Номинализм, учение Уильяма Оккама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:02, реферат

Описание работы

Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия природы, теория познания, его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.
Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению естествознания и философии Нового времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие номинализма ……………..………………………………………………......4
2. Проблемы возникновения и развития религии...…………………………….....7
3. Онтология Оккама ……..……………………………………………………………...14
3.1 Анализ философских категорий материи, субстанции и категории
сущности...............………………………………………………………………………...14
3.2 Оккамова теория движения и пространства…………………………………..17
4. Научное познание начинается с опыта (теория познания)…………………….19
5. Семиотика и логика………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….29

Файлы: 1 файл

номанализм. учение уильяма оккама.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

                                          по дисциплине: «Философия»

тема: «Номинализм, учение Уильяма Оккама».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3

1. Понятие номинализма ……………..………………………………………………......4

2.  Проблемы возникновения и развития религии...…………………………….....7

3.  Онтология Оккама ……..……………………………………………………………...14

3.1   Анализ философских категорий материи, субстанции и категории

      сущности...............………………………………………………………………………...14

3.2 Оккамова теория движения и пространства…………………………………..17

4. Научное познание начинается с опыта (теория познания)…………………….19

5. Семиотика и логика………………………………………………………….24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    

Уильям Оккам  является одним из наиболее значимых философов эпохи средневековья. Это фигура, предопределившая закат  схоластики и открывающая эпоху  “кватроченто”. Как мыслитель своего времени Оккам является схоластом. Уильям Оккам, был сторонником прогрессивной  на тот момент времени теории “двойственной  истины”, суть которой заключалась  в разграничении областей философии  и теологии. Философии отдавалась область знания (естественный мир), теологии - область сверхъестественного. Главным смыслом теории “двух  истин” было утвердить независимость  науки и философии от вероисповедных догм теологии. Кроме того, Оккам  не делал ни малейших попыток объяснить  истины веры при помощи разума, наоборот, в своих сочинениях он говорит  о невозможности такого объяснения и о “прозрачности” некоторых  религиозных истин, данных вере в  Откровении, что никоим образом не могло устраивать служителей церкви. Вследствие этого Оккам при жизни  подвергался гонениям со стороны  служителей церкви, а после его  смерти долго существовал запрет на его труды, как еретические. Оккам  остался в истории как непримиримый борец против папства, немало сделавший, чтобы дискредитировать этот институт.

Отделив философию  от теологии, Оккам дал толчок к  научному исследованию. Кроме этого  некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия  природы, теория познания, его взгляды  на вопросы права, государственного устройства и веры.

Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению  естествознания и философии Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие номинализма

Номинализм  (лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям)- направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних. В широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Базовый тезис Н. констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления. Основополагающие идеи Н. были высказаны еще в античной философии в контексте критики платоновской концепции "мира идей" стоиками, киниками (Антисфен и Диоген Синопский) и перипатетиками (Александр Афродизийский). В раннем средневековье взгляды, семантически изоморфные Н., высказывались Марцианом Капеллой (5 в.). В рамках узлового для средневековой философии спора об универсалиях оформление номиналистической позиции связано с именами Беренгара Турского (11 в.) и, особенно, Иоанна Росцелина (ок. 1050 - ок. 1122), давшего системное обоснование Н. В процессе длительной и острой драматической борьбы Н. с реализмом кристаллизуются многочисленные направления Н. с различными семантическими оттенками. Прежде всего, правомерно говорить о радикальном, или крайнем, Н., полагающем реальным существование лишь единичных вещей (res singulares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", flatus vocis (Росцелин), и об умеренном Н., усматривающем основания интегрирующего имени в онтологически заданных свойствах сходных вещей (концептуализм, терминизм). Веер культурных аппликаций Н. достаточно широк. Прежде всего, в своем приложении к теологической проблематике он выступает основанием критики тринитарного догмата, отрицая общее понятие, объединяющее ипостаси Троицы в качестве реальной сущности (решением Суассонского Собора в 1092 Иоанн Росцелин был обвинен в "тритеизме", а его учение было квалифицировано как еретическое), в силу чего Н. впоследствии неоднократно актуализировался в контексте антитринитаристских идей. В приложении к гносеологической проблематике Н. выступает в историко-философской традиции своего рода принципиальным основанием сенсуализма: в средневековой философии - Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др., что же касается более поздних экспликаций, то в варианте концептуализма Н. фундирует собою программу синтеза эмпиризма и рационализма (Локк); в крайнем же своем варианте Н. послужил основой субъективизма в гносеологии и тактически был положен в основу неопозитивистской программы элиминации из языка науки "метафизических суждений" (физикализм). В приложении к антропоэтической и социальной проблематике Н. задает яркий вектор индивидуализма: от ранних концепций свободы воли у Иоанна Дунса Скота до индивидуалистических концепций 14 в., фундированных принципом невозможности примата общего (целого), т.е. социальной иерархии, над частью, т.е. частной жизнью (идеи "соборного движения" за признание авторитета национальных собраний верующих выше авторитета Папы). Применительно к проблематике логической Н. закладывает ориентацию на узкую трактовку исчисления предикатов, основанную на том принципе, что значениями переменных могут выступать лишь онтологически артикулированные объекты, их дискрипции и имена, но не символические термины, смысл которых задается контекстом (тезис Куайна о недопустимости связывания универсалий кванторами, ибо в противном случае логика неизбежно сталкивается с парадоксами; классический пример - парадокс Рассела). Будучи апплицированным на сферу осмысления фундаментальных оснований математики, Н. становится актуальным в первой четверти 20 в. И если становление теории множеств стимулировало возрождение в математике так называемого платонизма (Г. Кантор, Фреге), допускающего неограниченное введение абстракций как онтологических сущностей (принцип абстракции), то в противовес ему в сфере логико-философских оснований математики оформляется изоморфная Н. программа исключения абстракции (С.Лесьневский, Л.Хвистек, Т.Котарбиньский, Тарский, Н.Гудмен, Куайн, Л.Генкин, Р.Мартин и др.). Целью этой программы является построение внепарадоксальной математики на основе формализованных языков, в системе которых реализуется исключение абстракций (теорема исключения абстракций В.Крейга) и замены их языковыми моделями (функциональная семантика Тарского). Такая постановка проблемы выводит в сферу внелогической проблематики, касающейся фундаментальных философских вопросов: "как символизм математики функционирует в качестве языка, полезного при взаимодействии между теми, кто употребляет этот символизм, и их физическим окружением? На самом деле это и есть решающий вопрос. В чем состоит соотношение между языком и объектами мира?" (Л.Генкин). В этой связи номиналистическая программа позволяет расширить подход к проблеме математического формализма и языка, инспирируя развитие таких сфер, как логическая семантика, формальная семантика, теория записи, языковое моделирование и др.). Н., таким образом, может рассматриваться не только как направление средневековой схоластики, но - шире - как культурный феномен парадигмального характера, проявивший себя в различных социокультурных областях.

 

 

 

  1. Политические, правовые воззрения Оккама в условиях исторической среды

 

Уильям  Оккам замыкает эпоху Средневековья  и является наиболее значительным схоластом  после Фомы Аквинского. Сведений о  его жизни крайне мало. Даты его  рождения и смерти точно не известны. По одним источникам он родился около 1280 года, по другим дата его рождения находится между 1290 и 1300 годами. Также  не установлена и точная дата смерти, по одним источникам это 10 апреля 1349 года, по другим это 10 апреля 1350 года. Более  верной датой смерти кажется 10 апреля 1349 года, так как в этом году свирепствовала “черная смерть” - холера. Неоспоримым  фактом является то, что родился  он в Англии в селении Оккам.

 Учился  Уильям Оккам в Оксфорде, где  изучал сначала философию и  другие науки из их официального  свода, а затем - теологию. В  то время неотъемлемым элементом  схоластического образования были  диспуты, организация которых  способствовала развитию теории  и практики проведения дискуссий.  По окончании обучения для  получения ученой степени студент  был обязан принять участие  в таком публичном диспуте:  студент выставлял определенные  тезисы, ему предлагали возражения, на которые он должен был  ответить и т. д. За годы  учебы Оккам по праву стяжал  себе славу великолепного диспутанта. Диспуты протекали в очень  напряженной эмоциональной атмосфере  и нередко заканчивались столкновениями  с применением физической силы. Уильям Оккам был сначала учеником, а позднее соперником Дунса  Скота. 

К моменту  выхода Оккама на философскую арену  Средневековая официальная схоластика достигла апогея в двух крупнейших школах XIII века - томистов, объединившихся вокруг доктрины Фомы Аквинского, и скотистов, следовавших Иоанну Дунсу Скоту и придерживавшихся противоположных томистам взглядов.

Томисты яростно ополчаются против материалистического  истолкования аристотелизма у последователей Аверроэса, против тезисов о вечности мира, смертности индивидуальной души. В конечном счете, Фома Аквинский  подчиняет знание вере.

Скотисты, с одной стороны, хотели бы отстоять религиозные догмы от критики  вольнодумцев, но с другой стороны, скотисты - за науку и хотели бы обеспечить ей возможность беспрепятственного развития. Выход из создавшегося противоречия они нашли в теории двойственности истины. Согласно ей философское и  церковное учение две непересекающиеся системы, у каждой из которых имеются  свои специфические инструменты  для постижения истины.

Это утверждение  являлось прогрессивным на тот момент времени, хотя и являлась своеобразной модификацией пресловутой компромиссной  формулы “кесарю - кесарево, а богу - божье”. И томизм, и скотизм стали объектом обстоятельной аргументированной критики Оккама [1,с.18]. Ни в одном из этих направлений он не находил подходящей основы для философского познания.

После завершения учебы, Оккам преподавал в Оксфорде, где его гибкость в полемике и  резкий способ аргументации принесли ему прозвание doctor invicibilis (непобедимый). В течение четырех лет Оккам читал курс лекций по Библии и по “Сентенциям” Петра Ломбардского.

 Возникает  закономерный вопрос: была ли  у Оккама ученая степень? Ученик  Оккама Адам Английский именовал  его бакалавром теологии, но удалось  также обнаружить и ряд документов, в которых Оккам именуется  магистром. Так что на данный  момент времени нет однозначного  ответа на этот вопрос.

Нет никаких  достоверных сообщений и о  личной жизни Оккама. В силу обета  безбрачия Оккам не был женат. Но он не разделял мнение Фомы Аквинского, что в браке мало хорошего, в  его трудах нет антифеминистских выпадов. Для заведомо более демократического образа мыслей Оккама характерна настойчивость, которую он проявлял в пропаганде уравнивания прав женщины с мужчиной в области культовых обрядов [1,с.48].

 В  Оксфорде Оккам около 1319 года  пишет свой фундаментальный труд  “Свод всей логики”. Здание  логики Оккам выстраивает на  номиналистическом фундаменте, сопровождая  его удачным подбором примеров  и иллюстраций. “Свод всей  логики” получил широкое хождение  в Оксфорде и имел хождение  до конца XVIII века. Кроме “Свода” у Оккама имеется еще несколько фундаментальных работ по логике, к их числу относится “Трактат о книгах по теории логических ошибок”.

В Оксфорде философ завершает работу над  “Комментариями к четырем книгам “Сентенций” Петра Ломбардского”, на создание которых у него ушло около пяти лет. Этот труд открывает  список его теологических сочинений. К их числу относятся такие  как: “О таинстве клятвы”(1324 год); “Трактат о божественных предопределении  и предвидении”; “Избранное в семи томах”. В них затронуты проблемы, касающиеся смерти, “кары”, “ада”  и “спасения” души. Оккам решительно отвергает реализм Петра Ломбардского и подходит к этим вопросам с позиций  номинализма. Помимо теологических  проблем, в этих работах уделяется  внимание и анализу философских  категорий (например, рассматривается  вопрос о субстанции).

Освещая философские воззрения Оккама, нельзя не затронуть основные моменты общественно-политических отношений, сложившихся в данную эпоху и оказавших большое  влияние на жизнь и философские  работы Оккама.

Главной чертой той эпохи является противостояние церковной и светской власти, основанное на имущественных интересах. Началом  разногласий является обложение  духовенства налогами французским  королем Филиппом четвертым, и после  последовавшей за этим борьбы, закончившейся, увы, не в пользу “наместника Христа”, перенос папской резиденции из Рима в Авиньон. Этот период известен как  “авиньонское пленение пап(1309-1377 годы), когда папа оказался в политической зависимости от французского короля. В результате ущемленные в своих  “правах”, авиньонские папы попытались компенсировать свои финансовые потери за счет резкого усиления церковных  поборов в Англии и Германии [1,с.27]. В этот период в Германии, искавшей защиты от попов у светской власти, был избран императором Людвиг IV Баварский, который, к сожалению, не являлся кандидатом, поддерживаемым папой. Папа, Иоанн XXII “придрался” к факту не единогласного избрания Людвига и потребовал, чтобы решение вопроса о престолонаследии было передано на его усмотрение. После отклонения Людвигом требования папы, тот объявил, что смещает Людвига с трона. После чего Людвигу пришлось апеллировать к Вселенскому собору, единственной власти, которая была выше папской. В результате сам папа был обвинен в ереси.

В это  же время начинается конфликт папы с миноритами. Наиболее полно минориты характеризуются Марксом: “минориты - это нищенствующие монахи, ветвь  францисканцев с более строгой  дисциплиной; они не признавали никакого имущества, жили подаянием, держались  строгих нравов и поэтому стояли к народу ближе, чем все остальное  духовенство; кроме того, это были крупные схоласты и преподаватели  канонического права…” [2,с.19]. Генералом  ордена в то время являлся Михаил Чезенский. К тому времени орден  усилиями папы Григория IX был окончательно превращен в контролируемую церковью организацию. Францисканцы получили право преподавания в университетах.

Конфликт  с папской возник из-за вопроса  об идеале бедности. У рыцарей ордена существовал порядок, по которому собственность, дарованная братии ордена, передавалась ими папе, разрешавшему им пользоваться ею, не впадая в грех собственничества. Иоанн XXII покончил с этим порядком [3,с.487].

В 1313-1314 годах Оккам вступил в ряды ордена, примкнув к его левому радикальному направлению спиритуалов, “ересь”  которых он защищал, однако, не с  платформы мистики, а с позиций  преклонения перед рациональным познанием [1,с.21].

Информация о работе Номинализм, учение Уильяма Оккама