Антитеза живого и неживого в романе К.Кизи "Над кукушкиным гнездом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявить антитезу, ее роль.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Узнать об авторе романа и что послужило началом для его написания.
Проследить антитезу на протяжении всего романа. Понять ее роль: является второстепенной она или ведущей.
Выявить понятия «механическое» и «живое» в романе.

Файлы: 1 файл

Диплом1.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Темой данного исследования является антитеза живого и неживого в романе К.Кизи «Над кукушкиным гнездом».

Кен Кизи вошел в историю  литературы, как автор одного романа. Его роман «Над кукушкиным гнездом» стал культовой книгой для поколения 1960-х годов. Книга и сейчас продолжает быть популярной среди молодежи, мало кто из действительно интересующихся литературой упустил «Над кукушкиным гнездом» из виду. Проблемы, затронутые в данной книге, как, например, отношения между человеком и свободой, имеют свою актуальность и на сегодняшний день. В соответствии с выше изложенным, тема, заявленная  названием дипломной работы, является актуальной и представляющей определенный интерес.

Предметом данного исследования является стилистический прием антитезы в романе.

Гипотеза работы — антитеза живого и неживого является  стилистическим приемом, с помощью которого показано столкновение свободы и власти.

Целью данного исследования является выявить антитезу, ее роль.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

 

  1. Узнать об авторе романа и что послужило началом для его написания.
  2. Проследить антитезу на протяжении всего романа. Понять ее роль: является второстепенной она или ведущей.
  3. Выявить понятия «механическое» и «живое» в романе.

 

 

 

 

 

Глава I

Кен Кизи, как автор культового романа

 

Кен Элтон Кизи (англ. Ken Elton Kesey, 17 сентября 1935 — 10 ноября 2001) родился  в Ла-Хонда, штат Колорадо.

В 1957 году К. Кизи окончил  факультет журналистики университет  штата Орегон. Начал увлекаться литературой, был награждён Национальной стипендией Вудро Уилсона и зачислен на курсы писательского мастерства в Стэнфордский университет. Там же в 1959 году в Стэнфордском университете К. Кизи пошёл работать помощником психиатра в госпиталь ветеранов "Menlo Park", где добровольно участвовал в экспериментах по изучению воздействия на организм ЛСД, мескалина и других психоделиков.

Именно там к писателю и пришла идея романа "Пролетая над  гнездом кукушки". Он часто проводил время в разговорах с пациентами, иногда находясь под влиянием галлюциногенов. Он не верил, что эти пациенты были ненормальными, скорее общество отвергало их, поскольку они не вписывались в общепринятые представления о том, как человек должен себя вести. Опубликованный в 1962 году, роман имел немедленный успех; в 1963, он был переработан в постановку Дэйлом Вассерманом; в 1975, Милош Форман снял одноименный фильм, получивший 5 премий "Оскар", а также 28 других наград и 11 номинаций.

После, в 1962 году, К. Кизи купил  землю в Ла Хонда, Калифорния. Там  он написал новую книгу "Порою  блажь великая" (англ. Sometimes a great notion) (1964), затем автора пригласили в Нью-Йорк.

В 1964 году, вместе с друзьями-единомышленниками, он организовал хипповскую коммуну  под названием "Весёлые Проказники" (англ. Merry Pranksters). Купив старый школьный автобус "Интернэшнл Харвест" 1939 года выпуска, "Проказники" раскрасили его яркими флуоресцентными красками, назвали "Furthur" и отправились в путешествие по Америке. Они часто устраивали концерты-хеппенинги под названием "кислотные тесты" (англ. Acid Tests) с раздачей ЛСД всем желающим. "Кислотные тесты" нередко сопровождались световыми эффектами и музыкой.

Когда ЛСД был объявлен вне закона в США, "Весёлые Проказники" перебрались в Мексику. Но по возвращении  в США К. Кизи был арестован  за хранение марихуаны и осуждён на 5 месяцев.

После освобождения К. Кизи переехал в Плезент Хилл, штат Орегон, чтобы посвятить себя семье. Он стал вести размеренную, уединённую жизнь, занялся сельским хозяйством, но продолжал  писать.

Позже написал свой третий роман "Песнь моряка" (англ. Sailor Song), который издаётся лишь в 1992 и не имеет большого успеха.

К. Кизи создал множество  эссе и рассказов.

Последние годы К. Кизи очень  много болел. У него был диабет, рак печени, также он пережил инсульт. Ему сделали операцию, но через 2 недели состояние писателя резко ухудшилось. Умер Кен Кизи 10 ноября 2001 года в Sacred Heart Hospital в городе Юджин, штат Орегон, в возрасте 66 лет.

Биография автора в первую очередь связана с темой тем, что с ее помощью нам предоставляется  возможность проследить зарождение в писателе идеи его главного романа. Свое видение у автора формируется по большей части во время работы ночным санитаром в госпитале ветеранов. Он воспринимает пациентов как нормальных, здоровых людей, отвергнутых обществом потому, что те не подходили под общепринятые стандарты поведения и мышления. Так больница становится для него способом подавления инакомыслия. Медсестра и прочий служебный персонал агрессорами, принуждающими людей им подчинятся.

А "Веселые Проказники", представляющие собой коммуну хиппи и колесящие по всей Америке, раздавая наркотики на лево и на право, как было сказано выше, на наш взгляд как нельзя более ясно отображают картину мировоззрения Кена Кизи 1964 года. Этот период жизни и деятельности К. Кизи и "Весёлых Проказников" даже запечатлён в документальном романе Тома Вулфа "Электропрохладительный кислотный тест" (англ. The Electric Kool-Aid Acid Test). Газета "Нью-Йорк Таймс" назвала этот роман лучшей книгой о хиппи. Согласно словарю Ожегова: "ХИППИ, нескл., м. Человек, порвавший со своей средой и ведущий (обычно с другими) бродяжнический образ жизни; вообще люди, объединившиеся в знак протеста против сложившихся отношений в обществе, бросающие ему вызов своей пассивностью и бездеятельностью. Основной философией хиппи является братство народа, свобода личности, мир и любовь. Одна из этих идей (свобода личности) и была взята в романе Кизи как основная проблема. 

Глава II.

Свобода и власть в романе

 

На протяжении всего романа прослеживается идея столкновения свободы  и власти в психиатрической лечебнице. Данный конфликт происходит между медсестрой, ее подчиненными и пациентами во главе с главным героем, Макмерфи. Эти два героя, Мисс Гнуссен и Макмерфи,  как раз-таки и олицетворяют собой власть и свободу.

В самом начале романа К. Кизи показывает начало этой борьбы, вводит в обыденную, установившуюся атмосферу в больнице нового пациента, Макмерфи. И с самого начала этот герой всячески противостоит давлению властвующей  медсестры. Он отказывается измерять температуру и тем самым идет против правил, установленных этой женщиной.

 

«Каждый должен… выполнять правила».

«Так вот мне всегда кто-нибудь объясняет насчет правил…  когда понимает, что я поступлю как раз наоборот".

 

И как и всегда, когда происходит столкновение интересов, возникает конфликт. В данном произведении конфликт основывается на том, что одна сторона подвержена полному соответствию порядку, доведена до нездорового перфекционизма. Это мир «действующий исправно и четко, как карманные часы со стеклянным донцем». Другая же - вольна и неограниченна.

Свобода - это прежде всего  независимость, возможность самому управлять собою, устанавливать  самому для себя законы. Д. С. Милль1 считал, что свобода, касающаяся поступков человека, которые относятся только к нему самому, не должна иметь ограничений. Т.е. общество не должно препятствовать человеку в его действиях, если это никаким образом не влияет на них.

Власть же - неотделимая  часть всех без исключения отношений  между людьми. У власти есть бесчисленные возможности, среди которых: насилие, богатство и обладание информацией.

В романе мисс Гнуссен является олицетворением власти, она использует все "рычаги" собственного положения  для того, чтобы заставить людей  действовать определенным образом, ограничивая их свободу или полностью  лишая ее. Но всякая власть порождает сопротивление. В романе борьба идет между личностями, попавшими в машину механистического мира, и людьми, являющимися продуктами этой системы. Мисс Гнуссен подвергает людей в больнице психологической обработке, говоря пациентам о необходимости лечения, хотя на самом деле это лечение является прикрытой нивелировкой личности человека. Его унижают, обсуждают его интимную жизнь на общих сеансах психотерапии: все это для того, чтобы пациент находился в «системе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.

Механическое и живое в романе

 

Идею столкновения свободы  и власти в романе автор изображает в виде галлюцинаций, снов и просто мировоззрения героя-рассказчика, Вождя. Это и есть основной прием, используемый К. Кизи на протяжении всего романа.

 

3.1. Механическое.

 

Герой-рассказчик, который  пребывает в лечебнице дольше остальных, дает всему свое название. Например, Комбинат. Комбинат - нематериальная система воздействия на людей, желанием которого является привести в порядок  не только больницу, но и все, что находится за ее пределами. Вождь видит больницу всю испещренную проводами, гудящей машиной под высоковольтным напряжением. Хромированная мебель, глянцевые полы, все доведенно до безукоризненного порядка. Речь посторонних людей в больнице звучит слишком звонко и непривычно - «как в мультипликации». Даже воздух в помещении больницы описывается как пластмассовый. Неотъемлемая часть Комбината - туманная машина, о которой часто упоминает рассказчик. В густом тумане теряется время, теряются мысли и сами люди. «Когда развиднеется, люди ходят вокруг спокойно, словно даже дымки в воздухе нет. Наверное, туман как-то действует на их память».

Одной из особенностей работы Комбината является режим дня  для пациентов. Комбинат работает как  отлаженный механизм, все должно исполняться с точностью до секунды без малейшего сбоя в работе. В отделении мисс Гнуссен никто не имеет права ошибаться или «выходить из строя».

«Здесь исправляют ошибки, допущенные в домах по соседству, в церквах и школах, - больница исправляет».

Механизмы присутсвуют везде, вплоть до снов-галлюцинаций Вождя. Он представляет больницу некой фабрикой, где рабочие разрезают пациентов. «Кровь не течет -  только сыплется струей зола и ржавчина, изредка мелькнет проводок или стекляшка. Рабочий  уже по колено в этой трухе, похожей на окалину». Вождь боится, он знает, что скоро все станут механизмами, такими же как мисс Гнуссен и санитары; внутри живых людей не останется ничего живого, они будут лишь плотью, не способной прогрессировать и жить.

Мисс Гнуссен также изображена в виде безупречного механизма, заключенного в женское тело. Она представляет собой устройство по управлению Комбинатом. Четкими, автоматическими движениями она держит власть, которые Вождь представляет себе как сеть проводов. И все, что подразумевают под собой свободу и жизнь исключено из ее идеальной психиатрической больницы. Эту больницу мисс Гнуссен оберегает от всего, что может выйти из под контроля: своевольные пациенты, посетители, энергичная музыка, громкие разговоры, жевательная резинка, которую любит герой-рассказчик и т.д. Все, что имеет хотя бы намек на жизнь, старшая сестра пытается удалить из Комбината как инфекцию, способную заразить ее почти «атрофированных» подопечных. Среди пациентов есть исключения, например, старик Пит.

Старик Пит, ставший отсталым из-за халатности врачей роддома, не представляет для мисс Гнуссен никакой опасности. Он не может взбунтоваться, пойти против ее устойчивых правил, потому что для него это бессмысленно, как и все, что его окружает. «Оттого что дурак, он не попал в лапы Комбинату. Им не удалось отформовать его». Именно поэтому мисс Гнуссен и не пытается превратить Пита в мертвую машину - она считает его уже мертвым, испорченным механизмом.

Герой-рассказчик при описании мисс Гнуссен сравнивает ее с механической куклой, голос которой похож на вой электрической пилы, а в руках вместо женской сумки ящик со всевозможными инструментами для починки пациентов. И это сравнение с куклой также наталкивает на мысль о том, что все, связанное с мисс Гнуссен, является мертвым и бесчувственным. «Она еще больше расстроена и обозлена - в такой злобе я ее никогда не видел. Кукольная улыбка исчезла, вытянулась в раскаленную докрасна проволоку». То как сестра при ярости становится большой, как напоминает раскаленный до красна паяльник, как после ее прикосновений губами плавится чашка, как она вбивает свою сумку в рот одному из санитаров: все это олицетворяет безжизненность, апатию. «Постепенно губы ее опять собираются под белый носик, сбегаются, как раскаленная проволока, когда ее нагрели до плавления и она померцала секунду, а потом опять вмиг отвердела, стала холодной и неожиданно тусклой».

В подчиненных у мисс Гнуссен три «черных санитара» , сестры-практикантки и, как это ни странно, главврач. «Годами она подбирала свой идеальный персонал». Главными критериями были беспрекословное повиновение и ненависть к ней и пациентам. Если того и другого достаточно, значит, они пригодны для осуществления и применения законов, установленных ей самой. Подчиненные мисс Гнуссен такие же мертвые как и она сама, с масками вместо лиц, с гипертрофированными телами и желанием убить живое в пациентах. «Большие черные санитары, разбрасывая толпу налево и направо, вдвоем бросаются ко мне, размахивают страшными космами медной проволоки, которые трещат и сыплют искрами, замыкаясь от воды».

Старшая сестра, мисс Гнуссен, увидев опасность со стороны нового пациента, Макмерфи, решает привести его  в соответствие своей больнице. Т.е. превратить его в мертвого, сделать  еще одним механизмом, который  будет находиться под влиянием Комбината.

 

3.2. Живое.

 

 

Герой, который олицетворяет собой жизнь и свободу в  романе, осужденный Р.П. Макмерфи. Азартный по своей натуре он, увидев давление на пациентов со стороны старшей  сестры, решается принять вызов и  сделать все, чтобы пациенты перестали бояться мисс Гнуссен, Комбинат и начали бороться за себя, за свою свободу и за то, чтобы оставаться живыми.

Информация о работе Антитеза живого и неживого в романе К.Кизи "Над кукушкиным гнездом"