очень важно обратить внимание на одну деталь предметного мира: окно, в которое смотрит Ванька и в котором отражалось мелькание его свечи. Именно после слов об этом изображении начинает описываться тот деревенский уют, в который так стремится попасть тоскующий Ванька. Стало быть, в этом месте повествования уже можно вести речь о появлении некоего необычного пространства за окном, куда в конечном итоге устремляется мысль героя.

В этом пространстве можно наблюдать целый разноцветный мир. Он более правдоподобен, чем изрядно надоевшая герою сапожная мастерская в Москве. К примеру, в процессе описания этого мира довольно часто используются глаголы в настоящем времени, а при описании московского пространства преобладает прошедшее время.

В отличие от безмолвного московского мира, который окружает Ваньку Жукова и в котором «хозяева и подмастерья ушли к заутрене», в том «заоконном» мире слышно задорный голос дедушки Константина Макарыча («Отдирай, примерзло!»; «Табачку нешто нам понюхать?»; «Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!»).

Важно то, что окно становится входом в то пространство, откуда к Ваньке приходит так сильно ожидаемый им ответ от родного дедушки. «Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви...» Окно Ваньки в московской мастерской, в котором отражается свеча, и окна деревенской церкви, в которых виден свет свечей и лампадок, косвенно сближаются автором. Кажется, будто взгляды Ваньки в темное окно и деда на окна деревенской церкви мистическим образом встречаются в рождественскую ночь. Ближе к заключительной части произведения в том же пространстве за окном появляется рождественская елка, за которой вместе идут Ванька и дед.

Очевидно, ставший  крылатым выражением адрес «на деревню дедушке» не поспособствует Ванькиной затее: дедушка Константин Макарыч никогда не получит жалобное письмо сироты-внука.

В тексте можно выделить жанровые особенности:

- небольшой объем

- посвящен конкретной судьбе (судьбе Вани) 

 

- говорит об отдельном событии  в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода (написание Ваней письма деду)

- повествование ведется от лица  героя, который сам рассказывает свою историю, вперемешку с повествованием от лица автора

- ярко выражена речевая манера  героя ( просторечность : « ихний», «ейной», «кажное»… ). 

Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица.

Действие в рассказе происходит под рождество, что позволяет  причислить произведение к жанру  «рождественского рассказа», однако автор  отходит от принципа «счастливый  конец» и показывает реальную жизнь  во всей её суровости. На мой взгляд это сделано не случайно:  читатели настроены на положительный финал, но натыкаются на жестокую реальность, что заставляет задуматься о том, что в жизни не все так как хочется, о том почему так происходит. Автор пробуждает чувство сострадания, заставляет сопереживать герою, вызывает желание помочь, исправить ситуацию.

В рассказе четко различимы 2 мира Ваньки:

1-прошлое, деревня, то время  когда была жива мама и он  жил с ней и с дедом у  господ Живаревых.

2-настоящее, это Москва, дом сапожника Аляхина, где Ванька находился на обучении.

Весь рассказ построен на антитезе этих двух миров. Противопоставляется  деревня и город, люди которые окружали Ваньку раньше и окружают теперь.

Ванька - главный герой рассказа, это становиться понятно с первых строк. Его образ присутствует в обоих мирах. А вот остальных персонажей можно разделить по мирам:

1-Живаревы (Ольга Игнатьевна), дед Константин Макарыч, мамка Пелагея, Вьюн, Каштанка, Федька, Алена, кривой Егорка, кучер

2-сапожник Аляхин, хозяева, подмастерья

Все персонажи из 1 мира вызывают у  Вани положительные эмоции (даже Ольга  Игнатьевна, которая по сути была равнодушна к его судьбе), т. к. в противопоставлении со 2 миром мальчик был там счастлив. Персонажи 2 мира в свою очередь вызывают негативные эмоции, страх.

Смерть матери – это коренной перелом в жизни мальчика. Именно этот факт перемещает Ваню из одного мира в другой. Я в свою очередь выделила бы в судьбе мальчика и третий мир  - мир мечты, переносчиком в который должно послужить письмо деду. Это мир в котором он опять будет счастлив. Существование этого 3 мира в сознании мальчика, его мечта, вера в надуманное будущее наверное и позволяют ему как то жить в суровых для него условиях (голод, побои, чрезмерная нагрузка работой)

Действия рассказа происходят в ночь перед Рождеством. Ванька дождался, когда хозяева лягут спать и взял из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, перо и стал писать письмо дедушке Константину Макарычу. В этом заключается экспозиция рассказа. Далее следует завязка - Ванька начинает своё письмо с поздравления дедушки с Рождеством. Когда писал письмо, Ванька представлял своего дедушку, собак - Каштанку и Вьюна, их жизнь в деревне. Развитие действий и кульминация происходит в следующей части письма, в которой он рассказывает о своей ужасной жизни в городе, жалуется на хозяев, рассказывает, как они наказывают его, издеваются и совсем не кормят. Ванька просит забрать его обратно в деревню: «Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

В развязке рассказа мальчик дописал письмо, положил в конверт и написал адрес: «На деревню дедушке» Константину Макарычу. Эпилог рассказа - это описание того, как Ванька уснул и ему приснилось, что дедушка получил письмо и сидя на печи читал его, а около него ходит Вьюн и вертит хвостом...

В своём рассказе Чехов изображает конкретное художественное пространство - действие происходит в хозяйском доме. Художественное время непрерывное и замкнутое, в пределах сюжета, вне исторического пространства.

Использованная литература

  1. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации:/ В.Б. Катаев – М: Издательство Московского университета, 1979. - 326 с.
  2. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова:/ В. Я. Линков –М: Издательство Московского университета,1982.–128 с.
  3. Чехов А.П. Избранные произведения в 3-х томах:/ А.П. Чехов – М: Художественная литература, 1964. том 1-622с., том 2-614с., том 3-622с.

Информация о работе Анализ рассказа А.П. Чехова «Ванька»