Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:08, курсовая работа
Цель исследования – проведение комплексного анализа романа Салиаса де Турнемира «Пугачевцы». В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
дать характеристику конкретно-исторического контекста произведения (особенности исторической и историко-литературной обстановки);
проанализировать идейное содержание романа «Пугачевцы» (в аспектах тематики, проблематики и пафоса произведения);
охарактеризовать особенности идейно-художественного единства произведения «Пугачевцы» в аспекте содержания и авторских художественных средств его выражения
Введение 2
1 Характеристика конкретно-исторического контекста произведения (особенности исторической и историко-литературной обстановки) 3
2. Идейное содержание романа «Пугачевцы» (тематика, проблематика и пафос произведения) 7
3 Особенности идейно-художественного единства произведения «Пугачевцы» в аспекте содержания и авторских художественных средств его выражения 10
Заключение 13
Список литературы 14
А.П. Чехов высоко оценивал роман «Пугачевцы»: «…огромнейший и, право же, интереснейший роман "Пугачевцы". По своему времени - литературное событие первого ранга было. Чуть-чуть не наравне с "Войною и миром" Толстого трактовалось. Да в нем и есть немало достоинств, и - прежде всего - отличная форма, отличный язык, великолепно разработанная фабула»15.
В целом творчество Салиаса отличает вызывающая для его времени (когда Герцен уже разбудил народников, а писатель мог не быть поэтом, но гражданином - обязан) безыдейность и деидеологизированность.
Некоторые критики, предубежденные против
Салиаса из-за его здорового консерватизма,
упрекали его в поверхностном
подходе к изображению историче
В то же время даже видный критик-мыслитель народнического толка Н. К. Михайловский, в целом отрицательно относившийся к творчеству Салиаса, признавал, что его романы «найдут себе ценителей и поклонников именно за отсутствие в себе всякой тенденциозности»16
Русская литература Х1Х века – занимает особое место в истории как отечественной, так и мировой художественной мысли. Важнейшей ее особенностью является синтетичность, что делает ее не только предметом «изящной словесности», но и явлением общественным, политическим, нравственным, философским. Историческая проза в XIX веке отвечала насущным запросам времени, соответствовала духовным устремлениям русского общества, остро ощутившего связь времен и эпох и потребность углубленного осмысления опыта прошлого в связи с многосложной современностью и предощущением грядущих социальных потрясений.
Она становилась как бы общелитературной основой, необходимой для постановки и разработки многих социальных проблем, создания национального характера, познания социально-исторической обусловленности событий, а также поступков, мыслей и переживаний людей.
Историзм становился неотъемлемым качеством любого подлинно художественного произведения: даже если оно было обращено к живой современности, все равно решало проблемы исторического значения.
Творчество Салиаса было значительно не только в силу своего познавательного и просветительного характера. Оно вносило свою лепту в общее развитие отечественной литературы и через свою художественность, через создание полнокровных литературных образов.
Признание читающей России в конце XIX века, и нынешнее возвращение Салиаса де Турнемира к русскому читателю свидетельствуют о том, что он был писателем по призванию и созданное им обеспечивает ему по праву место в пантеоне российской словесности.
1
Белова Н.М. История русской литературы
ХIХ века. 40-60 годы// URL: http://www.sgu.ru/faculties/
2 Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического изучения в истории литературы // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988. С. 176.
3 Старцев А. Граф Салиас, его время, его повести и романы / А.Старцев, В. Чубатый // Салиас Е.А. Избранные сочинения. - Калининград, 1997. - Т. 1. - С. 8
4 Сорочан А.Ю. Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века. Автореф. на соискание учёной степени д. ф.н., Тверь, 2008
5 Сдобнов В.В. Е.А. Салиас в литературном процессе 1880-1890-х гг // О литературе, писателях, читателях : сб. ст. памяти Г.Н. Ищука. - Тверь, 1994. - С. 58-63. - Библиогр.: с. 63.
6 Беляев Ю. Любимец читающей России. Вступительная статья к Евгений Салиас. Сочинения в двух томах. М.: «Художественная литература», 1991. – С.12
7 Манькова Л.В. Кто он, «русский Дюма»? // Наука в России. - 1997. - № 2. - С. 89
8 Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С.437
9 Беляев Ю. Любимец читающей России. Вступительная статья к Евгений Салиас. Сочинения в двух томах. М.: «Художественная литература», 1991. – С.19
10 Головин К. Мои воспоминания, т. 1. СПб., 1908, с. 326. – цит.по: Беляев Ю. Любимец читающей России. Вступительная статья к Евгений Салиас. Сочинения в двух томах. М.: «Художественная литература», 1991. – С.17
11 Исторический вестник, 1899, т. LXXV, с. 614
12 Сорочан А.Ю. Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века. Автореф. на соискание учёной степени д. ф.н., Тверь, 2008. – С.26
13 Граф Салиас Е.А. де Турнемир. Собрание сочинений в пяти томах. Т3, Пугачевцы. Части 1-4. М.: Известия, 1993. -С. 102
14 Сорочан А.Ю. Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века. Автореф. на соискание учёной степени д. ф.н., Тверь, 2008. – С.28
15 А.П.Чехов в воспоминаниях современников». М.: Издательство "Художественная литература", 1986. – С.217
16 Михайловский Н. К. Полн. собр. соч., изд. 2-е, т. X. СПб., 1913, с. 415
Информация о работе Анализ романа Салиаса де Турнемира «Пугачевцы»