А.П. Чехов «Вишневый сад»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:19, реферат

Описание работы

О замысле написания пьесы "Вишневый сад" А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года. В феврале 1903 года А.П. Чехов в письме Станиславскому сообщил, что пьеса в голове уже готова, «называется «Вишнёвый сад», четыре акта, в первом акте видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях». Дальнейшая работа над «Вишнёвым садом» продвигалась очень медленно, Чехов постоянно чувствовал недомогание, утомляли посетители и бытовые неурядицы. Переписав пьесу дважды, Антон Павлович не считал работу законченной.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.94 Кб (Скачать файл)

А.П. Чехов «Вишневый сад»

«Вишнёвый сад» — лирическая комедия в четырёх действиях Антона Павловича Чехова. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. «Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти.

Действующие лица пьесы:

  • Раневская Любовь Андреевна, помещица.
  • Аня, ее дочь, 17 лет.
  • Варя, ее приемная дочь, 24 лет.
  • Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
  • Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
  • Трофимов Петр Сергеевич, студент.
  • Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
  • Шарлотта Ивановна, гувернантка.
  • Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
  • Дуняша, горничная.
  • Фирс, лакей, старик 87 лет.
  • Яша, молодой лакей.
  • Прохожий.
  • Начальник станции.
  • Почтовый чиновник.
  • Гости, прислуга.

Создание пьесы. Жанр.

О замысле написания пьесы "Вишневый сад" А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года. В феврале 1903 года А.П. Чехов в письме Станиславскому сообщил, что пьеса в голове уже готова, «называется «Вишнёвый сад», четыре акта, в первом акте видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях». Дальнейшая работа над «Вишнёвым садом» продвигалась очень медленно, Чехов постоянно чувствовал недомогание, утомляли посетители и бытовые неурядицы. Переписав пьесу дважды, Антон Павлович не считал работу законченной.

Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». (Из письма М.П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная». (Из письма О.Л. Книппер).

А.П. Чехову казалось, что театр всю пьесу делает не в том тоне; он настаивал, что написал комедию, а не слезливую драму, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина – комические. Но основатели Художественного театра К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, высоко оценивая пьесу, восприняли ее как драму.

Пьеса Чехова и смешна, и печальна, и даже трагична одновременно. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного — отличительная черта чеховской поэтики, начиная с первых лет его творчества.

Спор о жанре пьесы, продолжается, по сей день. Диапазон режиссерских интерпретаций широк: комедия, драма, лирическая комедия, трагикомедия, трагедия.

Тема

Пьеса “Вишневый сад” — лебединая песня Чехова — явилась отражением идейных настроений предреволюционных лет и живейшим откликом на самые насущные социальные вопросы своего времени.

Она отличается широтой и глубиной содержания. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем России, о том, как оно представлялось Чехову в самом начале XX века.

Основная тема “Вишневого сада” — ликвидация дворянских гнезд и утрата их владельцами экономического и общественного влияния, торжество сменяющей дворянство буржуазии, рост в жизни новой социальной силы, противостоящей и дворянству, и буржуазии.

Основной конфликт пьесы, отражая глубинные общественные противоречия конца ХТХ — начала XX века, состоит в борьбе за вишневый сад, назначенный к торгам.

Владельцы имения Раневская и Гаев желают сохранить за собой сад, являющийся символом старых, феодально-крепостнических устоев жизни в том его виде, в каком он находится. Лопахин же считает необходимым превратить его в промышленно-капиталистическое предприятие.

Лопахин не является врагом Раневской и Гаева. Он их друг и союзник. Предлагая превратить вишневый сад в промышленное предприятие, Лопахин имел в виду экономические интересы старых хозяев. Его предложение являлось единственным средством сохранить вишневый сад за бывшими владельцами. Раневская и Гаев не послушали делового совета Лопахина. Не найдя необходимых средств для уплаты процентов за свои долги, они лишились имения. На торгах вишневый сад был куплен Лопахиным. Наряду с изображением смены дворянства буржуазией и формирования новых демократических сил, неудовлетворенных капиталистическими порядками, Чехов ставит в этой пьесе проблемы труда и положения трудящихся, подлинного счастья, истинной красоты, настоящей любви и действительного патриотизма.

Основной идейный пафос “Вишневого сада” проявляется в отрицании остатков барско-поместного, самодержавно-крепостнического строя, уже давно изжившего себя, связанного с беспросветно тяжелым положением трудового люда, с бескультурьем; в пьесе признается роль буржуазии как относительно прогрессивной, временно необходимой силы, способной внести в жизнь частичные улучшения; здесь утверждается и тот неоспоримый факт, что в жизни формируется новая социальная сила, противостоящая не только дворянству, но и буржуазии.

Чехов верил, что эта новая социальная сила призвана перестроить жизнь на началах подлинной человечности, гуманности и справедливости.

Обличая прошлую и современную ему жизнь, писатель приветствовал в лице Пети Трофимова и Ани, Россию будущего.

Чеховские Трофимов и Аня — радостные предвестники налетающей бури. “Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, — говорит Трофимов, — и я в первых рядах!” — “Дойдешь?” — спрашивает его Лопахин. “Дойду”, — отвечает Петя и после паузы добавляет: “Дойду или укажу другим путь, как дойти”. Непоколебимо верит и Аня в светлые предначертания будущего: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”.

“Вишневый сад” — это глубокие раздумья писателя о счастье людей. Образ прекрасного, цветущего сада — это символ человеческого счастья. Показывая гибель обреченного на сруб старого вишневого сада, Чехов рассказывает о том, каким прекрасным был этот сад раньше. И вместе с тем в реплики Пети Трофимова и Ани он вкладывает призыв посадить новый сад, прекраснее прежнего, превратить всю Россию в чудесный цветущий сад. Воспоминания о прошлом для одних людей мучительно-тягостные, для других грустно-радостные, ощущение нелепицы их настоящего и еще неясные, но манящие мечты о будущем — все это дает автору возможность нарисовать картину русской жизни накануне первой русской революции.

“Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!” — говорит Аня, покидая усадьбу. “Здравствуй, новая жизнь!” — восклицает весело Петя Трофимов, уходя вместе с Аней.

В “Вишневом саде” есть и элегическое настроение, грусть расставания с отживающим прошлым, в котором много было плохого, но было и хорошее. Вместе с тем это своеобразная чеховская лирико-сатирическая комедия, которая с некоторым лукавым добродушием, но все же достаточно сурово, с чеховской трезвостью и ясностью, посмеивается над уходящим с исторической сцены дворянством, представленным выморочными, бессильными чудаками. Впрочем, надо отдать справедливость: они не захотели продать свой вишневый сад, не поддались соблазну, предпочли бедность буржуазной пошлости. В их бездействии сказалось их своеобразное действие, их протест против духа торгашеского расчета, купеческой выгоды. Они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они не так ничтожны и смешны или не только ничтожны и смешны. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем Родины. И ее главный герой — это лирический образ прекрасного, загадочного вишневого сада, образ красоты жизни, красоты Родины, тревожная и взволнованная мысль о том, кому, каким хозяевам достанется эта красота, что будет создано на месте этого обреченного на гибель сада.

“Вся Россия — наш сад”, — говорит Петя Трофимов. Но вот купец Лопахин вырубит старый вишневый сад.

Чехов мечтает о садах будущего, неизмеримо более прекрасных, чем все сады прошлого, он мечтает о прекрасных людях будущего. Чехов верит в Россию и в русский народ. Чехов приветствует новый день Родины — день ее свободы, славы и счастья.

 

 

 

О символическом смысле названия пьесы «Вишнёвый сад»

Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах: сад — образ и персонаж, сад — время и сад — символические пространства.  Одушевлённый и одухотворённый сад, вне сомнений, — один из персонажей пьесы. Он занимает своё место в системе образов. Вишнёвый сад — Россия. «Вся Россия наш сад», — с оптимизмом заявляет Петя Трофимов. Отживший дворянский быт и цепкость деловых людей —особенность России рубежа XIX— XX веков.  Вишнёвый цвет, красные вишни на солнце, а также зори и росы, дожди и радуги, гудение пчёл и голоса птиц — вообще все поэтические отзвуки, какие только можно вообразить или представить себе вплоть до заключительной ремарки: «Слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву…» Дерево олицетворяет и символизирует прошлое и, таким образом, саму жизнь. Как всё живое, оно ранимо, беззащитно, нуждается в поддержке.

 

 

 Характеристики героев. 

Раневская Любовь Андреевна – помещица, проста в общении, а также очень сентиментальна..  Любовь Андреевна всю жизнь пытается прожить, оставаясь в счастливом детстве, об умерших родителях.. о России она говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно…»   Вернувшись в имение, она плачет при виде своей детской.  Любовь Андреевна — человек добрый, но беспомощный. В воспоминаниях она находит прибежище от неприятностей, которые несет настоящее. Раневская, непрактична и эгоистична. Неспособная вести дела, она всегда идет на поводу у своих эмоций.  Раневская живет настоящим - и прошлым. Это роскошная женщина, которая осталась без привычной роскоши, и она смешна и жалка в своем новом положении. 

Лопахин - купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Роль Лопахина центральная — он мягкий по характеру человек. Лопахин решителен и напорист в достижении поставленной цели. Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы-  всё это выделяет Лопахина на фоне тех нежизненных настроений, которыми живёт дворянская группа.

Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. О себе Г. говорит, что он человек 80-ых годов и что он пострадал за свои убеждения. Сентиментален и чувствителен. Очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, герой «защищается» рассеянным поведением. Г. артистичен и искренен. Он способен увлекаться; этот герой очень много говорит, потом спохватывается, понимая неуместность своих выступлений. Но вскоре опять начинает говорить. Г. – идеалист и романтик, совершенно не приспособленный к жизни, особенно в новых условиях. Он строит нереальные планы спасения вишневого сада (вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст им денег). Но этот герой и пальцем не пошевелил, чтобы действительно спасти свое имение, свою «родину». После продажи вишневого сада устраивается на работу в банк, на что Лопахин с сомнением замечает: «только ведь не усидит, ленив очень…»

Трофимов Петя – бывший учитель погибшего сына Раневской, разночинец 26-ти или 27-ми лет.  
    Т. – вечный студент, который никак не закончит курса. Судьба бросает его с места на место. Этот герой проповедует веру в лучшее будущее. Для этого, по его мнению, «надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».  
    Т. ругает все то, что тормозит развитие России – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он яркий представитель такой интеллигенции: только красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Т. фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти» (до «высшей правды»). Т. отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным». Он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Т. в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская недолюбливает героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса. В финале пьесы Т. разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.


Информация о работе А.П. Чехов «Вишневый сад»