Проблематика в романе Федора Достоевского "Преступление и наказание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:21, доклад

Описание работы

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Это произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику.

Файлы: 1 файл

Доклад по социологии и политологии.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Доклад по социологии и политологии.

Проблематика в романе Федора Достоевского "Преступление и наказание"

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление  и наказание» поднимает целый  ряд социальных, психологических  и нравственных проблем, заставляя  читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Это произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику.

Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений. Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет.

За пять дней в Висбадене Достоевский  проиграл в рулетку все, что у  него было, включая карманные часы. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали  не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание».

В сентябре 1865 года Достоевский решил  предложить свою новую повесть журналу  «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления».

В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и  эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон.

Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и предпринимающий поиск истины, основываясь на вопросе «Тварь ли я дрожащая или право имею?». На основании найденных ответов, он строит свою чудовищную теорию, о том, что всеобщего блага можно достичь, истребив то, что, по его личному мнению, душит человека.

Автор умело рисует картины неустроенного  быта молодого человека и его мучений  по поводу того, что жить так ниже человеческого достоинства, последовательно прописывает моменты, которые заставляют юношу поддаться искушению, спланировать убийство, для решения своих материальных проблем. Понятно, что порождённые унизительным и жалким существованием студента мысли, овладевают им не сразу, идёт борьба в сознании и душе. Политические процессы, происходящие в этот период в обществе, так же способствуют разрушению моральных установок, нарушают культурные традиции, обрывают связь с прошлым, исторические корни. Нравственные принципы, сдерживающие ранее личность в каких-то рамках, границах вдруг перестают действовать и освобождают от обязательств и исполнения канонов. Общество устроено так, что честный труженик не в состоянии содержать семью, чтобы не умереть от голода. 

Принципы, которые раньше казались Родиону Раскольникову незыблемыми, вдруг теряют всяческую ценность, превращаются в чушь, чепуху, безделицу, через которую легко можно переступить. Вот так и появляются на свет две категории людей, на которые поделил человечество нищий студент: «сверхчеловеки» и «твари дрожащие». Быть частью муравейника Родион естественно не желает. Его кумиры, Магомет и Наполеон. Герой Достоевского подражает своему кумиру, Наполеону, но такому, каким тот был позже. Никакого стремления к революции «маленьких людей». Полный пренебрежения к ним, Родион Романович называет таких людей дрожащими тварями. Он трепещет от одного предположения, что может быть в чем-то похож на них.

Закономерно встаёт вопрос, к какой  же категории общества относиться сам  Родион Раскольников. Отнести себя к классу презираемых он не в состоянии, получить моральное право убить, ради целей гуманистических, куда как приятнее. Заявить себя в качестве личности сильной, способной на поступок – вот к чему приводят юношу его размышления. Автор наградил своего героя топором для убийства. Некоторые увидели в этом чуть ли не сравнение Раскольникова с крестьянским бунтом, с революцией. Но революция означает активность народа, а Раскольников отказывает «человеческому муравейнику» вообще в какой бы то ни было активности. Имеет ли отдельный человек, homo sapiens, «право»? История давно уже дала нам ответ на этот вопрос. «Сверхлюди» и «высшие расы» всегда терпели в истории поражения. Как и Родион Романович Раскольников.

Цель определена не Раскольниковым, заимствована из идей социалистических, класс эксплуататоров должен быть уничтожен, а старушка-процентщица, конечно же, является ярким представителем этого класса, ведь она наживается на людской боли и страданиях. Не учел Раскольников того, что ростовщичество не само по себе зло, а зло, порожденное общим бедствующим положением людей. Процентщица лишь видимая часть айсберга человеческих несчастий и бед, а корни неустроенности гораздо глубже.

Парадокс в том, что желая  всеобщего освобождения, он ничего не в силах изменить. Нищета и  отчаяние толкают людей к ростовщикам  закладывать последнее, а не сами процентщики. Они лишь паразиты, наживающиеся на болезненном состоянии общества, но никоим образом не причина сложившейся ситуации. Не случайно Раскольников – студент, не окончивший университета. Его поиски знания и понимания только начались, а неверно избранный путь приводит к краху личности и идеалов. Роковая ошибка заложена в самой теории Раскольникова, возомнившего, что можно, вооружившись топором, достигнуть всеобщего блага.

Развитие общества невозможно без  боли и страданий, считает герой, не будет прогресса без крови. Он мнит себя то мессией, избавителем, то властителем, равным с великими историческими личностями. Но теория неожиданно даёт сбой, приходится убить не только саму старуху, но и её кроткую и забитую сестру, которая никогда никому не принесла зла и была человеком тихим и незаметным. После совершённого злодеяния с молодым человеком происходит странная метаморфоза, теперь ему кажется, что убийство — это чуть ли не единственный способ защиты от окружающей несправедливости мира, только с помощью убийства и можно бороться. Слом эмоций и чувств, потрясение, испытанное в момент совершённого злодеяния, превращают жизнь Родиона в сущий ад. Человек по натуре общительный, добровольно заточает себя, огораживая от всего света, но муки совести и разума не дают Раскольникову покоя.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет  действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считаю, что человеку, обладающему силой и злостью, «все дозволено». «Мы одного поля ягоды, » — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь».

Трагедия Раскольникова усиливается  потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный  из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей: он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя от всех.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Моральные терзания героя на протяжении всего повествования принимают различные формы: попытки помочь семье горького алкоголика Мармеладова, порыва спасти свою сестру из лап хищного развратника Свидригайлова, любви из сострадания к Сонечке.

Весь ужас в том, что Раскольников до последнего пытается оправдать себя тем, что лично для себя он ничего не желал, убивая старуху. Никакой корысти в его действиях действительно не было. Все, чего он хотел – доказать состоятельность дикой теории о том, что можно кровью очистить мир.

Но Родион понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», она не выдержала проверки жизнью. Моральные муки, страх, угрызения совести и каторга – его удел. Он не изменил мир, но изменился сам, поэтому восклицает «Я не старуху убил, а себя убил!». Совершив преступление, Раскольников ищет заслуженного наказания, бичуя себя сполна.

По сути, преступление Родиона Раскольникова  заключается не столько в кровавом зверстве, а в его роковой ошибке при построении своей теории. Именно подобные теории о «праве сильного, лучшего» вершить судьбы порождают фашизм и национализм. Любое проявление бесчеловечности не может быть ничем оправдано – вот что демонстрирует преступление Раскольникова.

По словам Достоевского, в его  произведении есть намек на мысль, что  налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Достоевский-психолог с такой силой  раскрыл трагедию Раскольникова, все  стороны его душевной драмы, безмерность  его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания  каторгой. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. Насилие, даже при попытке оправдать его «высокими идеалами», остается безумием, не способным решить никаких проблем, а только создающим новые. Убивая старуху, герой раскалывает свою душу.

По воле автора мы приходим к выводу, что единственный способ преобразовать общество – это самопожертвование и христианская любовь.


Информация о работе Проблематика в романе Федора Достоевского "Преступление и наказание"