Онтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 1: Основные формы бытия.
Вопрос № 2: Различия между монизмом и дуализмом как субстанциональной основе мира.
Вопрос № 3: Этапы развития представлений о материи в истории философии.

Файлы: 1 файл

задание 2(онтология).docx

— 26.42 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра __________________________________________________________________

 

 

 

Философия

_____________________________________________________________________________________                         

 

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

Студент Кочережко Алла Дмитриевна

 

Группа    14412

 

Дата        27.08.2014г

   
 

Преподаватель

   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Новосибирск 2014г

 

Тема 2. Онтология

Вопрос № 1: Основные формы бытия.

  Какой бы смысл (материалистический, идеалистический, иррациональный) ни вкладывался в категорию «бытия», в аналитических целях обычно выделяют несколько форм бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности существования. К таким формам, как правило, относят:

 1) бытие природы (вещей, процессов, состояний);

 2) бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека);

 3) бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, т.е. сознание индивида и объективное идеальное, т.е. надындивидуальные его формы)

 

Вопрос № 2: Различия между монизмом и дуализмом как субстанциональной основе мира.

 

Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории мышления. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

 В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), т.е. убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой – хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого "теизма" вообще.

Несмотря на приставку ди-/би-, это не предполагает, что такая религия не может быть одновременно монистической. Такие религии как зурванизм, манихеизм, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монотеистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для менее известных христианских гностических религий, таких как богомилизм, катаризм и т.д. Их можно сравнить с марционизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

 Монизм (от. греч. monos — один, единственный) - философское учение, которое допускает существование одной и только одной субстанции бытия, например — Бога (монотеизм). Монизм противоположен дуализму и плюрализму, предполагающих существование двух и множества субстанций.

Существует две категории монизма:

материалистический монизм;

идеалистический монизм.

Вопрос № 3: Этапы развития представлений о материи в истории философии.

   Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.

 

  Понятие материи относится  к основным философским категориям  и является центральным в материалистической  философии. Оно выражает сущность  материального мировоззрения, его  объективность.

 

  Материалистическая философия  всегда опиралась на достижения  науки, а ее собственный уровень  развития обусловливался уровнем  развития науки в целом. Само  понятие материи не оставалось  неизменным на различных этапах  развития материализма, оно всегда  развивалось и совершенствовалось  с каждым этапом все глубже  и точнее отражая объективную  действительность. История философии  свидетельствует о том, что понимание  материи в различных философских  учениях находится в строгом  соответствии с тем, как согласовывается  в этих учениях представление  о единстве мира с многообразием  его проявлений, как понимается  представителями той или иной  формы философии взаимосвязь  или соотношение общего и отдельного.

 

  В соответствии с  уровнем развития способа производства, практики и науки в становлении  материалистического понятия материи  можно указать на три главных  этапа: наивно-материалистический —  материя то, из чего состоят  вещи и во что они превращаются, их “начала” или “элементы”; механический — материя это  масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т. п.); диалектико-материалистический  — материя это объективная  реальность, существующая в виде  бесконечного многообразия закономерно  взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой в пространстве  и во времени качественно и  количественно различных ее видов  и форм бытия, микро- и макротел  и систем.

 

  Философы Античности  строили свое учение о материальном  мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской  философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли  в этом вопросе дальше. Они  понимали под материей такую  реальность, которая существует  независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего  рода строительный материал, из  которого строятся предметы мира  и стремились свести все многообразие  объективного мира к одному  какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу —  апейрону (Анаксимандр), которые, по  их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще  не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о  материи, но настойчиво и упорно  шли по пути преодоления этой  вещественности.

 

  Древнегреческие материалисты  не располагали общим понятием, тождественным категории материи. Философская терминология, употребляемая  нами сегодня,— продукт длительного  развития, она создавалась в процессе  формулирования и решения философских  проблем. При этом, как правило, развитие  шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного нефилософского мышления, к понятиям более абстрактным и общим. Древнегреческие философы в немалой степени содействовали созданию материалистической категории материи.

 

  Положение Фалеса о  том, что первоосновой всего является  вода, представляется нашему современному  мышлению одновременно близким  и далеким. Наивность этой мысли  Фалеса очевидна, однако его формулировка  вопроса была такова, что ответ  на него должен был когда-нибудь  привести к созданию категории  материи. Понятие Анаксимандра “апейрон”, наоборот, является уже более  абстрактным. Анаксимен вместо неопределенной  материи Анаксимандра вновь представил  абсолютное в определенной форме  природы, положив в основу всего  сущего воздух. “Воздух... если он  разряжен, становится огнем, а если  он сгущен, становится ветром, потом  облаком и затем водой, потом  землей, потом камнями, и остальное  возникает из этого”. Таким образом, во взгляде Анаксимена в скрытой  форме содержится идея основы, которая при разных обстоятельствах  может иметь разные конкретные  формы. А. О. Маковельский отмечает: Теория первовещества Анаксимена представляет значительный прогресс в том отношении, что здесь процесс образования всех вещей определяется точнее, как сгущение и разряжение первовещества. Этим сделан первый шаг к чисто количественному пониманию различия всех вещей и вместе с тем отчетливо выдвинута идея единства материи. Все в основе своей есть воздушная материя.

 

Вопрос № 4: Основные формы движения материи. Движение и развитие.

  Форма существования материи – это единство движения во времени  и пространства. Движение – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов.

В мире нет материи без движения, также как не может быть движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Например, тело покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем – вокруг центра Галактики. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном движении. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой проявление относительного покоя.

В процессе развития материи проявляются качественно новые и более сложные формы движения. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе развития материи через электромагнитные и гравитационные поля между телами непрерывно происходит движение.

Теория относительности указывает, что с «увеличением скорости движения. Происходит возрастание массы тел, уменьшаются по направление движения линейные размеры, убыстряется ритм процессов в телах». «При околосветовых скоростях электроны и другие частицы способны интенсивно излучать кванты электромагнитного поля по направлению движения».

Таким образом, всякое развитие материального мира включает в себя взаимодействие различных форм движения и их взаимное превращение. Движение также неисчерпаемо, как и сама материя. Движение материи представляет собой процесс взаимодействия противоположностей.

Движение материальной системы включает в себя целостное изменение системы. Оно выступает как процесс развития системы. При восходящем развитии системы (от низшего к высшему) происходит усложнение связей, структуры и формы движения материальных объектов. Нисходящее развитие ее форм движения. Движение является боле общим понятием, чем развитие.

Выделяют следующие основные формы движения:

в неживой природе – это движение элементарных частиц и полей (гравитационное, электромагнитное, взаимного превращения, движения атомов и молекул); движение макроскопических тел через процессы кристаллизации и изменение  агрегатных состояний, движение в космических  системах различного порядка);

в живой природе – биологические процессы в различных системах (биохимические, гормональные электрофизиологических и т. д.);

в обществе – все социальные изменения, присущие общественным системам различного порядка.

Общей мерой движения является энергия. Все виды энергии в природе соответствующие различным формам движения. Их можно объединить в 3 основные группы:

энергия пространственного перемещения тел;

энергия связей и взаимодействий тел пространством  различных полей;

собственная внутренняя энергия, соответствующая массе покоя тела.

В первую группу входит кинетическая энергия  поступательного, вращательного,  колебательного и других видов движения. Величина энергии зависит от массы и скорости тел, а у фронтов от частоты колебаний.

Во вторую группу входят все виды потенциальной внутренней энергии материальных систем, представляющие собой различные проявления энергии взаимодействия посредством электромагнитного, гравитационного  и ядерного полей.

В третью группу входят все виды потенциальной внутренней энергии материальных систем, представляющие собой различные проявления энергии взаимодействия посредством электромагнитного, гравитационного  и ядерного полей.

В третью группу входит собственная внутренняя энергия каждого объекта, соответствующая его общей массе. Эта энергия находится в частицах в связанном состоянии и высвобождается полностью лишь в реакциях превращения пар частиц, и античастиц в электромагнитное излучение. Она характеризует огромные внутренние возможности превращений и активных проявлений материй. Материя как бы пронизана энергией, и эта энергия высвобождается при определенных условиях.

 

Вопрос № 5: Концепции пространства и времени в современной философии и науке.

 

      Ньютон определил две концепции пространства и времени: абсолютное и относительное. Абсолютное пространство истинно, одинаково и неподвижно, а абсолютное время  протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное же пространство есть мера или какая – либо подвижная часть, которая определяется нашими чувствами и в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное. Относительное время постигается чувствами внешнего мира продолжительности. Таким образом, в механической картине пространство абсолютно, пусто, однородно, изотропно и является вместилищем материи, представляя собой инерциальную систему. Время же  - равномерно текущее и направленное. Пространство и время являются независимыми друг от друга и материи категориями.

Однако, в ХIХ веке  была создана электромагнитная теория – концепция близкодействия, согласно которой пространство не является пустым, мир заполнен «эфиром». Пространство способно динамически воздействовать на тела, и степень этого воздействия определяется состоянием поля.  Лоренц теоретически доказал, что сокращение тел зависит от их скорости движения. Эйнштейн, исследуя преобразования Лоренца, отметил, что в них отражаются не реальные изменения тел при движении, а изменение результата измерения в зависимости от движения системы отсчета.

Информация о работе Онтология