«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

Цель работы: анализ повести М.Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.

Основные вопросы и задачи, подлежащие рассмотрению:

- история создания и судьба повести;

- выявить соответствие между «преобразованиями» в России начала 20-х годов и «преобразованиями» в повести «Собачье сердце»;

- сатира на общество «шариковых» и «швондеров»;

- образ профессора Преображенского;

- актуальность повести в наши дни.

Содержание работы

Введение
3

Глава I. Жизнь и творчество М.А.Булгакова
5

1.1.
Раннее творчество М.А.Булгакова. Сатирическая фантастика.
5

1.2.
Драматургия М.А.Булгакова.
6

Глава II. Повесть «Собачье сердце».
8

2.1.
История создания и судьба повести. Великий эксперимент.
8

2.2.
Образ профессора Преображенского.
9

2.3.
Доктор Борменталь.
12

2.4.
Сатира на общество «шариковых» и «швондеров».
13

2.5.
Актуальность повести в наши дни.
17

Заключение.
18

Литература.
19

Приложения. 20

Файлы: 1 файл

Собачье сердце.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции  как лучшего слоя в нашей стране». Он уважительно - любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский – воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма. [приложение №7]

Свою повесть Булгаков вначале  назвал «Собачье сердце. Чудовищная история». Но главным её героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы. Он создавал колоритного Филиппа Филипповича Преображенского, оглядываясь на родного дядю, известного всей Москве врача-гинеколога Николая Михайловича Покровского. Но булгаковский сердитый профессор очень далеко ушел от своего реального прототипа.

Профессор Преображенский – носит  сакральную фамилию, указывающую на его роль всесильного божества, «жреца» (так его будет воспринимать Шарик), способного преобразить мир и  человека. Профессор живет уединенно, в прекрасной комфортабельной квартире, автор любуется культурой его быта, его облика – Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Преображенский – крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждения это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего, нужно научить людей элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок.

Основа повествования – внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Весь продрогший, голодный пес, к  тому же ошпаренный, наблюдает жизнь  улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистинки. скольким жизнь спас».

Он сочувствует бедной барышне  – машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперстовых  чулках». «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл…».

Увидев Филиппа Филипповича  Преображенского, Шарик понимает: «он  умственного труда человек…», «этот  не станет пинать ногой». И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Автор делает пса симпатичным, дарит ему светлые воспоминания о ранней юности на Преображенской заставе и вольных собаках-бродягах, поэтический сон о веселых розовых псах, плавающих на лодках по озеру. Пес умен, наблюдателен, даже совестлив – задремал от стыда в кабинете гинеколога. К тому же Шарик обладает бесспорным сатирическим даром: увиденная им из подворотни жизнь человеческая чрезвычайно интересна в метко схваченных и высмеянных подробностях тогдашнего быта и характеров. Именно ему принадлежит тонкая мысль, повторенная автором повести неоднократно: «О, Глаза – значительная вещь! Вроде барометра. Всё видно – у кого великая сушь в душе…»

Далее начинает звучать одна из ведущих, сквозных  тем творчества Булгакова – тема дома как средоточия человеческой жизни. Большевики уничтожили Дом как основу семьи, как основу общества.

Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония- сарказм в отношении процветающих непманов. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит  фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова – романа о дьяволе.

 

 

2.3. Доктор Борменталь.

Чудесные превращения, совершаемые профессором Преображенским, фиксирует его ученик – доктор Борменталь, выступающий в повести  в роли «евангелиста». Особенность  фигуры «евангелиста» в произведениях Булгакова – в противоречивом сочетании искренней преданности учителю и полного его непонимания.

Записи доктора Борменталя исполнены искреннего восхищения открытием  учителя; документальная «история болезни» Шарика то и дело прерывается восторженными восклицаниями «летописца»6 «изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная  функция гипофиза – мозгового придатка – разъяснена!.. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу. Профессор Преображенский – вы творец!!».

Однако верный ученик – «евангелист» на самом деле выступает в роли ненадежного рассказчика – рассказчика, неадекватно трактующего слова и поступки учителя, создающего искаженную картину происходящего. Его объяснения и комментарии вступают в противоречие в «правильной» интерпретацией – подкрепленной авторитетом участника события или самого автора. Так, например, удивительная способность Шарика читать справа налево в дневнике Борменталя получает следующее объяснение: «Шарик читал! Читал!!... Именно с конца читал. И я даже знаю, где разрешение этой загадки: в перекресте зрительных нервов у собаки!» Однако истинная причина такого чтения открыта нам еще в начале повести. Она гораздо более прозаична и крылась совсем в другом: к магазину Шарику «подбегать….было удобнее с хвоста слова «рыба», потому, что при начале слова стоял милиционер».

Профессор Преображенский по-прежнему остается в глазах своего ученика всесильным божеством –  в то время как «маг» и «чародей» оказался бессилен перед хаосом, внесенным в его жизнь свершившимся чудом. Профессор Преображенский являет собой тип булгаковского героя, который пройдет  затем через все творчество писателя: наделенный мощной творческой (преображающей) силой, он одновременно может быть слаб и уязвим. Булгаковский герой вынужден всегда противостоять окружающему его миру – враждебному, агрессивному, абсурдному.

 

 

 

    1. Сатира на общество «шариковых» и «швондеров».

«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры, после этой удивительно зрелой вещи возможны были лишь московские сцены «Мастера и Маргариты».

Социально-агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он, в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина». «Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это – мираж, дым, фикция», - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.

Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами гомункула Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает повесть в трагические тона. Преображенский не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. [приложение №5]

Подвижники новой веры представлены в резко гротескном освещении. Один из членов домкома – «персиковый юноша в кожаной тужурке» - носит фамилию Вяземская, оказывается женщиной, однако в булгаковском описании неизменно восстанавливается гротескный контекст выяснения личности: «Это неописуемо! – воскликнул юноша, оказавшийся женщиной»; «Я, как заведующий культотделом дома…. – За-ве-ду-ю-щая, - поправил её Филипп Филиппович».

Комичен и образ  Швондера, решившего воспитать Шарикова в марксистском духе: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту: умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Швондер старается повлиять на Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах,  но и своем превосходстве над буржуями. Попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове есть сатирический выпад писателя против Швондера. Натравливая Шарикова на профессора Преображенского, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Стоит отметить, что сатира и юмор в этой повести достигают высшей степени мастерства.

[приложение №6]

Необъяснимые метаморфозы, происходящие с представителями  новой власти, могут, однако, таить  себе опасность. Стоило Шарику превратиться в Полиграфа Полиграфовича Шарикова и стать причастным к власть держащим – «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как его пребывание в квартире Преображенского стало смертельной угрозой как для самого профессора (на которого уже был написан донос), так и для всех обитателей его дома. Гротескные превращения, которым в булгаковском мире подвержены ответственные советские чиновники придают новой власти и ее представителям демонический характер, делают их не столько социальной или политической, сколько метафизической силой, которой вынужден сопротивляться булгаковский герой.

 

 

Булгаковский Шарик  совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак  и кошек, естественно. Что ж, преследование  своих – характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.

Следующий ход Шарикова – явление в Пречистинскую  квартиру  вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет  выселить… - крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков». Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно, что в Пречистинской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности –  донос-пасквиль на профессора Преображенского. Именно тогда, в тридцатые годы, донос  становится одной из основ «социалистического»  общества,  которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы…

Хорошо, что на страницах  повести чародею-профессору удалось  обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные хозяева жизни довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская теза «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые – пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Актуальность повести в наши дни.

«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своем времени.

Внешне шариковы ни чем  не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой же возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Собачье сердце в союзе  с человеческим разумом – главная  угроза нашего времени. Именно поэтому  повесть, написанная в начале века, остается актуальной в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.

Информация о работе «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество