Биография Н.Н. Носова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

История мировой литературы свидетельствует о том, что смех, а с ним и сатира, юмор особенно бурно расцветают в такие периоды, когда отживающая общественная формация и её герои становятся анахронизмом, безобразием, комедийно-вопиющим противоречием общенародным идеалам передовых сил общества.
Сатирические жанры всегда были неотъемлемой частью фольклора.
Русская сатирическая литература восходит к творчеству Антиоха, Кантемира, Новикова, Фонвизина, Крылова, Грибоедова, Гоголя.
Сатира и юмор-это острая критика в художественной форме недостатков, пороков, которые стали нормой.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Биография Н.Н. Носова--------------------------------------------------------------------3
Особенности творческой манеры------------------------------------------------------4
Произведения, вошедшие в программу «Радуга» -------------------------------7
Анализ повести Н.Н.Носова «Весёлая семейка» ----------------------------------9
lll. Заключение-----------------------------------------------------------------------------------11
Воспитательное значение творчества Н.Н.Носова--------------------------------11
lV. Литература-------------------------

Файлы: 1 файл

литра.docx

— 114.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
  2. Биография Н.Н. Носова--------------------------------------------------------------------3
    1. Особенности творческой манеры------------------------------------------------------4
    2. Произведения, вошедшие в программу «Радуга» -------------------------------7
    3. Анализ повести Н.Н.Носова «Весёлая семейка» ----------------------------------9

lll.     Заключение-----------------------------------------------------------------------------------11

  1.     Воспитательное значение творчества Н.Н.Носова--------------------------------11

lV.     Литература------------------------------------------------------------------------------------12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        3

l. Введение

История мировой литературы свидетельствует о том, что смех, а с ним и сатира, юмор особенно бурно расцветают в такие периоды, когда отживающая общественная формация и её герои становятся анахронизмом, безобразием, комедийно-вопиющим противоречием общенародным идеалам передовых сил общества.

Сатирические жанры всегда были неотъемлемой частью фольклора.

Русская сатирическая литература восходит к творчеству Антиоха, Кантемира, Новикова, Фонвизина, Крылова, Грибоедова, Гоголя.

Сатира и юмор-это острая критика в художественной форме недостатков, пороков, которые стали нормой.

ll. Биография Н. Н. Носова

Николай Носов - родился 23 ноября 1908 года в Киеве, в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов, ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио и электротехникой. Повзрослев, работал газетным торговцем, землекопом, косарём. В 1927-1929 годах Н. Носов учился в Киевском художественном институте, затем перевёлся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932 году).

 

   4

В 1932-1951 годах - режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

В 1938 году были опубликованы первые рассказы Николая Носова: "Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в "малышовом" журнале "Мурзилка" и составившие основу первого сборника "Тук-тук-тук".

В этих, а также в последующих произведениях (из сборников "Ступеньки", "Весёлые рассказы", "Фантазёры", "Приключения Толи Клюквина" и др.) Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Н. Носова, включающая романы-сказки "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

 Живой, образный язык и занимательное  повествование сделали книги  Носова интересными для миллионов  юных читателей.

Особенно популярными стали его повести для подростков "Весёлая семейка", "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома".

За написание повести "Витя Малеев в школе и дома" писатель был награждён государственной премией.

Сам Николай Носов говорил, что начал писать для детей совершенно случайно, сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. И постепенно понял, что "сочинять для детей - наилучшая работа..."          

2.1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ  

Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса - ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм

     5

которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят.

Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Николая Николаевича, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Сила его рассказов и повестей – в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от

     6

рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова - это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо", что такое "плохо", как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.            

В этом и есть нравственно – эстетическая сторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

Творчество Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главный двигатель его творчества. В отличие от подавляющего большинства юмористов, Носов зарекомендовал себя и теоретиком смешного.

Для Носова открытие и объяснение мира детям – одна из важнейших художественных задач.

 

    7

О Носове – юмористе, Носове – сатирике можно долго говорить: чуть ли не каждая строка, написанная им, имеет отношение к смеху.

Книги писателя охотно переводятся чуть ли не во всем мире. Еще в 1955 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные согласно которым Носов стоял третьим среди самых переводимых в мире русских писателей – сразу после Горького и Пушкина! Детских же писателей он в этом смысле опережает всех.

Продолжение традиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях таких писателей как В. Драгунский, В. Медведев и других современных писателей.           

2. 2. Произведения вошедшие в программу «Радуга».

Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются и в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках, выразительном чтении стихов и других видах исполнительской деятельности. Сейчас нет недостатка произведений художественной литературы для детей. И с каждым годом количество их увеличивается. Но не во всех детских садах уделяется достаточно времени чтению книг, И тем более, не каждый воспитатель находит возможность целенаправленно развивать эмоциональную сферу дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободное время. Тем не менее необходимо совершенствовать эмоциональную культуру детей посредством разнообразия жанров художественной литературы.

Программа «Радуга» (под редакцией ДороновойТ.Н.)

Цели и задачи Программы.

1. Продолжать  развивать интерес детей к художественной литературе.

2. Совершенствовать  эстетическое восприятие художественных  произведений: формировать способность  проявлять бескорыстную радость, душевное волнение при встрече  с добрым и красивым миром; испытывать сострадание и сочувствие  к героям книг, мысленно ощущая  себя рядом с ними или отожествляя  себя с полюбившимся персонажем.

3. Обращать  внимание детей на изобразительно-выразительные  средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогая ребенку  почувствовать красоту и выразительность  языка произведения, прививая чуткость к поэтическому слову.

 

      8

4. Совершенствовать  художественно-речевые исполнительские  навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях и спектаклях (эмоциональность исполнения и  естественность поведения, умение  интонацией, жестом и мимикой  передавать свое отношение к  содержанию произведения и ситуациям, в нем описанным).

5. Воспитывать  у ребенка потребность рассматривать  книгу и иллюстрации, помогать  детям видеть основные различия  между сказкой, рассказом, стихотворением.

6. Формировать  эмоциональную отзывчивость к  эстетической стороне окружающего мира.             

7. Включать  в перечень программных литературных  произведений стихи, рассказы и  авторские сказки, герои которых  по своим человеческим проявлениям  близки и понятны ребенку, учат  его быть добрым, сильным, справедливым и великодушным.

8. Учить  сочувствовать героям, переживать за них, хотеть новых встреч.

9. Продолжать  работу по ознакомлению детей  с новыми произведениями малых  форм фольклора: народными песенками, считалочками, загадками, скороговорками.

10. Научить  слышать красоту поэтической  речи.

В программе «Радуга» в отличие от других программ, чтение произведений художественной литературы планируется ежедневно, что немаловажно. Воспитывается устойчивый интерес к книгам, рассчитанным на длительное чтение. Решается важная педагогическая задача - воспитывать подрастающего человека путём приобщения его к художественной литературе.

Современные российские дошкольники, так же как их мамы и папы, бабушки и дедушки знают и любят героев произведений Николая Носова.

Незнайка, Винтик и Шпунтик, Бобик и Барбос, Мишка со своими друзьями-фантазерами и знаменитой кашей – все они прочно вошли в детскую жизнь. Со страниц книг и экрана телевизора герои Носова учат малышей житейской мудрости - всегда оставаться добрыми и человечными, находить выход из любой ситуации, ко всему относиться с юмором.

Воспитатели детсадов используют творчество Николая Носова для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач. И не только потому, что его произведения входят в программу дошкольного образования, а ещё

      9

потому что, когда-то и они сами были маленькими - герои Носова, однажды покорившие их детские сердца, остались в них навсегда.

2.3. Анализ повести Н. Носова «Весёлая семейка»

Повесть Н. Носова «Весёлая семейка» адресован старшим дошкольникам. По тематике соответствует возрасту. В повести рассказывается о двух друзьях: Мише и Николае, которые делали инкубатор для выведения цыплят, это главные герои. Автор использует как простые, краткие предложения, так и описания. Повесть разбита на части, что удобно для длительного разрывного чтения. Текст по объему – небольшой, используется шрифт 14 размера. Эстетически красиво оформлена: иллюстрации яркие, большого размера (иллюстрации Е. Афанасьевой). Н. Носов в своей повести использует много незнакомых детям слов (инкубатор, паровая машина и т.д.), но в процессе чтения герои «сами» расшифровывают эти понятия (« … Марья Петровна, а что такое инкубатор? – задал вопрос Костя. Марья Петровна начала рассказывать про инкубатор…»). Носов использует интересный приём – он смотрит на окружающий мир как бы из детства, которое описывает. Писатель не наблюдает за своими героями со стороны, а рассматривает события их глазами. Повесть Носова «Весёлая семейка» рассказывает о серьёзных вещах: мальчики узнают, как трудно, но и как хорошо быть ответственным за порученное дело, о трудолюбии, заботе, о радости и печалях. Лаконичный выразительный диалог героев, серьёзность ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят. Читая повесть Н. Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель в своём произведении прибегает к фантазии, озорной выдумке.

Информация о работе Биография Н.Н. Носова