«Исповедь» Августина – первая биография души

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Понять это состояние, а тем более суметь передать его, раскрыть для окружающих, дано не каждому. Аврелий Августин стал тем философом, который смог открыть для нас глубину бурной, неспокойной человеческой души. Не случайно об Августине говорили, что "ни у кого из великих мыслителей не было таких перепадов между высочайшим и низменнейшим, что среди церковных святых он был наименее святым и наиболее человеком"

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4

1.Краткие биографические данные…………………………………………..5-6

2. Творения блаженного Августина………………………………………….7-8

3. Исповедь (Confessiones) – исчерпывающее откровение души……..9-12

4. Современная оценка……………………………………………………...13-19

Заключение……………………………………………………………………20-21

Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 ГОУВПО «Российский государственный

 профессионально-педагогический университет»

Художественно – педагогический институт

Кафедра дизайна одежды

 

 

 

 

 

                                       Контрольная работа

По  дисциплине «Философия»

На  тему: «Исповедь» Августина – первая биография души»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                              

 

Проверил:                                                               

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2009

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

 

1.Краткие биографические данные…………………………………………..5-6

 

2. Творения блаженного Августина………………………………………….7-8

 

3. Исповедь (Confessiones) – исчерпывающее откровение  души……..9-12

 

4. Современная оценка……………………………………………………...13-19

 

Заключение……………………………………………………………………20-21

 

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Начиная изучать любую тему, ранее незнакомую, следует отталкиваться от общих понятий, непосредственно относящихся к этой теме. Из названия данной работы предлагаю выделить и проанализировать  следующие определения: исповедь, биография, душа.

     Трудно говорить об исповеди, как жанре средневековой культуры, не определив прежде, что мы вкладываем в это понятие. Средневековье - время, когда все явления культурной и общественной жизни проходили в контексте христианского мировоззрения. Это относится и к исповеди. Нельзя понять исповедь, не осознав при этом, что вдохновляло людей обращаться к этому жанру. Средневековая исповедь берет свое начало в области богословия. Источник, более всего повлиявший на этот жанр, - Библия. Надо отметить, что  на творчество Августина Библия оказывала непосредственное влияние.

     Что же такое исповедь в определении Писания? Слово исповедь, употребляемое в Библии, это греческое слово "гомология", означающее буквально говорить то же самое, соглашаться, признавать.[2]

В Библейском контексте это означает соглашаться  с Богом, со словом Божиим. Если мы говорим об исповедании веры, то это согласие с библейскими догматами, если об исповедании греха, то это признание в своих проступках. В последнем значении слово исповедь очень близко стоит к понятию покаяние. Человек признает, что его поступок греховен, то есть соглашается с Богом по поводу этого поступка. В христианском вероучении исповедь занимает ключевое место. Только пройдя через исповедь можно получить прощение греха, очищение.

     Блаженный Августин стоял у истоков самого жанра письменной христианской исповеди, где покаяние соединяется с хвалой Творцу и изложением догматов веры. До Августина самыми распространёнными текстами являлись житии, из которых основополагающим, несомненно, является Евангелие, а так же послания к единоверцам. Гимны, воспевающие Бога (или богов) существовали отдельно и обычно создавались в поэтической форме. Философские трактаты, посвящённые осознанию божественного устройства мира, редко приправлялись автобиографическими данными.

     Биография – это жизнеописание, а биография души – это, описание внутреннего, тонкого психологического состояния. Понять это состояние, а тем более суметь передать его, раскрыть для окружающих, дано не каждому. Аврелий Августин стал тем философом, который смог открыть для нас глубину бурной, неспокойной человеческой души. Не случайно об Августине говорили, что "ни у кого из великих мыслителей не было таких перепадов между высочайшим и низменнейшим, что среди церковных святых он был наименее святым и наиболее человеком"

     Почему же исповедь Августина, личное признание собственных грехов, стало общественным достоянием, первым памятником высшего «исповедального» типа автобиографии?

На  этот вопрос предстоит ответить в  процессе изучения темы контрольной  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткие биографические данные

 

"...Что хочу я сказать, Господи, Боже мой? - только, что я не знаю, откуда я пришел сюда, в эту - сказать ли - мёртвую жизнь или живую смерть? Не знаю".

Исповедь, Гл.1, VI.

 

     Чтобы понять "Исповедь" Августина нужно знать время, в которое он жил. Христианство уже перестало быть гонимым. Прошел первый церковный собор, под эгидой императора Константина (325 г.). Но Римская империя представляет пестрое полотно различных взглядов, верований, идей.

Хотя  Августин и рассказывает о себе в "Исповеди", многие моменты он не упоминает. Его цель не подробное описание собственной жизни, а рассказ о том, как его душа пришла к Богу.

    Родился Аврелий Августин 13 ноября 354 г. в Тагасте, городе римской провинции Нумидия. Предки его, скорее всего, принадлежали к берберским племенам, получившим впоследствии римское гражданство. Отец Аврелия Патриций служил в муниципалитете. Язычник, он принял крещение перед смертью. Мать, Моника, была ревностной христианкой, что стало определяющим фактором в выборе вероисповедания не только Августина, но и его сестры. Кроме сестры у Августина был брат Навигий. Отец, хотевший для сына карьеры ритора, отправил его учиться в Карфаген, после чего вскоре умер. Мать последовала за Августином и пробыла с ним до своей смерти.

     В Карфагене молодой человек знакомится с произведениями Цицерона, Аристотеля и других античных авторов, философия которых оставляет в его душе неизгладимый след. После он примкнул к манихеям, и придерживался этого учения вплоть до принятия христианства, около десяти лет. В 383 г. Августин приезжает в Рим преподавать риторику, попутно увлекаясь скептической философией. С помощью протекций друзей-манихеев Августин получает вакансию придворного ритора и через год переезжает в Медиолан. Знакомство с епископом Медиоланским Амвросием круто меняет умонастроение Августина. Амвросий видимо проповедовал христианство в ключе неоплатоников, что отразилось в августиновской "Исповеди". Под влиянием епископа Августин решает принять христианское вероисповедание. На пасху 24/25 апреля 387 г. Амвросий окрестил Августина, его сына Адеодата и друга Алипия.

     После крещения в 387 г. Августин подал прошение об отставке и собирался вернуться в Африку. В дороге умерла мать. Августин поехал в Рим и только через год вернулся домой, продал родительское имение, а деньги раздал нищим.

В 390 г. Августин перебирается в Гиппон, где рукополагается в пресвитеры. С благословения епископа гиппонского  строит небольшой монастырь, где  поселяется с друзьями и сыном  от "греховной" связи. Здесь он обрушивается на манихеев с жесткой критикой, ведёт борьбу с донатистами, радикально настроенными христианами, требующими от священнослужителей незапятнанной репутации и даже святости жизни. Их непримиримая позиция вела к церковному расколу, против которого и выступал Августин. Позже под стрелами его критики находится Пелагий, проповедующий индивидуальное спасение и отказывающий церковной организации в преимущественном праве распределять благодать.

     Августин совмещает написание теологических трактатов с проповеднической деятельностью. Последние годы жизни он оставляет паству на своего приемника Эраклия и работает над незаконченными трудами, а также перерабатывает прежние с позиции нового опыта.         Скончался Августин в 430 г., в осаждённом вандалами городе. В восьмом веке его останки были перевезены в собор св. Петра в городе Павия и захоронены рядом с прахом Боэция.

В наследство Августин оставил сорок томов  литературных трудов, среди которых  диалоги, трактаты, письма, проповеди  и одна исповедь.[3]

2. Творения блаженного Августина

 

1. «Исповедь». В этом автобиографическом сочинении Августин описывает свою жизнь в терминах мистического и духовного опыта. Эта книга есть свидетельство неукротимой силы его веры, внутренней честности, пылкости, фантазии и свободы ума.

 

2. «Отречение», написанное в поздний период его жизни, представляет собой поправки изложенных ранее взглядов с позиции его изменившегося мировоззрения.

 

3. «О Граде Божием». Эта книга представляет собой апологию христианства, в которой первые десять книг посвящены опровержению язычества, а в книгах XI-XVIII содержится описание двух «градов»: мирского и Божия. Под «градом» разумеется общество. Два града описаны симметрично в противопоставлении друг другу. Пронизывающее эту книгу мировоззрение во многом обязано своим возникновением событию, потрясшему весь западный мир, -взятию Рима Аларихом в 412 году. Основанный божественным провидением, воспетый Вергилием вечный город, столица и центр цивилизации перестал существовать. Августин объясняет катастрофу тем, что Рим был градом «этого мира», где ничего вечного нет и быть не может. Идея двух «градов» глубоко отразилась на средневековом видении христианского общества.

 

4. Ряд сочинений «Против манихейства».

 

5. Ряд сочинений «Против донатизма». Донатисты были сектой, возникшей в результате гонений на христиан. Они возражали против возвращения в лоно Церкви тех епископов, которые скомпрометировали себя во время гонений. По существу вопрос касался понимания таинств: зависит ли их «действенность» от личных качеств священнослужителей?

 

6. Ряд сочинений «Против Пелагия». Пелагий, родом из Британии, был блестящим оратором и писателем, преподававшим гуманитарные дисциплины в Риме. В своих 'сочинениях он протестовал против низкого уровня христианской жизни в послеконстантиновой Церкви, проповедуя христианский героизм и совершенство. Церковь, согласно Пелагию, должна состоять из непогрешимых, совершенных людей, причем качества эти достижимы человеческим усилием. В полемике с Пелагием родилось учение блаженного Августина о спасении через благодать. Он также писал против ученика Пелагия Юлиана Экланского, учившего, что не следует крестить младенцев, ибо они безгрешны.

 

7. «О Троице» - богословский трактат, написанный в более поздний период жизни Августина. Это умозрительное сочинение о тайнах Пресвятой Троицы оказало огромное влияние на западное богословие. Хотя сам Августин исповедовал никейскую веру, а прибавка слова Filioque к Никейскому Символу веры возникла независимо от него и гораздо позднее, тем не менее, на основании этой работы оказалось возможным догматическое оправдание Filioque на Западе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исповедь (Confessiones) – исчерпывающее откровение  души

 

     Путь философствования Аврелия Августина - от разлада и раздвоения личной жизни к объективному миру и единству. Поскольку мы замыкаемся в нашем чувственном мире, мы находим в себе один лишь мрак и страдания. "Не видишь ли ты и не ужасаешься этой бездны?- восклицает Августин.- "И что же это такое, как не наша природа, и притом не то, чем она была прежде, а какова она есть теперь. И вот мы более ищем ее познать, нежели действительно понимаем". Все мышление Августина в его дохристианскую эпоху есть ряд гигантских усилий, чтобы вырваться из этой отрицательной, мрачной глубины субъективного сознания к объективному свету и правде, освободиться от своей греховной личности и ее рокового раздвоения.

 

     Сам он говорит в "Исповеди" о том периоде своей жизни, когда, уже освободившись от манихейства, он еще не обратился в христианство: "Пытаясь вывести строй моей мысли из пучины, погружался вновь, и часто делая усилия, я погружался опять и опять". Единственное, что подымало его к объективному свету Божию, рассказывает он, было то, что воля была для него столь же достоверна, как и его существование. И аргументы скептиков никогда не могли поколебать этой внутренней достоверности самосознания. Но в самой своей воле он находил одно внутреннее противоречие, один безысходный разлад. "Ибо эта воля, причина моего греха, но я сам не хочу греха и делаю то, что ненавижу. Делая грех невольно, я скорее терплю его, чем делаю" и, следовательно, это состояние несвободы есть скорее наказание, чем вина, притом наказание, которое я терплю справедливо.

      Следовательно, есть нечто абсолютно достоверное, что возвышается над моими противоречиями: в самом разладе я познаю объективный закон абсолютной справедливости; - таков ход мышления Августина.      Абсолютная достоверность моей воли, моего существования сводится к абсолютной достоверности того объективного блага, того объективного мира и порядка, которого требует моя воля. Раздвоение и разлад есть форма временной действительности, но мир и единство есть ее вечный идеал. «Основной мотив философии Августина есть искание такой вселенной, которая преодолевала бы контрасты временной действительности, ее дурную двойственность в единстве всеобщего мира и покоя» Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина в его генезисе. Искание это - прежде всего процесс болезненный и мучительный; в нем муки духовного рождения нового мира соединяются с предсмертными страданиями старого. Но помимо собственных исканий в этом труде философа нашли отражение и его основные идеи… В «Исповеди» Августин Блаженный немало и с непревзойденной интеллектуальной изобретательностью рассуждает о проблемах времени и пространства.

 

     Аврелий Августин ставит перед собой смелые богословские вопросы: мог ли Бог создать этот мир раньше или позже, чем создал? что делал Бог до того, как создал мир? Как соотносится Бог с понятиями времени и вечности? В решении их Августин примыкает к платоновскому истолкования времени, то есть считает время сотворенной субстанцией. Мир создан не в текущем времени, утверждает богослов, но время начинает идти от сотворения мира.

 

     Бог находится в вечности, и потому к ней неприменимы временные понятия: "раньше", "позже", неправомерно спрашивать Бога, что он делал тогда, когда мира не было. Следовательно, Бог не мог создать мир ни раньше, ни позже чем создал, то есть время начинает идти только и сразу с сотворением мира.

Информация о работе «Исповедь» Августина – первая биография души