Аннотирование – важный процесс библиографической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Базовая структура определяет те составляющие аннотации, которые образуют как бы ее стержень, ствол. В частности, показывает, что без библиографического описания такого жанра в библиографии, как аннотация, не бывает. И никакой речи о дополнительности аннотации к библиографическому описанию быть не должно. Специфика аннотации, естественно, заключается в особенностях отражения в ней содержания произведения (документа, издания). Эта специфика обусловлена, прежде всего, функциями аннотирования (аннотации), соотносимыми с основными функциями библиографии.

Содержание работы

Введение.
1. Библиографическая деятельность. Общая характеристика.
1.1 основные процессы из библиографической деятельности.
1.2 Общие вопросы библиографирования.

2. Аннотирование.
2.1 Аннотация – элемент библиографической записи.
2.2 Классификация аннотаций.
2.3 Структура аннотаций
2.4 Основные этапы аннотирования.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

АННОТИРОВАНИЕ.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральное агентство по культуре Курской области  ОГОУ СПУ

«Обоянский  библиотечный колледж». 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по библиографоведению

На тему: «Аннотирование – важный процесс  библиографической деятельности». 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: студентка 2 «а» гр. Малыхина Анна.

                    Проверила: Склярова Н. А. 

Обоянь, 2009 год.

План.

Введение.

  1. Библиографическая деятельность. Общая характеристика.
    1. основные процессы из библиографической деятельности.
    2. Общие вопросы библиографирования.
 
  1. Аннотирование.
    1. Аннотация – элемент библиографической записи.
    2. Классификация аннотаций.
    3. Структура аннотаций
    4. Основные этапы аннотирования.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Аннотирование. 

     2.1 Аннотация - элемент библиографической деятельности.

     Аппарат аннотации

     Базовая структура определяет те составляющие аннотации, которые образуют как  бы ее стержень, ствол. В частности, показывает, что без библиографического описания такого жанра в библиографии, как аннотация, не бывает. И никакой речи о дополнительности аннотации к библиографическому описанию быть не должно. Специфика аннотации, естественно, заключается в особенностях отражения в ней содержания произведения (документа, издания). Эта специфика обусловлена, прежде всего, функциями аннотирования (аннотации), соотносимыми с основными функциями библиографии. Поэтому мы нарочито говорим о "содержательной части" библиографической записи. В библиографическом описании ее реализует или основное заглавие (шире - область заглавия и сведений об ответственности), или область примечания. Последний случай особенный, к сожалению, на практике он используется недостаточно. Хотя по происхождению, как мы знаем, аннотация ведет свое начало от примечания к библиографическому описанию. Именно благодаря примечанию и сформировался такой библиографический жанр, как аннотация. Именно жанр, а не дополнение к заглавным и другим элементам библиографического описания. В этом и заключается суть справочной (сигнальной) аннотации, к чему относится первая содержательная часть предлагаемой модели.

Вторая  ее содержательная часть квалифицирует  именно критическую (оценочную) функцию библиографии. Но в отличие от приведенных примеров она должна квалифицировать в общем ценностную сторону аннотируемого произведения (документа, издания), а не только то, что предлагает методика М.В.Истриной, или игнорирует методика, предлагаемая в современных вузовских учебниках. Третья содержательная часть предлагаемой модели определяет специфику рекомендательного аннотирования. Суть его не столько в оценке, сколько именно в квалификации круга чтения, необходимого массива библиографической информации для принятия соответствующего информационного решения конкретным потребителем ее и для решения конкретной проблемы.

Другими словами, во всех отношениях аннотация  должна отражать содержание произведения (документа, издания) или вообще (общая аннотация - о чем говорится в книге), или применительно к основной библиографической функции учета, оценки и рекомендации аннотируемого информационного источника (объекта библиографирования). В этой связи особое значение имеет реферат. 

     Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документ, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. Аннотирование – распространенный технологический процесс, широко используемый в издательской, информационной и библиографической деятельности.

     Аннотирование – сложный процесс, сопряженный  со значительными интеллектуальными и временными затратами, необходимыми для анализа и обобщения информации, содержащейся в первичном документе, поэтому для осуществления аннотирования необходима специальная профессиональная подготовка. 
 

     2.2 Классификация аннотаций.

     Аннотация, как правило, дополняет и уточняет библиографическое описание, представляя  собой краткую характеристику документа, поясняющую его содержание, назначение, форму и другие особенности.

     В соответствии с функциональным общественным назначением различают справочные и рекомендательные аннотации. Справочные аннотации уточняют неясное заглавие и сообщают краткую информацию (справку) об авторе, содержании, жанре и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании. Их объём обычно невелик: от нескольких слов до нескольких строк. Такие аннотации целесообразно составлять для характеристики официальных, научных, производственно-практических, справочных изданий.

     Рекомендательные  аннотации, наряду с краткой справкой о документе, преследуют и другие цели – показать назначение в особенности  данного документа, его место  в ряду других, близких по тематике и назначению, заинтересовать читателя. Поэтому рекомендательные аннотации имеют дидактическую направленность, часто содержат педагогические советы и рекомендации. По объему они обычно значительно больше справочных аннотаций. Они применяются для раскрытия содержания научно-популярной, художественной, детской литературы, массово-политических изданий, изданий для досуга.

     По  способу характеристики первичных  документов аннотации могут быть общими и аналитическими. Общая аннотация характеризует содержание документа в целом. Аналитическая (или специализированная) аннотация раскрывает какую-то часть содержания документа, определённый его аспект или содержание структурного элемента документа (главы, параграфа, отдельной статьи).

     По  количеству характеризуемой в одной аннотации документов они тоже различаются: монографическая аннотация характеризует содержание и особенности одного документа; групповая (сводная) – нескольких близких по содержанию (каким-то иным признакам) документов, показывая общее и специфическое, а иногда – несколько произведений одного автора (нескольких произведений одного жанра; документов одного вида; одного документа, содержащего сведения о других источниках, связанных в той или иной мере с аннотируемым).

     По  объему и глубине свертывания (информации) аннотации бывают: пояснительными (состоят из нескольких слов или одного-двух предложений, поясняющих заглавие документа), описательными (содержат обобщенные характеристики документов в виде перечней основных вопросов, изложенных в них, отвечают на вопрос: «О чём сообщается в документе?»), реферативными (сочетают в себе свойства аннотаций и рефератов, отвечают на два вопроса: «О чём сообщается в документе?» и «Что именно по данному поводу сообщается»).

     Аннотации различаются также по исполнению (авторские, составленные редакторами, библиографами) и способу подготовки (подготовленные традиционным – «ручным» - способом и автоматизированным способом).

     2.3 Структура аннотаций. Набор элементов в аннотации зависит от полноты библиографического описания, от назначения подготавливаемой БИ, а также от вида самой аннотации. В справочной аннотации возможны такие элементы, как: уточнение заглавия, дополнительные (преимущественно, практические) сведения об авторе, о хронологическом охвате материала, а также о назначении и содержании, форме или жанре, структуре и прочих особенностях документа, отсутствующих в описании.

     В рекомендательной аннотации органически объединяется совокупность элементов, каждый из которых сообщает информацию в соответствии со своими функциями.

     Сведения  об авторе включают основные даты его  жизни и творчества (деятельности), краткую характеристику эпохи, когда  он жил, иногда указывается профессия, приводятся данные о популярности его  произведений. Интересны для читателей сведения об истории создания, времени и месте написания произведений, их публикации, о подлинности или вымысле описанных фактов и событий. В ряде случаев кратко характеризуются источники, послужившие основой для создания произведения.

     Характеристика  научной и художественной ценности произведения предусматривает сведения о его общественной значимости, ссылки на рецензии или критические статьи, отзывы деятелей науки и культуры.

     Краткая характеристика содержания является основным элементом аннотации. В аннотации поясняется заглавие, тема, акцентируется внимание на основных вопросах, которым автор придаёт наибольшее значение, сообщается о событиях и действующих лицах, отмечаются особенности данного произведения, его отличие от других, близких по содержанию.

     Характеристика  структуры издания и формы  изложения материала позволяет  обратить внимание читателя на особенности  организации материала в издании, его построение, имеющие значение для раскрытия проблематики произведения. Применяются различные варианты: например, в аннотациях на учебные, справочные, научно-популярные издания вместо характеристики содержания разделов можно просто их перечислить.

     Характеризуя  форму изложения материала, следует  отметить, как он подан – детально или сжато, популярно или научно, живо, увлекательно или, наоборот, сухо, а также указать литературную форму произведения.

     Сведения  о целевом и читательском назначении позволяют сделать вывод об использовании  произведения в научной, учебной, производственной деятельности или в самообразовании. В одних случаях читательский адрес обозначается конкретно, в других – достаточно широко.

     Характеристика  художественно-полиграфического и  редакционно-издательского оформления включает данные о количестве и виде иллюстраций, схем, чертежей; о художниках-иллюстраторах и полиграфическом исполнении. Кроме того, в аннотациях отмечается наличие элементов справочно-поискового аппарата, прикнижных библиографических списков.

     2.4 Основные этапы аннотирования. Аннотирование осуществляется поэтапно. Выделяются следующие этапы процесса аннотирования:

  • Анализ текста произведения;
  • Изучение дополнительных источников;
  • Отбор сведений, характеризующих сущность данного произведения;
  • Литературное редактирование оформление аннотации.
 

     Рассматривая  каждый этап в отдельности, будем помнить, что аннотация – это краткая, целостная характеристика документа (произведения).

     Анализ  текста документа. Прежде всего определяется вид издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск сериального издания). Устанавливается, какому вопросу, теме или области науки он посвящен. Обращается внимание на структуру издания и группировку материала.

     Анализ  формы изложения материала помогает при определении читательского  адреса. С этой целью изучают, насколько  полно, доступно и наглядно изложены вопросы. Отмечают особенности полиграфического исполнения и редакционно-издательского оформления, в частности наличие или отсутствие научно-справочного (поискового) аппарата. Кроме самого текста, просматривают предисловие, вступительную статью, примечания. Если сведений оказывается недостаточно, обращаются к дополнительным источникам.

     Изучение  дополнительных источников.  Такими источниками могут быть книги  и публикации других авторов по аналогичной тематике, рецензии, критические статьи, работы по истории науки и культуры, биографические издания. Их выявляют с помощью соответствующих справочных изданий и библиографических пособий.

     Отбор сведений, характеризующих  документ. При аннотировании произведений, созданных в прошлые эпохи, приводят библиографические сведения об авторе, обращают внимание на их научную и художественную ценность в современности. В аннотациях на произведения современных авторов приводится объективная, обоснованная оценка, так как автор аннотации не может полагаться только на личные впечатления и пристрастия. Распространенным приемом в аннотировании является цитирование. В одном случае цитируются слова автора, в другом – отзыв ученого, критика, очевидца или участника событий, воспоминания современников.

     Литературное  редактирование и  оформление аннотации. Отличительная черта литературного оформления аннотации – её лаконичность. Задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные сведения, выделив при этом наиболее существенное, главное. Например, чтобы привлечь внимание читателя на конкретной книге, в самом начале рекомендательной аннотации можно сообщить об интересном факте (событии) или отметить ее значение и место в ряду других, близких по содержанию. Необходимо: избегать штампов типа «Книга интересно рассказывает…»; не повторять сведений, уже имеющихся в библиографическом описании, не допускать грамматических ошибок и стилистических погрешностей.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Аннотирование – важный процесс библиографической деятельности