А.С. Пушкин – великий поэт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Хотя Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений, а русское общество – без их воспитательного воздействия. Распространенное мнение, что Пушкин не писал для детей только потому, что ничего общего не хотел иметь с низкопробной детской литературой того времени, вряд ли является ответом на вопрос. Универсальный гений великого поэта, видевшего окружающий мир единым, не умещается ни в какие узкие рамки. Так же видел он и читателей, не разделяя их на возрастные группы. Как поэт Пушкин стремился быть доступным читателям всех возрастов, о чем прямо заявил еще в начале творческого пути. Я хочу, чтоб меня поняли все от мала до великого, – говорил 15-летний лицеист в незаконченной сказке «Бова».

Содержание работы

Введение
1. А.С. Пушкин – великий поэт России.
2. Произведения А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения
2.1 Сказки А.С. Пушкина
2.2 Художественное совершенство сказок
2.3 Лирика Пушкина для подростков и юношества
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.93 Кб (Скачать файл)

Пушкин берет из источника  только один, наиболее значимый эпизод, подробнее и глубже разрабатывает  его, чтобы рельефнее высветить  характер. Таков юный, сказочно быстро выросший и возмужавший князь  Гвидон, который освобождает себя и свою мать из бочки, всегда находит выход из самого трудного положения.

Достоин своей суженой  юный королевич Елисей, который в поисках невесты идет на край света, сохраняет безупречную верность ей, постоянно пылает светлой, чистой любовью. Не случайно вся природа: и луна, и ветер, и солнце помогают ему.

Особо пленительны в сказках  женские образы. Мать Гвидона, нежная, преданная жена, безвинно пострадавшая в результате интриг коварных завистниц, она по праву становится царицей. Не уступает ей и молодая царевна из другой сказки, которая не растерялась в лесу, куда ее увезли, чтобы погубить. Она ведет себя как человек из трудовой, крестьянской среды, не чуждается простого физического труда: печку затопила, дом прибрала. В один ряд с ними становится и обаятельная, рассудительная царевна Лебедь, ставшая образцовой женой Гвидону.

Опираясь на народный сюжет, Пушкин не только приподнимает, а возвышает  в своих сказках образ простого труженика. Обычный русский человек  по имени Балда напоминает Иванушку-дурачка. Но если Иван нередко допускает несуразные поступки, то в Балде нет ничего подтверждающего его имя. Он добр, общителен, сказочно проворен и трудолюбив, приятен в общении и поэтому всем нравится. Это человек с детским простодушием, с богатырской силой и огромной душевной мощью, который может все, даже с чертей оброк собрать. Рассчитываясь с жадным и недальновидным служителем культа, не обладающим чувством собственного достоинства, Балда не вступает с ним в рассуждения, не тратит лишних слез на обличения и лишь «говорит с укоризною».

Неоднозначен и образ  рыбака. Добрый, трудолюбивый старик, живущий  в гармонии с природой, удовлетворяется  малым в жизни, но при его безропотной  покорности во всем потакает злой и  жадной жене и тем самым невольно способствует умножению зла.

Носители темных сил (жадная старуха, повариха с ткачихою, царица-мачеха, царь Додон) не так страшны, когда им противостоят нравственно здоровые, сильные люди, полные добра и благородства.

Таким образом, сказки Пушкина  привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них  естественна, реальна, тесно связана  с жизнью или взята из мира, окружающего  ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства.

 

2.3 Лирика Пушкина  для подростков и юношества

 

Очарованных сказками малышей  в подростковом возрасте ожидает  встреча с лирикой великого поэта, изобилующей чувствами и мыслями. Не только в лирике, но и во всем творчестве Пушкина почти нет произведений, чтение которых было бы преждевременным  в подростковом и юношеском возрасте. Почти вся лирика его – мудрая беседа с юношеством. Даже произведения зрелой поры, пронизанные философскими раздумьями о сущности жизни, отличаются удивительной простотой.

По своей идейной значимости на первое место для современных  подростков следует выделить свободолюбивую лирику. Это послание к декабристам  «Во глубине сибирских руд», наполненное сочувствием томящимся на каторге первым русским революционерам; с этим произведением советские школьники знакомятся еще в 6 классе. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) выражается надежда, что взойдет «звезда пленительного счастья», содержится призыв посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

Чуть позже, в зависимости  от начитанности и развития, школьникам могут быть доступны такие стихотворения, как «Кинжал» (1821), «В.Л. Давыдову» (1821), «Андрей Шенье» (1825) и другие произведения подобного содержания. Затем следуют  произведения, направленные против крепостничества, воспевающие разум и знания: ода  «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Вакхическая песнь» (1825), «Узник» (1822) и др.

К политической и вольнолюбивой  лирике тесно примыкают стихотворения  о России, ее славе и доблести, направленные против ее врагов, о Петре I, русских полководцах, величайших сражениях и победах.

Перед отроческим и юношеским  взором вереницей проходят победы Олега («Олегов щит»), Бородинская битва («Бородинская годовщина»), великий  полководец, выигравший эту битву, «маститый  страж страны державной, смиритель  всех ее врагов» («Перед гробницею святой»), ликующий победный русский флот («Чу, пушки грянули!»), «лица полные отваги... начальников народных наших сил», покрытые «славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года» («Полководец»).

Радуясь победам России, поэт с гневом обрушивается на ее врагов («Опять увенчаны мы славой», «Дон», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина»). Он прославлял любимого героя русской истории Петра I, привлекавшего правдой сердца, укрощавшего дикие нравы наукой, просвещением («Стансы»), видел в нем вечного работника: то героя, то мореплавателя, то плотника. Стихи о России, ее славе, победах и великих героях наполнены бодрыми чувствами, ощущением силы, мажорны по строю, ритмике и звучанию, вселяют в юных читателей уверенность, воспитывают гордость за прошлое, наполняют их патриотическими чувствами.

Этим же целям служит и  пейзажная лирика. При работе с  ней следует помнить, что дети, как правило, пропускают встречающиеся  в прозе описания природы. Лучшее средство для преодоления детского невнимания к таким картинам –  пейзажная лирика великого поэта. Русская  природа показана в ней в разнообразных  проявлениях, во всей своей многоцветной, вечно сияющей красоте.

Безмерно любя осень, как  время наивысшего творческого подъема  и вдохновения, посвящая ей самые  проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего стихотворений  он все же написал о русской  зиме. Это и знаменитое «Зимнее  утро» с морозом и солнцем, это и «Зимняя дорога», скучная, с полосатыми верстовыми столбами, утомительно гремящим однозвучным  колокольчиком.

Его пейзаж тесно связан с  человеком, с его чувствами, переживаниями  и восприятием мира. Это и ямщик, изливающий в своих долгих песнях «то раздумье удалое, то сердечную  тоску», это и «добрая подружка»  няня с ее народными песнями о  синице, жившей за морем, или о девице, которая «за водой поутру шла».

Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как зверь, то как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина динамична, находится в постоянном движении, меняет свои краски, запахи, рисуется в гармоничном взаимодействии всех ее составляющих.

 

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница-зима. («Евгений Онегин».)

Или:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… («Зимний вечер».)

 

Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения («Кавказ», «Обвал», «Бесы», «Зима, крестьянин, торжествуя…», «Уж небо осенью дышало…», «Гонимы  вешними лучами… и др.), передают подлинно русский, национальный взгляд на родную природу, воспевают ее величие  и красоту. Они воспитывают в  нас с младенческих лет глубокое патриотическое чувство, любовь к прекрасному.

Этому содействуют и стихотворения-баллады  Пушкина, основанные на национальном легендарном  историческом фольклоре: «Песнь о вещем  Олеге», «Жених», «Утопленник», «Гусар». Приобщая детей к истории родного  народа, «Песнь о вещем Олеге» поэтизировала  «преданья старины глубокой», рисовала в увлекательных образах ее быт, обычаи, верования и героев.

Поэзия Пушкина пленяет  детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. В ней мы зачастую находим любимые  детьми легендарно-сказочные повествовательные  сюжеты и сказочную одухотворенность родной природы. Олицетворенная природа  у Пушкина живет, действует.

Заключение

 

Хотя Пушкин не писал для  детей, но история русской детской  литературы немыслима без его  произведений, а русское общество – без их воспитательного воздействия.

Распространенное мнение, что Пушкин не писал для детей  только потому, что ничего общего не хотел иметь с низкопробной детской  литературой того времени, вряд ли является ответом на вопрос. Универсальный  гений великого поэта, видевшего  окружающий мир единым, не умещается  ни в какие узкие рамки. Так  же видел он и читателей, не разделяя их на возрастные группы.

Как поэт Пушкин стремился  быть доступным читателям всех возрастов, о чем прямо заявил еще в  начале творческого пути. Я хочу, чтоб меня поняли все от мала до великого, – говорил 15-летний лицеист в незаконченной сказке «Бова». И этому правилу следовал в течение всей своей творческой жизни.

Пушкин писал только для  читателей, одаренных от природы  поэтическим чутьем и поэтому  способных понять его творения. Среди  своих читателей Пушкин подразумевал и детей и никогда не возражал, если его стихотворения публиковались  на страницах детских журналов, сборников  или альманахов.

Воспитательное значение личности самого поэта и его творчества для молодежи впервые показал  Гоголь, который сам живо интересовался  вопросами воспитания и написал  несколько статей на эту тему.

В статьях о Пушкине, а  также в целом ряде рецензий на детские книги Белинский не только показал благотворное воспитательное воздействие поэта на детей, но и  составил целый список его произведений для детского чтения, а также оригинальные рекомендации, как их читать с детьми.

В творчестве Пушкина немало таких стихотворений, которые доступны читателям младшего возраста и даже дошкольникам. Они начали входить  в круг детского чтения еще при  жизни поэта, примерно в 20-30-е годы XIX века. Однако в школьные программы  творчество Пушкина вошло не сразу.

Начиная с конца 50-х годов XIX века, произведения Пушкина входят в гимназические программы. В 1856 г. от поступающих в Московский университет  требовали знания некоторых его  произведений и основных фактов из его жизни.

Значительно полнее представил Пушкина детям и юношеству  Н. Г. Чернышевский в своей книге  «Александр Сергеевич Пушкин. Его  жизнь и сочинения». В ней автор  отдавал предпочтение фактам, рельефно представляющим трудолюбивую, благородную  и могучую личность поэта, показал  его место в русской литературе. В приложении к книге он поместил для детского и юношеского чтения 19 стихотворений поэта и отрывки  из «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса  Годунова», «Евгения Онегина».

Двери начальной школы  для произведений Пушкина впервые  широко открыл Ушинский, который в  своих учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово» предложил школьникам более сорока произведений поэта и отрывков из них. С тех пор русская школа не расстается с творчеством великого поэта. К творчеству великого Пушкина не только не зарастает, но все более расширяется «народная тропа». Из 695 стихотворений великого поэта примерно третья часть (225 стихотворений) доступны и интересны читателям детских и юношеских библиотек.

Лирические стихотворения  Пушкина многослойны. Читатель каждого  возраста берет из них свое, исходя из своих возможностей: начитанности, умственного и эстетического  развития, душевного состояния, постигает  доступную ему идейную глубину, чувствует гармонию.

Руководя чтением поэзии Пушкина, не следует пытаться вести  детей через все слои стихотворения, проникать в его глубину. Важно, чтобы содержание стихотворения  нравилось детям, гармония и музыка задевали их душу.

Библиографический список

 

Полная хрестоматия для  дошкольников. Т.2. – М., 2005.

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т.1. – М., 1997.

Пушкин А.С. Сказки. – М., 2002.

Тынянов Ю.Н. Пушкин. – М., 1994.


Информация о работе А.С. Пушкин – великий поэт России