Шпаргалки по "Литературоведению"

Дата добавления: 16 Мая 2013 в 21:48
Автор работы: n*************@yandex.ru
Тип работы: шпаргалка
Скачать архив (154.09 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

литвед.экзамен.docx

  —  157.10 Кб

- двусложная (анапест)

 

Ритмические определители:

1. Метрические отклонения

2. Длина строки (4 стопы  - норма)

3. Цезура - пауза

4.Равно- и неравномерность  (урегулированная и неурегулированная) - вольные стихи

5. Соотношение клаузул

ж-м-ж-м

д-м-д-м

Правило Альтернанса - чередование  разнородных клаузул

6. Анжамбеман - вид антисинтаксического  переноса

Существует 3 типа рифмовки:

" смежная (парная)  аабб

" перекрестная  абаб

" кольцевая (опоясывающая) абба

 

Виды рифм рассматривают  попарно на разных основаниях.

По месту расположения:

" конечная

" внутренняя

 

По количеству совпадающих  звуков:

" бедные

" богатые (более трех звуков, которые совпадают)

 

По качеству совпадающих  звуков:

" точная (совпадают все буквы и звуки с одним отклонением)

" неточная (несовпадают и гласные, и согласные)

+          приблизительная

 

По частотности использования:

" банальные

" экзотические (может создаваться: русское слово+английское, изменение ударения)

 

По характеру функционирования языковых единиц:

" омонимические

" тавтологические

 

Омонимические и тафтологические

 

Строфика.

 

Строфа - это группа строк, объединенных рифмой.

Типы:

 

" моностих

" двустишье (различаются по стихотворным размерам: элегический дистих (5-,6-стопный дактиль),6-стопный ямб (Александрийский стих))

" трехстишье (терцина) - перекрещиваяся рифма

" четверостишье (катрен)

" шестистишье     ааб    2 и 5 строки укорочены

"                          ввб

" восьмистишье - самая нейтральная строфа. Принцип нанизывания: сицилианская октава (абабабаб), тосканская октава (абабабвв; абабвввб)

" девятистишье (нона). Спенсерова строфа.

" десятистишье (одическая строфа)

" онегинская строфа (14 строк: 1-перекрестная, 2-парная, 3-охватная, 4-парная)

 

37 вопрос

Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов  и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.

Стихотворная речь – разновидность  мерной речи, характеризующаяся определенными  закономерностями ритмической организации, особенно повторением ритмических  единиц того или иного объема (стоп, стихотворных строк, строф и т.п.).

 

Ритм – равномерное  повторение каких-либо однородных явлений. Принципы ритмической организации  стихотворных произведений многообразны и у отдельных наций весьма специфичны. Особенности фонетической системы того или иного национального  языка определяют и своеобразие  ритмического строя данного народа. Однако сама ритмическая основа стихотворной речи, сложившаяся еще за много  веков до нашей эры, остается единой и неизменной для всех народов.

Такой основой является членение речи на ритмически соизмеримые отрезки  – стихи, то есть отдельные стихотворные строки.

Материалом для ритмического строения стиха являются слоги. Организация  же этого материала неодинакова  в произведениях различного времени  и у различных народов. Она  определяется особенностями каждого  национального языка, его исторического  развития.

Силлабическая система стихосложения

От греч. Syllabe – слог.

 

Система построения стиха, в  основе которой лежит равносложие, т.е. – одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как  правило, это число было равно  одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в  стихе почти не наблюдалось, ибо  в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий  пример чему - творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.

 

Но существовали и свои исключения: поэт-силлабик молдавского  происхождения Антиох Кантемир писал  сатирические стихи, частенько направляя  свои стрелы против фигур церкви и  высшего света. Он ратовал за оживление  силлабического стиха, использовал  различные ритмические приемы, пытался  создать новую систему стихосложения, отойти от силлабики.

 

Принцип равносложия был  присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными  слогами в слове ( во французском  – за последним, в польском –  за предпоследнем, в чешском –  за первым и т.д.). Но для языков, в  которых, как в русском языке, ударения падали на различные по месту  их нахождения слоги (так называемое беглое ударение), силлабическая система  оказалась малопригодной: подлинной  ритмической соизмеримости стихов она создать не могла.

 

Существующие системы  стихосложения распадаются на две  большие группы: количественное (квантитативное) и качественное (квалитативное) Эти  две группы различаются по тому принципу соизмеримости, по которому соотносятся  их единицы. Количественное стихосложение  в основу соизмеримости кладет количество времени, нужное для произнесения первичной  ритмической единицы – слога. В этом отношении оно напоминает музыкальный строй. Его можно  назвать музыкаьно-речевым стихосложением, поскольку в основе его ритма  лежат и речевые, и музыкальные  элементы. К музыкально-речевому стихосложению  относятся античное (метрическое) стихосложение, русское народное стихосложение, восточный  аруз. Наряду с этим существует качественное стихосложение, в котором музыкальное  начало отсутствует, слоги в нем  соотносятся не по длительности их произнесения, а по своему качеству, т .е по ударности и безударности.

 

Следует заметить, что у  нас весьма распространен термин «музыкальность стиха» и в применении к качественному стихосложению, но в этом случае он не несет в  себе точного содержания (т.е. указания на длительность слога), а является своеобразной метафорой, обозначающей благозвучие и выразительность  данного стихотворения. К качественному  стихосложению относятся три  основных вида: стихотворение силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. Качественное стихосложение иногда называют также  стихосложением акцентным и тоническим.В  более узком смысле сист стихослож  делятся на 3 группы - тоническая(основана на одинаковом кол-ве ударных в каждой стихотворной строке. При этом кол-во безударных слогов может быть произвольным.В  систему входят несколько поэтических  размеров - дольник, тактовик, акцентный  стих),силлабическая(длина стиха  опред. к-вом слогов;стихи наз4-, 5-, 6-сложными и т.д. Силаб.

 

Разницу между длинными строками уловить нельзя, появляется цезура – обязат. словораздел, члнящий стих на короткие, легко ощутимые полустишия) и силлабо-тоническая(силлабо-тоника предполагает и одинаковое кол-во уд. в стихе и одинаковое кол-во в  слоге.Основана на закономерном чередовании  уд. и безуд. слогов.

 

Основные метры силлабо-тонического  стихосложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение  было введено на Руси Тредиаковским  и Ломоносовым, заменив силлабическое  стихосложение.

 

Метр - чередование ударных  и безударных слогов. Выделяют 5 метров: двусложный (хорей [-   ] и ямб [  - ]) и трехсложный (дактиль[-    ], амфибрахий[   -   ], анапест[   -]), в зависимости от количества слогов в стопе. Стопа - чередование одного ударного и двух безуударных. Размер - количество стоп данного метра  в строке.

 

Существуют отклонения от метров силлабо-тоники:

" двусложные (пиррихий[  ], спондей[ - - ])

" трехсложные (кретик[ -   - ], тримакр[ - - - ], трибрахий[   ], бакхий[  - - ], антибакхий[ - -   ]).

 

38 вопрос

Изначально русская, равноударность, 3 ударения, 5 ударений

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. tonos - ударение)   - система  стихосложения, основанная на упорядоченности  появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным  динамическим ударением и ослаблением  безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического  стихосложения различаются «чисто-тоническое»  стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается  только число ударений, во 2-м также  и расположение их в стихе.

Тоническая система стихосложения - исконно русская. Прерогатива поющихся текстов. Система посторена на равной ударности слов в строке. Размеры: 3х-иктный, 5и-иктный и т.д. (икт - ударный  слог).

 

В силаботонике должно быть преобладание одного метра. Если такового нет, то такой размер либо силлабический, либо тонический.

Однако между тоникой  и силлаботоникой находятся 2 размера, являющиеся промежуточными формами  между ними:

-дольник - стихотворная  форма, для которой характерно  колебание безударных слогов  от одного до двух между  ударными.

-тактовик - стихотворная  форма, для которой характерно  колебание безударных слогов  от одного до трех (бывает от 0 до 2) между ударными.

 

39 вопрос

Из польши, 13сложный

Силлабическое стихосложение (греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа  слогов в стихе. Употребительно преимущественно  в языках с постоянным ударением  — тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской  поэзии употреблялось с середины  17 в до 30-х годов 18 века, пришло в  Россию из Польши; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный  русский стихотворец второй половины 17 века приближённый к царскому двору  учёный-монах Симеон Полоцкий. В  связи с тем, что основным правилом при написании «виршей» (от лат.versus – стихи) было соблюдение равного  количества слогов (невзирая на ударения в словах),  применялись т.н. разноударные рифмы со смещением ударения, как  например: лЕтит – свЕтит, тЕбе –  нЕбе… Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Всё  это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.

 

 

 

 

40 вопрос

Понятие о ритмической  системе как совокупности всех повторов в стихе. Роль повтора в стихе. Виды повторов: звуковые, лексические, синтаксические:

Ритмика - область стиховедения, изучающая ритмические вариации.

Совокупность всех повторов в стихе образует   ритмическую  систему.

Повтор - повторение слов или  словосочетаний (лексический), которые  фиксируют внимание читателя и этим усиливают их роль в тексте

Повторяться могут мотивы, образы, детали, сюжетные ситуации. Бывают П. ритмические, мелодические, звуковые. П. могут широко употребляться в  прозе и поэзии. Особенно велика роль П. в поэзии.

Стихи строятся на четком чередовании  соизмеримых ритмических величин - слогов, ударений, строк, строф.

Звуковые П.: ассонанс ( п. гласных "утро туманное, утро седое" - Тургенев); аллитерация (согласных "…весенний  первый гром, как бы резвяся и  играя, грохочет…" - Тютчев)

Словесный П.: рефрен (припев) "Левой, левой, левой! - Маяк: "Левый  марш".

П. образных построений (моделей) - параллелизм - одинаковое построение предложений, синтаксический повтор.

П. может быть упорядоченный (регулярный)  - в заранее ожидаемом  месте и нерегулярный.

Повторяющиеся элементы м.б. константными (рядом стоящими) и  дистантными.

Особый вид константного П.- удвоение понятия (тавтология.)

Повторяющиеся элементы в  стихе могут занимать разную позицию  в строфе, абзаце, произведении:. Анафора - единоначатие ("Когда умирают  кони - дышат, Когда умирают травы - сохнут, Когда умирают солнца - они  гаснут, Когда умирают люди - поют песни"), эпифора "Покуда сердца стучатся - помните. Какой ценой завоевано  счастье , заклинаю помните" -Р.Рождественский).

Слова, стоящие в конце  одного стиха и составляющие начало последующего образуют стык, или подхват ("О, весна без конца и без  краю, без конца и без краю мечта!"- Блок

Особый вид П. - кольцо: стих-е начинается и заканчивается  теми же словами "Шаганэ ты моя, Шаганэ" - Есенин.

П. м. б. точным (П -копия) и  неточным (П - эхо) "Ночь , улица, фонарь, аптека… - Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь" - Блок.

П., при котором элементы следуют в обратном порядке, называется зеркальным.

П. не просто дублирование, это  то ответ, то усиление, то утвержднеие, то отрицание, то сомнение. "Соседка  капли  - капле не близнец" - Б  Ахмдуллина.

 

Описание работы
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Содержание работы
содержание отсутствует