«Герой Нашего Времени» – психологический роман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:13, аттестационная работа

Описание работы

C давних времен человечество совершало открытия в разных сферах, стремясь усовершенствовать свою жизнь, будь то техника, медицина или астрология. Поэтапно решая свои насущные проблемы, люди хотели найти ответы на вечные вопросы, открыть тайны, скрытые от них. И все чаще и чаще человек задумывался,- а что там, за пределами Земли, где заканчивается галактика и, наконец, сколько тайн хранит вселенная? Но, пытаясь познать далекую и неизвестную вселенную, порой забываем и не видим, что «вселенная» рядом. Когда мы присматриваемся ко всему и ко всем, что нас окружает, то понимаем, что каждый человек – море загадок и неизвестных тайн, разгадывать которые можно вечно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Жизненный путь Михаила Юрьевича Лермонтова………………………..5
2.Закономерность появления романа «Герой Нашего Времени»…..............11
3.Психологизм в художественной литературе ………………………………14
3.1. Композиция романа «Герой Нашего Времени» и система рассказчиков……………………...............................................................15
3.2. Психологическая деталь как средство характеристики внутреннего состояния героев…………….…………………………………………...18
3.3. Природа как способ отображения характеров и эмоций героев…………….………………………………………………………..20
3.4. Личность Печорина…….…………………………………………....21
3.5. Грушницкий как психологический двойник Печорина……...........24
4. Психологический анализ главного героя романа «Герой Нашего Времени»…………………………………………………………………………26
Выводы и заключения…………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Люди “поколения 1820–х”, в частности декабристы (Назимов, позднее Лорер), ощущали в Лермонтове представителя иного поколения, зараженного скептицизмом и социальным пессимизмом и скрывающего от окружающих свой внутренний мир под маской иронии. Внешне это нередко выражалось у Лермонтова в стремлении уклониться от разговора на серьезные темы, в ироническом отношении к восторженности и исповедальности; такая манера держать себя оттолкнула в Белинского, привыкшего к философским спорам в дружеских кружках. Между тем для самого Лермонтова эти встречи и разговоры стали творческим материалом: он получал возможность, по контрасту, осмыслить социально–психологические признаки своего поколения. Результаты этих наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в “Думе”.

Во время ссылки и позднее  особенно раскрылось художественное дарование  Лермонтова, с детства увлекавшегося  живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки – пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. [№4]

Кавказская ссылка была сокращена  хлопотами бабушки через А.Х.Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский  гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб–гвардейский Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во второй половине января 1838 Лермонтов возвращается, а с середины мая 1838 обосновывается в Петербурге. 1838–1841 – годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым, В.А.Сологубом, ближе с В.Ф.Одоевским, принят в семействе Карамзиных, которое становится наиболее близкой ему культурной средой: он принимает участие в домашних спектаклях и развлечениях, устанавливает дружеские отношения с постоянными посетителями салона: Смирновой–Россет, И.П.Мятлевым (с которым обменивается шуточными посланиями) Ростопчиной; у Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал “Тучи”. В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственный прижизненный сборник “Стихотворения” и “Герой нашего времени”.

Популярность Лермонтова открыла  ему двери в великосветское общество, в которое он стремился войти  в целях психологического и социального  самоутверждения.

В 1838–1840 Лермонтов входит в “Кружок шестнадцати” – аристократическое общество молодежи, частью из военной Среды, объединенного законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников, и, по некоторым данным, играет в нем первенствующую роль.

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество – предпочтение, отданное Лермонтову кн. М.А.Щербатовой , которой был увлечен Барант и в 1839–1940 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов, тем не менее, был предан военному суду; под арестом  его навещают друзья и литературные знакомые, в т.ч. Белинский, вынесший сильное впечатление от разговора и самой личности Лермонтова (<Глубокий и могучий дух! ...Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого. Я это сказал ему – он улыбнулся и сказал: “Дай Бог!”>“ – письмо Боткину 16–21 апреля 1840). Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтова с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. 3–5 мая Лермонтов выехал из Петербурга; в Москве был на именинном обеде Н.В.Гоголя (с А.И.Тургеневым, Вяземским, Е.А.Баратынским, Хомяковым, Самариным; с последним сошелся ближе других); посещал дом Н.Ф. и К.К.Павловых. В июне он прибывает в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.Х.Граббе, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и в кровопролитном сражении при реке Валерик. Очевидцы сообщали об отчаянной храбрости Лермонтова, удивлявшей кавказских ветеранов. [№18]

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в  Петербург. Его представляют к награде  за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит столице 3 месяца, окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем “восточного миросозерцания”. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов) и гибели поэта.

В результате краткого обзора  жизненного пути М. Ю. Лермонтова мы можем увидеть  картину, напоминающую, в общих чертах, сюжет романа «Герой Нашего Времени». Следует также отметить, что некоторые  герои романа имеют прототипов в  лице некоторых знакомых в жизни Лермонтова. А сам Михаил Юрьевич, являвшийся личностью загадочной и, для многих, непонятной, схож по описанию с главным героем своего же романа – Печориным. Означает ли это, что автор назвал свое произведение  в честь самого себя, мы сможем узнать только при дальнейшем исследовании романа и его истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

 

Известно, что роман «Герой Нашего Времени», далеко не единственное произведение, написанное Лермонтовым на протяжении всей своей жизни, и что вышло в печать оно в 1840 году. Следует также отметить, что этот роман являлся последним произведением в его жизни, так неожиданно оборвавшейся. Так что же это, очередное произведение или конечное, незаменимое звено творческого ряда?

Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить наиболее значимые произведения, написанные на протяжении всей жизни Лермонтова: «Демон», «Мцыри», «Маскарад» и «Герой Нашего Времени» и последить их градацию. Важными они являются потому, что каждое означает ту или иную ступень творчества или жизни Лермонтова.

В основу сюжета поэмы «Демон» положен  библейский мотив о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном  за это из рая и превращенном Богом  в духа зла. Смысловая структура «Демона» содержит в себе различные пласты и уровни, которые переплетаются и взаимодействуют благодаря образу главного героя – Демону. Вместе с отрицанием и навязанным ему злом в нем живет жажда идеала. Он воплощает в себе мощь свободного разума, и другую созидательную и разрушительную силу – страсть. Лермонтовский Демон – это и внутренне противоречивое конкретно – личностное сознание; и символико-философское отражение глубинной сущности и человеческого духа, с целью его пересоздания и «очеловечивания».

Драма «Маскарад». Это первое произведение, предназначавшееся поэтом  к опубликованию. По сравнению с предыдущими лермонтовскими драмами «Маскарад» больше насыщен сценами  и картинами повседневного быта. В художественной структуре этого произведения взаимодействуют различные пласты (так же, как и в «Демоне»), их переплетение  происходит на всех уровнях пьесы. Один из показательных ключевых моментов показанных в драме, где представлен образ маскарада, не только отражает  типичный для светского бала быт, а показывает символическое обобщение света, современного поэту общества, где вместо человеческих лиц – личины, «приличьем стянутые маски». Самое страшное в том, что эти роли – маски, становясь привычными, как бы прорастают внутрь, деформируя не только лицо, но и личность, остатки подлинно человеческой сущности.[№3]

«Мцыри» и «Демон» находятся  в сложных отношениях взаимной соотнесенности и противопоставленности. Идеал  «Мцыри» шире, чем у «Демона», т.к. Демон стремится преодолеть одиночество через любовь, а для  Мцыри идеал в широком единении с людьми, родными и близкими не только по крови, но и по духу. Диалогичность Мцыри не сводится к внутреннему диалогу в исповеди героя. Трагизм Мцыри не только в том, что он не находит конкретного пути, ведущего на Родину, но и в том, что такого пути нет вообще, т.к.нет возврата назад – к историческому прошлому.

«Герой Нашего Времени» - итоговое произведение Лермонтова, первый русский  социально-психологический и философский  роман в прозе. Он впитал в себя творчески трансформированные на новой исторической и национальной основе традиции русской и мировой литературы. «Герой Нашего Времени» - новая встреча с современником, судьба которого волновала Лермонтова давно; новая, более реалистическая по характеру, более продолжительная и убедительная. Жизнь современника представилась разностороннее.

Ни от чего, не отказываясь, но помня  цензурный опыт  «Маскарада», следовало  писать так, чтобы роман прошел через  цензуру, чтобы он сделался фактом литературной жизни, а не лег на архивную полку, где его откроют потомки. «Герой Нашего Времени» - гениальное воплощение «веления времени», этап в исторической эволюции романного жанра.[№3]

 «Герой Нашего Времени»- важнейшее  звено того творческого ряда, который определился как результат  постигнутого в большом труде и опыте жизни и творчества воззрения. За этим романом последовали бы другие произведения, которые были бы посвящены проблемам современности и которые все больше расширяли бы круг лермонтовских идей. Но жизнь его оборвалась.

Эти произведения именно в той очередности, в которой они представлены, отображают градацию жизни Лермонтова. Опыт, связанный с этими произведениями, научил автора чему-либо, и четко отразился в последнем произведении, являющемся финальной точкой, и отражающий все жизненные принципы автора. Эти произведения  являются ступенями, ведущими к усовершенствованию творчества и к его логически верному завершению. Из этого можно сделать вывод, что роман «Герой Нашего Времени» не обычное произведение, а закономерный роман

Говоря о закономерности появления романа «Герой Нашего Времени», невозможно не упомянуть о писателе, который оказал огромное влияние на формирование поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова, Д. Г. Байроне. Взяв  роман в руки, мы можем увидеть неоднократные упоминания о нем. Следовательно, можно сказать, что Д.Г. Байрон оказал некоторое влияние на написание данного романа, возможно косвенное. Его поэзия повлияла на автора романа «Герой Нашего Времени»[ №17 ]

Если верить в то, что в жизни  не бывает случайностей, то можно смело  утверждать, что и появление романа «Герой Нашего Времени» в творческом ряду не случайно, а фатально. Этот роман подытоживает все произведения, написанные  Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, выводя на первое место психологию, которая сквозила как от самого Лермонтова, так и от его произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЗМ В  РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕНННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

Нужно начать с непосредственного  определения термину психологизм , назвать наиболее известные психологические романы  и определить схожие черты.

Психологизм в прямом и строгом  смысле слова неминуемо связан с  воссозданием неповторимых моментов человеческой жизни, что наиболее характерно для  литературы последних двух столетий. Следует отметить, что интерес литературы к психологическим состояниям изначален. Со временем формы освоения духовной сферы меняются и обогащаются.  Христианское средневековье привело во внутренний мир героев литературы много нового. Были открыты сложность и противоречивость человеческой сущности Освоение людского сознания с помощью сложных и нередко загадочных психологических рисунков, принято обозначать понятием психологизм.  Это индивидуализированное воспроизведение переживаний в их взаимосвязи, динамики и неповторимости  «Литературный психологизм начинается с несовпадений, с непредвиденности  поведения героя». Однако, в литературе 19-20 вв. преобладает психологизм, который склонен рассыпать внутренний мир человека на ряд переживаний. Писатели 19 века, как правило, более суровы к своим героям. Их рефлектирующее сознание философ назвал «томящимся» и «несчастным», оценив его весьма жестко: как безумство самомнения. Особенность психологических произведений 19 века – суд происходит над человеком, всецело сосредоточенным на себе.

Также следует отметить  психологические отечественные романы, которые чаще подвергаются обсуждению критиков: И.С. Тургенев «Отцы и дети», Н.Г. Чернышевский «Что делать?», Л.Н. Толстой «Война и Мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», рассказы и повести А.П. Чехова и ,конечно же, роман М.Ю.Лермонтова «Герой Нашего Времени».[№ 8]

Все эти произведения подходят под  вышеперечисленные критерии психологизма писателей 19 века.

При  этом важно отметить, что  психологизм в прямом смысле слова  неминуемо связан с воссозданием неповторимых моментов человеческой жизни, в данном случае можно проследить разительное сходство характеров автора романа «Героя нашего времени», М.Ю. Лермонтова, с главным героем, Г.А.Печориным. И одной из главных черт характера является поиск себя в жизни.

Предварительно стоит заметить, что психологизм романа заключается в каждой мелочи, во всех деталях, которые между собой неразрывно связаны, и грань между ними уследить порой слишком сложно.

3.1 Композиция  романа  «Герой Нашего Времени»  и система  рассказчиков

В начале следует отметить, что новеллы идут не вслед за хронологией жизни главного персонажа, а в порядке постепенного раскрытия и углубления его образа перед читателем. Также нужно заметить, что автор не случайно нарушает порядок расположения новелл и, что роман состоит из пяти частей. Каждая из них служит ступенью в постепенном раскрытии образа Печорина. Так еще в начале мы видим Печорина последних лет, уставшего от пустоты и скуки пресной жизни. Чтобы сюжет романа не воспринимался, как только романтический («Бэла»), Лермонтов любовную историю  Бэлы и Печорина дает как устный рассказ Максима Максимыча, бесхитростного офицера, который был очевидцем и участником событий.

Для лучшего понимания, следует  вспомнить, кто такой Печорин  и поставить события, происходящие в его жизни в правильном хронологическом порядке. Печорин- богатый молодой человек из петербургского света, по неясным причинам попавший на кавказскую войну. Он аристократ по всем своим привычкам, храбр, но отличался ли на войне – не известно. На Кавказе он сначала чуть не погибает от рук девушки – контрабандистки, потом убивает на дуэли офицера- Грушницкого. За это его посылают в отдаленную крепость под начало старого штабс-капитана Максима Максимыча, Там он похищает горянку Бэлу, которая вскоре погибает. Через какое-то время Печорин выходит в отставку и отправляется в дальнее путешествие. По пути он встречает рассказчика и Максима Максимыча, причем обижает старика нарочитой холодностью. Вскоре Печорин умирает, что дает возможность рассказчику напечатать его дневник.

Теперь  можно подробнее рассказать о системе рассказчиков, используемой автором данного романа. Лермонтов  представляет нашему вниманию трех рассказчиков: непосредственного рассказчика, который  ведет повествование в начале, и который позже представляет журнал Печорина нашему обозрению, Максим Максимыч и, собственно, сам Печорин.

Автор нарочно не отдает повествование  текста одному рассказчику, тем самым, внося какие-то  особенности и  черты психологизма. Возможно, Лермонтов  хотел отобразить жизнь  Печорина и показать ее через призму видения каждого из рассказчиков: добродушного офицера; простого, незнавшего его до сих пор человека, и, наконец, в заключении показать отношение самого Печорина к себе, другим людям и всему миру вокруг. Эти детали также подтверждают наличие признаков психологизма в романе «Герой Нашего Времени».

Информация о работе «Герой Нашего Времени» – психологический роман