А.С.Пушкин "Медный всадник"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:47, творческая работа

Описание работы

Работа содержит презентацию по дисциплие "Литература"

Файлы: 1 файл

Пушкина Медный всадник.ppt

— 1.81 Мб (Скачать файл)

А.С. ПУШКИН 
«МЕДНЫЙ ВСАДНИК» 
 

 

ПЕТЕРБУРГСКАЯ 

ПОВЕСТЬ

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю - 26 мая) 1799 года в Москве, в небогатой дворянской семье, однако числившую в предках и бояр времен чуть ли не Александра Невского, и "царского арапа" Абрама Петровича Ганнибала. В детские годы великого поэта большое влияние на него оказал дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски; летние месяцы он проводил у бабушки под Москвой. 19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей, и одним из первых воспитанников лицея стал Александр Пушкин. Шесть лицейских лет коренным образом повлияли на него: он сформировался как поэт, свидетельством чему - высоко отмеченное Г.Р.Державиным стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" и участие в литературном кружке "Арзамас", - а атмосфера свободомыслия и революционных идей во многом определили впоследствии гражданскую позицию многих лицеистов, в том числе и самого Пушкина.

Поэма «Медный всадник» была  написана в Болдине в октябре 1833 г .

В поэме «встретились» две  темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «простого» («маленького») человека, «ничтожного героя», волновавшая  поэта с конца 1820-х гг. Повествование  о трагической судьбе заурядного  жителя Петербурга, пострадавшего  во время наводнения, стало сюжетной  основой для историко-философских  обобщений, связанных с ролью  Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища — Петербурга.

 

 

   Происшествие, описанное в этой  повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов.

Пётр принимает 

на себя функции Творца, он хочет сотворить свой мир.

 

(«Здесь будет город заложён…»)

            И думал он:

     Отсель грозить мы будем шведу,         

     Здесь будет город заложен                     

     Назло надменному соседу.                   Природой здесь нам суждено               

     В Европу прорубить окно,                   

     Ногою твердой стать при море.             Сюда по новым им волнам                     Все флаги в гости будут к нам,            

     И запируем на просторе.

 

(«Прошло сто лет…»)

 

      Прошло сто лет, и юный град,

      Полнощных стран краса и диво,

      Из тьмы лесов, из топи блат             Вознесся пышно, горделиво;               Где прежде финский рыболов,               Печальный пасынок природы,

      Один у низких берегов

      Бросал в неведомые воды

      Свой ветхой невод, ныне там                   

      По оживленным берегам                               Громады стройные теснятся                  

      Дворцов и башен; корабли                     

      Толпой со всех концов земли                   

      К богатым пристаням стремятся;             В гранит оделася Нева;

      Мосты повисли над водами;

      Темно-зелеными садами

      Ее покрылись острова,

      И перед младшею столицей

      Померкла старая Москва,                     Как перед новою царицей                      Порфироносная вдова.

(«Люблю тебя, Петра творенье…»)

 

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,                 

Береговой ее гранит,                         

Твоих оград узор чугунный,             

Твоих задумчивых ночей                   

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой 

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

 

 

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царской дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.

 

 

 

(«Красуйся, град Петров…»)

 

Красуйся, град Петров, и стой       

Неколебимо как Россия,                              

Да умирится же с тобой                              

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой                 

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут                      

Тревожить вечный сон Петра!

 

(«Начну своё повествованье…»)

 

     Была ужасная пора,

     Об ней свежо воспоминанье...           

     Об ней, друзья мои, для вас    

      Начну свое повествованье.              

     Печален будет мой рассказ.

 

    

Дальше начнётся повествование, в котором

    останутся три силы:  стихия природы, Пётр (Медный всадник) и Человек,  - трагические противоречия между которыми непреодолимы.


Информация о работе А.С.Пушкин "Медный всадник"