Булгаков врач и писатель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Цель реферата – рассмотреть М.А. Булгакова как писателя и врача.
Задачи реферата:
Рассмотреть историю становления М.А. Булгакова, как врача;
Описать врачебную деятельность М.А. Булгакова;
Привести примеры книг, рассказов, где М.А. Булгаков описывает медицину.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………....3
1.Биография М. А. Булгакова……………………………………..…………………………...4
2.Врачебная деятельность М. А. Булгакова………………………………………..…………5
3.Медицинская деятельность в произведениях М. А. Булгакова………………………..….6
Заключение………………………………………………………………………….………13
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Булгаков.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГАОУ СПО  РК «Сыктывкарский медицинский колледж  им. И.П.Морозова»

Специальность 060102 Акушерское дело

 

 

 

РЕФЕРАТ

БУЛГАКОВ  – ВРАЧ И ПИСАТЕЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 124 группы

Кремер Ирина  Александровна

 

Научный руководитель:

преподаватель

Боброва Л. Э.

 

 

Сыктывкар, 2013

 

 

Содержание

   Введение……………………………………………………………………………………....3

1.Биография  М. А. Булгакова……………………………………..…………………………...4

2.Врачебная  деятельность М. А. Булгакова………………………………………..…………5

3.Медицинская деятельность в произведениях М. А. Булгакова………………………..….6

   Заключение………………………………………………………………………….………13

   Список  литературы…………………………………………………………………….…...14

 

Введение.

Тема  реферата – М.А. Булгакова – врач и писатель. Выбор темы определяется тем, что в школьные годы были изучены произведения М.А. Булгакова. Также было очень интересно узнать, что он был ещё и врачом. М.А. Булгаков до последних дней своей жизни сохранил тесную связь в врачебной деятельностью.

Актуальность  темы обусловлена тем, что изучая биографию медработника, можно многое перенять для будущей профессии.

Цель  реферата – рассмотреть М.А. Булгакова как писателя и врача.

Задачи  реферата:

    1. Рассмотреть историю становления М.А. Булгакова, как врача;
    2. Описать врачебную деятельность М.А. Булгакова;
    3. Привести примеры книг, рассказов, где  М.А. Булгаков описывает медицину.

При написании  реферата  использовалась «Литературно-критическая оценка» под редакцией А.П. Казаркина, а так же произведения самого М.А. Булгакова позволили раскрыть полностью тему, описать творчество и медицинскую деятельность Булгакова.

 

1.Биография М.  А. Булгакова.

Знаменитый  русский писатель Булгаков Михаил Афанасьевич был рождён 15-го мая 1891-го года, на Украине, в городе Киев. Родителем Булгакова был видный киевский профессор, который работал в духовной академии. Сам же Михаил Афанасьевич начал своё образование в гимназии, по окончанию которой он поступил в университет на медицинский факультет. В 1916-ом году Булгаков получает медицинское образование. Карьера врача для Булгакова началась в одном небольшом киевском госпитале, после которого его отправили сельским врачом в одно из сёл Смоленской губернии.

Именно в  это время будущий знаменитый писатель садится за книгу «Записки юного врача», в которой он рассказывает о своей жизни в глухом и далёком селе. После Революции 1917-го года, Михаил Афанасьевич возвращается в Киев.

Но на родине он пребывает недолго, и уже в 1921-ом году Булгаков переезжает в Москву, устроившись в газету «Гудок». В  этот время Булгаков пишет очень много. За период с 1924-го по 1928-ые года Булгаков Михаил Афанасьевич пишет такие книги, как «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» (1925г), «Белая гвардия», «Зойкина квартира» (1926г), «Багровый остров» (1927г), «Бег» (1928г). И, конечно же, «Мастер и Маргарита», над которой он начинает работать в 1928-ом году. Отношения Булгакова с Советской властью складывались достаточно сложно и неоднозначно. Многие его произведения увидели свет лишь при Сталине, который высоко оценивал творчество Булгакова Михаила Афанасьевича.

Писатель умер 10-го марта в 1940-ом году в Москве от тяжёлого заболевания почек.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Врачебная деятельность  М. А. Булгакова.

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.

С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача; 14-16 октября в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.

 

 

3.Медицинская  деятельность в произведениях  М. А. Булгакова.

Творчество М.А. Булгакова –  одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям  Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Большинство произведений Михаила Афанасьевича – это, в первую очередь, произведения о современном писателю мире, в которых происходит осмысление автором основ того общества, которое создавалось в нашей стране в 20-е – 30-е годы прошлого столетия; это попытка разобраться в непростом, противоречивом времени, его процессах.

Писатель вошел  в мою жизнь как автор повестей, рассказов и фельетонов 20-ых годов, восхитительного романа «Мастер  и Маргарита», чудовищной истории  «Собачье сердце».

Хотелось бы остановиться на произведениях «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце», которые отличаются причудливыми переплетениями реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Это обусловлено тем, что окружающая писателя действительность была столь нелепа и отвратительна, что вполне могла казаться фантасмагорической.

Герои этих произведений живут в одной и той же реальности- Москве первой четверти XX века. Живописная картина действительности того времени  показана автором удивительно конкретно, исторически и психологически достоверно.

Так, например, в  «Собачьем сердце» Булгаков не только представил пороки времени, но открыто  выступил противником установившегося  в стране порядка, при котором  порядок отсутствовал, а восстановилась некая вакханалия ничтожеств.

В повести «Собачье сердце» звучит злободневная и одновременно вечная тема: опасность «революционного» преобразования природы и человека. Для раскрытия этой темы Булгаков, на мой взгляд, очень удачно использует элементы фантастики, сатиру, гротеск, которые идеально сочетаются с бытовым фоном.

 Герой повести «Собачье сердце», профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский, занимается модной в то время проблемой омоложения человека. Писатель отдает должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей, работоспособен (принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу), лечит представителей власти. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, не торопясь пообщаться со своим помощником Борменталем. Профессор рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: «Вот никаких и не читайте». Кстати, газеты здесь не случайны: устами профессора автор выступает против продажности печати.

 Профессор может позволить себе быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что «новоблагословенная очень приличная. Тридцать градусов». Филипп Филиппович возражает: «Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать», потом он пророчески добавляет: «Они туда что угодно могут плеснуть». Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в те годы.

Профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент уже в замысле фантастичен: создать новое существо путем пересадки собаке части человеческого мозга. Будучи гениальным и образцовым ученым, он при проведении своих опытов упустил из виду одну «незначительную» деталь, которая впоследствии оказалась совсем не деталью, - не предусмотрел возможность получения не тех результатов, которые были им намечены. Шарик, будучи вечно голодным горемычным уличным псом, очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы первой четверти XX столетия, делает умозаключения. После операции этот умный, ласковый и по-своему неглупый пес превратился в грубого и невоспитанного хама, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина – трактирного балалаечника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл, но, как и другие ничтожества после революции, он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Ему, наследнику Чугункина, не понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития. Вчитываясь в страницы произведения, яснее и четче представляешь неприглядную картину жизни тех лет.

Первой проблемой, с которой столкнулся Шариков, после  своего таинственного перерождения, была проблема отсутствия документов. «Как же так без документа? – говорит он профессору, – Сами знаете, человеку без документа строго воспрещается существовать». Шариков у автора желает именовать себя Полиграфом Полиграфовичем. И здесь высмеивается автором преувеличение значимости бумаг и зависимость от них человека. Не столь важно, как появился на свет человек, лишь бы у него были в порядке документы. Столь удачно высмеянные формализм и бюрократия 30-ых годов, кстати, преследуют нашу страну и по сей день.

Не задумываясь о моральной  стороне дела, новые хозяева жизни  реквизируют «лишние» жилплощади у  «буржуев». Полиграф Полиграфович Шариков  при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену.

Таким образом на страницах повести  «Собачье сердце» Булгаков поднимает  вопрос коммуналок, не изжитый до сих  пор.

Шариков достаточно быстро адаптируется к действительности, занимает место  в системе и даже получает работу, становится пусть небольшим, но начальником, возглавляет подотдел очистки. Он хорошо понимает свои права, не стремясь выполнять какие – либо обременительные обязанности.

Итак, булгаковский Шариков совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак в санитары по очистке города от бездомных собак и кошек. Что ж, преследование своих – характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения. Но Булгакову важно было выделить кошек как жертв шариковых, так как кошки так и не стали слепыми рабами человека. Истребление инакомыслящих начнется позже, но автор предчувствовал это и мастерски отразил, представляя два вида животных, не терпящих друг друга. Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности – донос на профессора Преображенского, который становится характерной чертой социалистического общества на долгие времена.

Конечно, не фантастический научный  эксперимент сам по себе стремился  изобразить в своем произведении М.А. Булгаков, и в повести «Собачье сердце» он не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда «никто» вдруг становится «всем», но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.

Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправил свою ошибку: Шариков вновь  превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

Таким образом, фантасмагория  в «Собачьем сердце» помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимал в новой действительности. Этот художественный прием является тем оружием, которым он сражается со швондерами и шариковыми, и талант писателя делает это оружие особенно опасным, но в то же время выглядит это увлекательно, смешно. Например, улыбку вызывают внутренние монологи и умозаключения голодного, продрогшего уличного пса Шарика: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас»; «Он умственного труда человек…, этот не станет пинать ногой». С интересом следишь и за ходом фантастического эксперимента по пересадке собаке части человеческого мозга.

Успешно использует фантасмагорию  Булгаков и в последнем романе «Мастер и Маргарита». Форма этого  романа яркая, необычная. В нем переплетены  несколько сюжетных линий, каждая из которых подчинена раскрытию  замысла писателя. У литераторов  до сих пор вызывает споры жанровая уникальность романа. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут.

Информация о работе Булгаков врач и писатель