Шпаргалки по "Литературоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка

Описание работы

1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".

Файлы: 1 файл

литвед.экзамен.docx

— 157.10 Кб (Скачать файл)

Строгость требований классического  стиля уже меньше соблюдалась  в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей  творчество Шекспира открыло драме  новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической  и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт  верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман, Бейерлейн).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшебышевский, Бар, Д’Аннунцио, Гофмансталь).

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная  драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так  и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров;

Жанрово-видовое членение драмы:

Классифицируются по характеру  конфликта и пафосу. Есть жанры, тяготеющие к традиции.

Для комедии характерен внешний  конфликт, разрешимый, преходящий. Чаще всего, в комедии присутствует социо-культурная проблематика. Пафосы в комедии - юмор и сатира.

В трагедии пафосы трагизма и героики. Внешний конфликт усугубляется внутренним психологическим конфликтом.

 

Виды драмы (драматические  жанры)

 

- трагедия- жанр художественного  произведения, основанный на развитии  событий, носящем, как правило,  неизбежный характер и обязательно  приводящем к катастрофическому  для персонажей исходу, часто  исполненный патетики; вид драмы,  противоположный комедии. Трагедия  отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее  заостренно, как сгусток внутренних  противоречий, вскрывает глубочайшие  конфликты реальности в предельно  напряжённой и насыщенной форме,  обретающей значение художественного  символа; не случайно большинство  трагедий написано стихами.

- драма (жанр)- литературный (драматический) и кинематографический  жанр. Получил особое распространение  в литературе XVIII—XXI веков, постепенно  вытеснив другой жанр драматургии  — трагедию[, противопоставив ему  преимущественно бытовую сюжетику  и более приближенную к обыденной  реальности стилистику. рамы специфически  изображают, как правило, частную  жизнь человека и его конфликт  с обществом. При этом акцент  часто делается на общечеловеческих  противоречиях, воплощённых в  поведении и поступках конкретных  персонажей.

- мелодрама- 17-18 вв. - в Италии  и до сих пор мелодрама - синоним оперы. Патетическое и  гиперболизированное изображение  страстей, морально-дидактическая направленность. Антитеза страсти и порока. Счастливый  конец.

иеродрама

- мистерия- один из жанров  европейского средневекового театра, связанный с религией.

Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался  различными бытовыми комическими сценками. С середины XV века мистерии стали  наращивать объём.

- комедия- жанр художественного  произведения, характеризующийся юмористическим  или сатирическим подходом, а  также вид драмы, в котором  специфически разрешается момент  действенного конфликта или борьбы  антагонистичных персонажей. К числу  видов комедии относятся такие  жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши  дни образцом такого примитива  являются многие комедийные кинофильмы, построенные исключительно на  внешнем комизме, комизме положений,  в которые персонажи попадают  в процессе развития действия.

Различают комедию положений  и комедию характеров.

1.Комедия положений (комедия  ситуаций, ситуационная комедия)  — комедия, в которой источником  смешного являются события и  обстоятельства.

2.Комедия характеров (комедия  нравов) — комедия, в которой  источником смешного является  внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость,  гипертрофированная черта или  страсть (порок, недостаток). Очень  часто комедия нравов является  сатирической комедией, высмеивает  все эти человеческие качества.

- водевиль- комедийная пьеса  с песенками-куплетами и танцами.  собирательное обозначение особого  жанра простой незатейливой шутливой  песенки народного характера,  лёгкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему  связанной с селениями Вирской  долины.

- фарс- малый комический  жанр средневекового западно-европейского  театра. В центре фарса изображение  жизни горожанина. Герои - социальнообобщенные  образы, переходящие из пьесы  в пьесу. В фарсе присутствовала  буфонада

- Миракль - 13-14 вв. - назидательная  драма, драматизация библейской  легенды или католического святого.

- Моралите - поучительно-аллегорическая  драма с адиномическим сюжетом,  строящаяся на борьбе за душу  человека. Действующие лица - олицетворенные  пороки и добродетели.

В отличае от других родов  литературы в драме отсутствует  авторское повествование, а присутствуют лишь его "следы". Действие развивается  исключительно в речах и поступках  героев, они же служат единственным источником создания характеров. Авторское  слово в драме ограничено ремарками - краткими указаниями об обстановке, интонации  героев для актеров и постановщиков.

 

32 вопрос

Жанры -  группы литературных произведений, объединенных совокупностью  формальных и содержательных свойств.

Жанры с трудом поддаются  систематизации и классификации. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры  специфичны (хокку, танка, газель в литературах  стран Востока). К тому же жанры  имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории  словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова  басня); другие же соотнесены с определенными  эпохами (такова, к примеру, литургическая  драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры  являются либо универсальными, либо исторически  локальными.

Но литературные жанры  можно классифицировать по:

1. форме (новелла, ода, опус, очерк, повесть, роман, эпос)

2. содержанию (комедия,трагедия, драма)

3. родам (эпические, лирические:оды, послания, стансы, элегия, лиро-эпические: баллада, поэма, драматические:драма, комедия, трагедия)

Литературные жанры - это  группы произведений, выделяемые в  рамках родов литературы.

 

Все жанры делятся на универсальные  и локальные.

Универсальные - жанры, которые, появившись в литератруре, продолжают функционировать и по сей день.

Локальные - функционирующие  только в определенный исторический период.

 

Жанрообразующие признаки:

-пространственно-временная  организация

-субъектная организация

-речевая организация,  ассоциативный фон.

 

Этим признакам соответствуют 3 жанровых плана:

-план формы

-план восприятия.

-план содержания («мир  мысли», воплощаемый в языке, т.  е. организованная определённым  образом область всего того, что  может быть предметом языкового  сообщения)

 

Кроме того, жанр - категория  творчества. в литературоведении  есть понятие "память жанра". В  каждом жанре собирается все содержание, которое в него вкладывали разные писатели (содержательные и формальные моменты).

 

33 вопрос

Уровень "внешней формы":

Применительно к литературе внешняя форма — система материальных средств организации языковой ткани, которые позволяют добиться активизации  звуковой стороны текста (в стихе  — это рифмы, ассонансы, аллитерации) и которые осуществляют его ритмическую (а в поэзии — метро-ритмическую), стилистическую и композиционную упорядоченность (архитектоника произведения, последовательное или инверсионное развитие действия, принципы сопряжения описаний, диалога  персонажей, прямой авторской речи и т.д.), что и делает текст носителем  новой, сверхсемантической, художественной информации, находящейся в подтексте  произведения.

 

Во-первых, речевая форма  произведения может быть прозаической или стихотворной — это понятно  и .не требует комментариев. Во-вторых, ее может отличать монологизм или  разноречие. Монологизм предполагает единую речевую манеру для всех героев произведения, совпадающую, как правило, с речевой манерой повествователя. Разноречие представляет собой освоение разнока-чественности речевых манер, в нем речевой мир становится объектом художественного изображения. Монологизм как стилевой принцип связан с авторитарной точкой зрения на мир, разноречие — с вниманием к разнообразным вариантам осмысления действительности, так как в разнокачественности речевых манер отражается разнокачественность мышления о мире.

 

В разноречии целесообразно  выделять две разновидности: одна связана  с воспроизведением речевых манер  разных персонажей как взаимно изолированных  и случай, когда речевые манеры разных героев и повествователя определенным образом взаимодействуют, «проникают»  друг в друга. Последний тип разноречия в работах М.М. Бахтина получил  название полифонии. В-третьих, наконец, речевая форма произведения может  характеризоваться номилативностью  или риторичностью. Номинативность пред¬полагает акцент прежде всего  на точности художественного слова  при использовании нейтральной  лексики, простых синтаксических конструкций, отсутствии тропов и т.д. В номинативности акцентируется прежде всего сам  объект изображения, в риторичности — изображающее объект слово. Разговорная  речь (лингвисты называют ее «некодифицированной») сопряжена с общением (беседами) людей прежде всего в их частной  жизни. Она свободна от регламентации  и склонна менять свои формы в  зависимости от ситуации. Беседа (разговор) как важнейшая форма человеческой культуры упрочилась и заявила о  себе уже в античности.

 

Словесная ткань литературных произведений, как видно, глубинно сопряжена  с устной речью и ею активно  стимулируется. Художественная речь нередко  претворяет также письменные формы  внехудожественной речи (многочисленные романы и повести эпистолярного  характера, проза в форме дневников  и мемуаров).

 

Специфика художественной речи:

Художественная речь (речь поэтическая) - реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи - в максимальной организованности и выразительно-смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется  в устном народном поэтическом творчестве при отождествлении явлений жизни  человека и природы (психологический  параллелизм); приобретает свойства переносить признаки с предмета на предмет по сходству (метафора) и  по смежности (метонимия); сближая далекие  по значению слова, формирует и развивает  многозначность слова, придает речи усложненную фонологическую организацию, в т. ч. ритмичность. Делится на стихотворную и прозаическую области (см. Поэзия и Проза). Наряду с этим художественной речи свойственны и внеэстетические  функции языка: установление контакта между говорящим и слушающим (автором  и читателем), передача информации, прямое эмоциональное воздействие  на слушателя (читателя), выражение  отношения говорящего (пишущего) к  предмету речи, уточнение и истолкование сообщения.

 

34 вопрос

ТРОПЫ (ргеч. tropos – «оборот») – слова, употребленные автором  в иносказательном, переносном смысле; их новое значение определяется контекстом произведения. По характеру ассоциаций, вводимых тропами, становится очевидно авторское отношение к предмету. Приемы изменения прямого значения слова характерны не только для художественной, но и для публицистической и разговорно-бытовой  речи.

Выделяют несколько основных видов тропов:

 

СРАВНЕНИЕ – соотнесение  двух предметов, при котором один из них служит для характеристики другого. Тот предмет, который описывается  через сопоставление, является главным, а другой – вспомогательным, сходные  признаки создают основание сравнения.Полное сравнение включает указание на один общий или два сходных признака, создающих основание для сближения  предметов. Если основание опускается, возникает сокращенное сравнение. В развернутом сравнении общий  признак вводится как специальное  пояснение.

 

МЕТАФОРА – прямой перенос  признака одного предмета на другой по сходству. Основные виды метафорических переносов (на примере языковых метафор):

1) С материальных явлений на душевные процессы человека и его качества («острый ум»; «светлая печаль»; «железная воля»).

2) С частей человеческого, животного или растительного организма на явления природы или материальной культуры («подошва горы»; «корешок книги»; «горлышко кувшина»).

Информация о работе Шпаргалки по "Литературоведению"