А. Шопенгауэр и современная западная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:26, реферат

Описание работы

Иррационализм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность, в сущности, и происхождении бытия.

Содержание работы

Биография А. Шопенгауэра 2
Основные философские идеи А. Шопенгауэра 5
Шопенгауэр и современная западная философия 10
Список используемой литературы 12

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 29.70 Кб (Скачать файл)
  • Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.
  • Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.
  • Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.

Цель искусства состоит в  освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни.

Воля к жизни реализуется  в человеке путем эгоизма (утверждение  собственного существования). Но при  этом воля проявляет себя двояко. С  одной стороны, она — источник безудержного эгоизма, а с другой — реализует себя в свободе. И поэтому человек может пойти против эгоизма по дороге самопожертвования. Нужно относиться к другому как к самому себе, и обогащать свой духовный мир. Но этот удел только для редких и избранных. Шопенгауэр: «И мы видим очень много людей… трудолюбивых… занятых приумножением богатства».

У Шопенгауэра воля — это «вещь в себе». Только воля способна определить все сущее и влиять на него. Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля — воля к жизни, стремление.

В книге Шопенгауэра «Мир как  воля и представление», которую сам  автор называет «самой серьёзной  и самой важной из наших книг», излагается его теория палингенезии. Теория о том, что воля человека никогда не умирает, но проявляет себя опять в новых индивидах:

«Бесконечное время протекло, прежде чем я родился, — чем же был  я все это время?»

Метафизический ответ на это, пожалуй, был бы такой: «я всегда был я: именно, все те, кто в течение этого времени называл себя я, это были я».

Вместе с тем Шопенгауэр отвергает  основные положения реинкарнации о переселении конкретной души.

Что касается более современного состояния  теории, то одним из мыслителей, который  заявил о связи своих взглядов с мыслями Шопенгауэра, является австрийский физик-теоретик, лауреат  Нобелевской премии по физике (1933) Эрвин  Шрёдингер

 

 

Шопенгауэр и современная  западная философия

 

Говоря о современной западной философии, мы подразумеваем философскую мысль Западной Европы и Америки конца ХIХ – начала ХХI века. Развитие классической философской традиции можно обозначить, начиная с Античности и заканчивая серединой 19 ст. Классическое философствование характеризуется ясностью, рациональностью, системностью, вниманием к онтологической и гносеологической проблематике, а так же некоторой универсальностью и стремлением к научности понятийного аппарата философии.

С середины 19 века начинается новый  этап развития философской мысли, который  включает в себя как неоклассические, так и постклассические направления. Причинами возникновения новой философии становится кризис рационалистического мировоззрения, симптомы которого хорошо видны уже в иррационалистической традиции 19 века. А именно в «философии жизни» А.Шопенгауэра: течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь. С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь понимается как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи. Принято выделять два основных варианта философии жизни:

1. Биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.);

2. Исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер).

Философия Шопенгауэра, не получившая признания  при его жизни, становится популярной с сер. 19 в. Влияние Шопенгауэра заключается не в том влиянии, которое он оказал на ближайших учеников и последователей своего учения, как Фрауэнштедт, Дейссен, Майнлендер, Бильгарц и другие эти ученики были лишь полезными комментаторами учения своего учителя. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений. Новокантиантство в известной степени обязано своим успехом философии Шопенгауэра: Либман находится под влиянием Канта в шопенгауэровском освещении (особенно в вопросе об отношении интуиции к понятию). Гельмгольц также является кантианцем в духе Шопенгауэра (учение о врожденности закона причинности, теории зрения), А. Ланге подобно Шопенгауэру, сочетает в и не примиренной форме материализм и идеализм. Из слияния шопенгауэровских идей с другими мыслями зародились новые системы; так, гегельянство, скомбинированное с шопенгауэровским учением и другими элементами, породило “Философию бессознательного” Гартмана, дарвинизм и шопенгауэровские идеи вошли в состав философии Ницше, учение о ”ценности жизни” Дюринга выросло по контрасту из шопенгауэровского пессимизма. Косвенным образом навеяны Шопенгауэровским учением о наследственности исследования по этому вопросу Рибо, учение Ломброзо о “прирожденном преступнике” и сенсационный памфлет о “ вырождении ” Нордау. Влияние Шопенгауэра на Владимира Соловьева (мораль в “Критике отвлеченных начал”) и Льва Толстого также, несомненно.

Шопенгауэр  с полным правом мог сказать "Закат  моей жизни стал зарёй моей славы". В 1859 году вышло третье издание "Мира как воли и представления", а  в следующем году - третье издание "Двух основных идей этики". Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии.

 

Список используемой литературы:

 

1. http://sopenga.narod.ru/2.htm

2. http://filosbank.narod.ru/Fails/Filosofi/Htm/Shopengauer.htm

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/

4. http://iph.ras.ru/elib/3453.html

Р


Информация о работе А. Шопенгауэр и современная западная философия