А. Бердяев: Русская идея. Судьба России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 12:42, творческая работа

Описание работы

В своей статье «Русская идея» Бердяев критикует славянофилов за то, что, по их мнению, государственность развивалась органически. Бердяев же считает, что для российской истории характерна, прежде всего, прерывность. В связи с чем, он выделяет в ней пять периодов: Россия Киевская, Россия времен татарского ига, Россия Московская, Россия Петровская и Россия Советская. Также Бердяев возлагает большие надежды на то, что впереди нас ждет новый период в истории Россия. Нельзя не согласиться с тем, что развитие России было катастрофичным. Бердяев считает, что наиболее худшим был период Московского Царства, а лучшим были Киевский период и период татарского ига, так как в них не было замкнутости и было больше свободы.

Файлы: 1 файл

А. Бердяев Русская идея. Судьба России.docx

— 17.42 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И  СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Н.А. Бердяев: Русская идея. Судьба России»

 

 

 

Выполнила: Игнатова М.А.

Группа ГФБ-32

Проверила: Гревцова Е.С.

доц. каф.

 

 

Москва 2011

Н.А. Бердяев: Русская идея. Судьба России.

 

В своей статье «Русская идея» Бердяев  критикует славянофилов за то, что, по их мнению, государственность  развивалась органически. Бердяев же считает, что для российской  истории характерна, прежде всего, прерывность. В связи с чем, он выделяет в ней пять периодов: Россия Киевская,  Россия времен  татарского  ига,  Россия  Московская,  Россия  Петровская  и  Россия Советская. Также Бердяев возлагает большие надежды на то, что впереди нас ждет новый период в истории Россия.

Нельзя не согласиться  с тем, что развитие России было катастрофичным. Бердяев считает, что  наиболее худшим  был период Московского Царства, а лучшим были Киевский период и период  татарского ига, так как в них не было замкнутости и было больше свободы.

По  мнению  Бердяева,  «русская идея» является истинно  народной - сформулированной   лучшими   представителями   народа, в соответствии с глубинными народными желаниями  и чаяниями. Долгое  время  силы  русского народа были направлены, главным образом, на поддержание огромного российского государства. А русская  идея  вырабатывалась  на  протяжении  нескольких  столетий  в соответствии с присущим России противоречивым характером души.

В заключении статьи Бердяев приходит к выводу, что на формирование русской идеи оказало влияние то,  что русские  люди   из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия,  продолжали искать божественную правду и смысл жизни. В связи  со  всеми  вышеприведенными  доводами  Бердяев  считал,  что русская идея - это мессианская идея, и, что русские призваны играть  достойную  роль  в истории мира в утверждении  принципов  коммюнотарности.  Однако  Бердяев четко  разграничивает  в рассмотрении русской идеи национальную  и  националистическую  идею, борясь против всех проявлений национализма.

Русская душа подавлена необъятными  русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности. Государственное  овладение необъятными русскими пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни  государственному интересу и подавлением  свободных личных и общественных сил. Русский человек привык возлагать эту организацию на центральную власть, чувствуя в собственной душе необъятность, с которой ему трудно было справиться. Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры. От русской души необъятные русские пространства требовали смирения и жертвы, но они же охраняли русского человека и придавали ему чувство безопасности.

Русская идея вновь и вновь волнует умы россиян. Русская идея в общем виде - это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем. По своему объему она общенациональна. И как таковая, она являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте.  
Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает их к сотрудничеству. Н.А.Бердяев пишет в связи с этим, что русская идея есть «идея коммюнитарности и братства людей и народов». Каждая национальная идея имеет свои преимущества. Основное же преимущество русской идеи - универсальность, по причине чего она приобретает эсхатологический характер, принимающий форму «стремления к всеобщему спасению». 

Хотя Бердяев вряд ли одобрил бы тот путь, по  которому  идет  развитие России в последние годы, в нем все же можно отметить ряд позитивных процессов, а также предположить, что развитие страны  все же выйдет на верный путь.  Есть надежда,  что выходу  из  того  состояния,  в котором сейчас находится Россия, поможет та самая «русская идея», о которой так много писал Бердяев, и в формировании которой его философия и политико-правовые взгляды  сыграли, и, наверняка, еще сыграют далеко не последнюю роль.


Информация о работе А. Бердяев: Русская идея. Судьба России